Фавор – гора неподалеку от Назарета, на которой произошло чудо преображения Господня.
Федоров Иоанн Феодорович (ум. 1583) – первопечатник, диакон одного из храмов Московского Кремля. В 1563 году возглавил московский Печатный двор. В 1564 году выпустил вместе с Петром Мстиславцем "Апостол" – первую русскую печатную книгу.
Федотов Георгий Петрович (1886-1951) – русский религиозный философ, историк культуры, публицист. Идейный противник революции. В 1925 году эмигрировал. Автор многочисленных работ о роли православия в истории русской культуры.
Фелонь (риза) – верхнее, всепокрывающее богослужебное облачение священника.
Феодосии Печерский (ок. 1036-1074) – святой преподобный (память 3/16 мая, 14/ 27 августа, 28 августа/10 сентября, 2/15 сентября), игумен Киево-Печерский, первый учредитель общежитийных монастырей на Руси. Пострижен в монахи святым Антонием Печерским. Назначен игуменом монастыря. При Феодосии число насельников монастыря быстро возросло с двадцати до ста человек, появилась необходимость введения определенного устава, и такой устав был разработан: иноки должны были довольствоваться общей трапезой, носить одинаковую одежду, иметь только общее имущество и проводить время в непрестанных трудах и молитве. К себе святой Феодосии относился строже, чем к другим: помимо общего подвига, он подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям.
Феофан Грек (ок. 1340 – после 1305) – живописец, родом из Византии. Работал в России. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году расписал Благовещенский собор Московского Кремля. Произведения Феофана Грека (например, фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
Феофан Прокопович (1681-1736) – церковный деятель, сподвижник Петра I, поддерживавший его реформы. Известен прозападными взглядами и симпатиями к протестантизму.
Ферапонтов монастырь – мужской монастырь, основанный святым Ферапонтом Белозерским, Можайским около 1389 года неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря.Славилсясвоейбиблиотекой.В 1666-1676 годах здесь жил опальный Патриарх Никон. Монастырь знаменит также своим собором Рождества Богородицы (15 век), расписанным Дионисием.
Филарет Дроздов (1782-1867) – святой (память 19 ноября/2 декабря), митрополит Московский и Коломенский. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, талантливый преподаватель, проповедник и богослов, крупный общественный деятель. Покровитель русского воинства. Автор знаменитого "Катехизиса", по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра П составил манифест об освобождении крестьян. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Пушкин написал полное глубокого отчаяния стихотворение:
Митрополит Филарет был окружен любовью народной: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры. Незадолго до кончины явился митрополиту в видении его покойный отец и сказал: "Береги 19-е число". Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил приготовится к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 года, в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность. Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и схоронен в церкви Святого Духа.
Филарет Романов (1554-1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне – царе Михаиле Феодоровиче.
Филипп Колычев (1507-1569) – святой (память 9/22 января, 3/16 июля, 5/18 октября), митрополит Московский и всея Руси. Происходил из знатного боярского рода. Монашество принял в Соловецком монастыре. Вел строгую подвижническую жизнь, чем приобрел всеобщее уважение. В 1548 году сделался игуменом Соловецкого монастыря и на этом поприще проявил себя как энергичный и деятельный руководитель. При нем были воздвигнуты в монастыре многие сооружения, причем сам Филипп выступал как зодчий, изобретатель и конструктор (с его именем связано создание знаменитой монастырской водяной мельницы). Слава о настоятеле Соловецкого монастыря распространилась по всей Руси, и на Поместном соборе 1566 года он был избран митрополитом Московским. Это было время разгула опричнины – особого карательного режима, устроенного на Руси царем Иоанном Грозным. Митрополит Филипп обратился к царю с настоятельным требованием остановить кровопролитие, за что был низложен, а затем сослан в тверской Отрочь монастырь. В 1569 году, во время похода Иоанна Грозного в Новгород, главный исполнитель самых жестоких царских поручений Малюта Скуратов явился в Отрочь монастырь, проник в келью митропролита Филиппа и задушил его. Мощи святого Филиппа были перевезены в 1591 году в Соловецкий монастырь, а в 1652 году по решению царя Алексея Михайловича – в Москву, где, в Успенском соборе Кремля, они и почивают доныне.
Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною,
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
Митрополит Филарет возразил ему:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум!
И поэт ответил святителю знаменитым стихотворением "Стансы":
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
(Первоначально последняя строфа выглядела так:
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.