A
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я



      Набат – тревожный или предупреждающий колокольный звон, которым предписывалось звонить в церквах при нападении врагов, во время пожаров, сильных метелей и других бедствий.

      Набедренник – продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие – Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается на правом бедре, поверх подрясника.

      Надежда – уверенный взгляд в обещанное Богом будущее, которое наступит вслед за концом мира. Помогает христианину уберечь себя от уныния и отчаяния и среди самых тяжелых житейских испытаний сохранять в душе любовь и радость.

      Надежда – святая дева (см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София).

      Нагорная проповедь – проповедь Иисуса Христа о блаженствах (см. Заповеди блаженства), в которой выражена сущность Нового Завета и его отличие от Ветхого Завета. Произнесена была на горе неподалеку от Галилейского озера вслед за призванием двенадцати апостолов.

      Назарянин – житель Назарета. Это прозвище в уничижительном смысле евреи прилагали к Иисусу Христу, происходившему из этого маленького, презираемого городка.

      Наличник – декоративное обрамление оконного или дверного проема.

      Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре, храме.

      Наталия (4 в.) – святая мученица (память 26 августа/8 сентября), супруга святого мученика Адриана, пострадавшего при императоре Максимиане в Никомидии.

      Неделя (от – не делать) – нерабочий день, воскресенье.

      Ненависть – желание зла кому-либо, сильная нелюбовь, нетерпение, вражда: грех, сотрясающий душу злобствующего и тяжело поражающий ее. За ненавидящих нас следует молиться особенно горячо.

      "Неопалимая купина" – в Ветхом Завете горящий и несгорающий куст, в котором Бог Отец явился Моисею. В христианских церковных песнопениях это Богородица, сохраняющая нетленность и девство по воплощении и по рождении Сына Божия, Иисуса Христа. Существует икона с таким названием, празднование – 4/17 сентября.

      Неофит (греч. – новообращенный) – новокрещенный, новоначальный член Церкви.

      Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) – художник. Автор картин, посвященных жизни святого преподобного Сергия Радонежского, в том числе "Видение отроку Варфоломею", ряда полотен на религиозные темы, многих портретов. Расписывал храмы (например, храм Марфо-Мариинской обители в Москве).

      Нестор (1056-1114) – святой преподобный (память 28 сентября/11 октября, 27 октября/9 ноября), монах Киево-Печерского монастыря, летописец. Составил "Повесть временных лет", написал "Сказание о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия". Мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры.

      Нестяжатели (15-16 века) – противники церковного землевладения и обладания Церковью другим имуществом. Наиболее видный представитель – Нил Сорский. Противниками нестяжателей были иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого. Время примирило сторонников противоположных взглядов, а Церковь причислила к лику святых и Нила Сорского, и Иосифа Волоцкого, признав тем самым правоту обоих.

      "Нечаянная радость" – чудотворная икона Божией Матери, на которой изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Он ужаснулся и спросил, кто это сделал, и Богоматерь ответила, что это сделали такие же грешники, как он. После видения человек раскаялся и стал жить праведно. Празднование 1/ 14 мая и 9/22 декабря.

      Никитин Афанасий (ум. 1472) – тверской купец, путешественник. В 1469-1471 годах посетил Индию, о чем написал книгу "Хождение за три моря", в которой много места уделил описанию переживаний и скорбей православного человека, длительное время находившегося среди иноверцев.

      Николай (ок. 345) – святой (память 9/22 мая и 6/19 декабря), архиепископ Мир Ликийских (города Миры в Ликийской области Малой Азии), чудотворец. Великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и после смерти, чтимый повсеместно в Христианской Церкви и даже между мусульманами. Особым почитанием окружено имя Николая чудотворца на Руси: храмов ему посвящено больше, чем любому другому святому. Небесный покровитель путешествующих, моряков, заступник от пожаров и разбойных нападений, и вообще скорый помощник во всяких сложных житейских ситуациях. Мощи святителя Николая покоятся в итальянском городе Бари.

