Мы призваны Богом с благоговением относиться к человеческим именам. Они подчеркивают высокое предназначение человека, его особое место как венца творения в окружающем нас мире.
"Михаил - подобный Богу", "Василий - царь", "Владимир - владеющий миром", "Мария - госпожа"...
С распространением христианства верующие стали называть своих детей именами святых - в память об их подвигах и с пожеланием возрастания в святости новорожденному младенцу.
Сегодня бездуховный человек, предавший забвению веру предков, уже не помнит этой доброй традиции. Именами святых он называет домашних животных.
Святой нынешнего дня - блаженный епископ Артемон.
В нашей памяти тотчас возникает известная сказка А.Н.Толстого "Золотой ключик". Более того, вне пуделиной породы это имя, кажется, уже вообще не воспринимается, как будто специально для нее и создано.
Обычным делом стало видеть на улицах собачников, громогласно зовущих своих четвероногих друзей: "Ди-ма!", "Ни-ки-та!", "Ма-ня!", "Аб-рам!"
Урбанизированная жизнь и одиночество людей, разделенных квартирными перегородками, но прежде всего жизнь вне Бога и Церкви приводят к тому, что всю оставшуюся силу любви и привязанности человек переключает на собаку и кошку, а взаимоотношения с другими людьми - ближними, соседями и знакомыми - падают почти до нуля.
Любить зверей, как учит христианство, и можно, и должно - это само собой подразумевается, но следует при этом также уважать их звериное достоинство и природу. Большой грех - очеловечивать их, называя волкодавов и бультерьеров "сыночками", "мальчиками" и "девочками", одевая на свирепых мастиффов с овчарками человеческие штаны, кокетливые шапочки, сапожки, и вдобавок называть их именами святых.
Безобидные клички "Дружок", "Шарик", "Тузик", "Барсик" воспринимаются сейчас любителями домашних животных, как правило, с раздражением, как нечто примитивное и оскорбительное. Им непременно хочется придумать для мохнатых властителей своих сердец что-то необычное, суперкрасивое и элитарное. Вот и бегают по нашим дворам четвероногие "ксюши", "димы" и "никиты", как живое свидетельство религиозного беспамятства своих хозяев.
Но слышится гневный окрик в наш адрес: "Мы называем так наших детей (т.е. собак и кошек) любя, а в ваших словах полно ненависти! Что вам сделали наши животные? Уже до них добрались!"
Да, таким людям, увы, все равно, что Маня это на самом деле Мария и что это имя по понятным причинам должно произноситься только с великим благоговением и трепетом.
Им совершенно безразлично, что соседский шнуровой черный пудель Абрам носит, по причине бытового безбожия своих "папы" и "мамы" (как собачники порой с гордостью называют уже самих себя в отношении к своим питомцам), имя Авраама - родоначальника еврейского рода и духовного отца всех христиан.
И все же хочется призвать всех людей, искренне любящих животных: соблюдайте в наименовании их здоровое чувство меры и храните живую связь с русской православной традицией.
Любовь не должна превращаться в произвол. Иначе мы окончательно отдадим свои имена животным, а между собой будем общаться только по кличкам. Что, собственно, в определенных местах уже и происходит.