      Никон (1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1652 г.). Провел церковные реформы, поддержанные всеми архиереями и тем не менее вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства и отстаивание принципа "Священство выше царства" привело к разрыву его отношений с Царем. В 1658 году оставил патриаршество. Собором 1666 года лишен архиерейского сана. Сослан на Север. Получил разрешение (прощение и восстановление в сане), но разрешительная грамота не застала Никона в живых он умер на пути к следующему месту ссылки, в Ярославле. Похоронен как Патриарх.

      Никон Радонежский (ум. 1426) – святой (память 17/30 ноября), игумен, ближайший ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского.

      Никон Рождественский (1851-1918) – архиепископ Вологодский. Крупный церковный писатель, публицист, редактор и издатель. Член Святейшего Синода, член Государственного Совета. Выпускал популярные журналы "Троицкое слово", "Троицкие листки", "Троицкая библиотека", "Троицкая народная беседа", в которых наряду с богословскими и просветительскими проповедями публиковал статьи, обличавшие врагов православия и русского народа, чем вызывал (и до сих пор вызывает) их ненависть. Погиб в Сергиевом Посаде при странных обстоятельствах: вероятнее всего, был убит. Похоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

      Нил Сорский (ок.1433-1508) – святой преподобный (память 7/20 мая) – основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи аскетизма. Противник церковного землевладения и любой монастырской собственности.

      Нил Столобенский (ум. 1555) – святой преподобный (память 27 мая/9 июня, 7/20 декабря), основатель Ниловой пустыни на острове близ Осташкова (озеро Селигер), где и подвизался 27 лет.

      Нилус Сергей Александрович (1862-1929) – известный духовный писатель, бесстрашный православный публицист, последовательно разоблачавший врагов православия и раскрывавший их тайные замыслы. Несколько лет жил и работал в Оптиной пустыни. Ученик и последователь святого Иоанна Кронштадтского и Никона Рождественского. Автор книг "Великое в малом", "На берегу Божьей реки", "Сила Божия и немощь человеческая", "Святыня под спудом", "Близ есть, при дверех" и других. После революции подвергался преследованиям, книги его уничтожались.

      Нимб – сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемый на иконах как символ духовной славы.

      Нина (276-340) – святая равноапостольная (память 14/27 января), просветительница Грузии. Ее отец доводился родственником святому великомученику Георгию Победоносцу. До 14 лет жила в Иерусалиме, служа при гробе Господнем. Затем путешествовала, проповедуя Евангелие. В 315 году прибыла в Грузию и три года проповедовала там тайно. Чудеса и исцеления, совершавшиеся по ее молитвам, привлекли к ней многих людей. Первыми, уверовавшими во Христа, стали раввин Авиафар и его семейство. Затем уверовал царь. Наконец, к православной вере начал обращаться народ. Об успехах этой проповеди сообщено было в Константинополь, и император прислал епископа.

      Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь – женский монастырь на берегу реки Москвы, в Лужниках. Основан в 1524 году. В 1812 году, отступая из Москвы, Наполеон пытался взорвать храмы монастыря, но монахини сумели обезвредить заложенные заряды. Кладбище монастыря с давних пор является особо почетным местом захоронений знатных жителей столицы.

      Новоиерусалимский монастырь – мужской монастырь вблизи города Воскресенска (Истры). Основан в 17 веке Патриархом Никоном. Главный собор монастыря был скопирован с Воскресенского собора в Иерусалиме – отсюда и название монастыря. В 1941 году монастырь был взорван гитлеровцами, в настоящее время восстановлен.

      Новоспасский монастырь – мужской монастырь в Москве, основан в 14 веке, первоначально (до конца 15 в.) находился в Кремле, затем был переведен за Таганку. Один из московских монастырей-крепостей, прикрывал Москву с юга и юго-востока. Был заново отстроен в 17 веке.

      Новый Завет – вторая часть Библии, собрание священных книг, в которых излагается вся история возникновения Христианской Церкви, а также основы ее вероучения, и составляющих собственно новый договор (завет) Бога с людьми.


A
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я