Протоиерей Герасим Шорец. Есть ли Бог? Апологетические статьи. |
Если вера в Бога так же необходима для нашей души, как пища и воздух для тела, то, спрашивается, почему не все люди верующие? Вера в Бога всегда была на земле, но справедливость требует сказать, что и неверие существовало в мире, хотя не всегда в одинаковой степени. Были времена, когда оно широкой волной разливалось по земле, например, перед потопом; сильно будет оно и перед вторым пришествием Христа на землю: Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? (Лук. 18; 8). В наше время неверующих людей можно встретить на каждом шагу. Они очень мало или совсем не думают, что такое вера и к чему она обязывает человека: живут на свете, как им хочется, не признают ничего сдерживающего и стесняющего их свободу, как будто нет Бога, нет Суда и ответственности. Другие полагают, что вера есть что-то трудное и малопонятное для человека: колеблются, сомневаются, в жизни ею не руководствуются. Третьи открыто объявляют себя врагами религии: не признают Бога, отвергают веру со всеми ее правилами и обрядами, смеются над верующими людьми, называя их отсталыми, невежественными. Ядом своего неверия они стараются заразить и других: безбожные мысли распространяют путем слова печатного, устного, даже по радио. Как понять это печальное явление в жизни людей неверие? Чем объяснить его существование? Как согласить его с несомненным и доказанным фактом всеобщностью среди людей веры в Бога? Неверие есть болезненное, уродливое явление в человеческой жизни. Ведь есть люди, имеющие различные недостатки и неисправности в своем теле, вместе со здоровыми мы встречаем и больных: слепых, глухих, хромых, калек. Точно так же могут быть больные, искалеченные люди и по душе; тут тоже в человеческой семье встречаются исключения, как и со стороны телесной. Никто из зрячих людей не сомневается, что на небе есть солнце. Но как доказать это слепому? Что Бог есть, это для огромного большинства людей несомненная, очевидная истина. Невер ее не признает. Это своего рода порок и уродливость души. Все, что мы видим и ощущаем вокруг нас и внутри нас, все говорит о Боге и о Его непрестанном действии на мир и нашу душу. Неверующий ничего этого не видит и не замечает. Это есть внутренняя слепота. Священное Писание только безумием человеческим объясняет неверие: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога (Пс. 13; 1). Справедливо, поэтому, говорит один из древних мудрых людей Цицерон: Что Бог существует, это такая общеизвестная истина, что я усумнился бы в здравом уме того, кто стал бы отрицать ее. Чтобы оправдать свое неверие, люди придумывают различные основания. Говорят: Вера противоречит науке. Но что такое наука? Дело ума человеческого, а ум может и ошибаться. А вера есть откровение Самого Господа Бога, и потому содержит в себе только одну сущую правду. Чему же больше верить? Уму ли человеческому, слабому и обманчивому, или неложному Слову Божию? Притом же наука не окончила своего дела еще и не сказала своего последнего слова. Слово Божие, отразившееся в книге природы, и Слово Божие, выраженное в Священном Писании, не противоречат одно другому, хотя бы они, по-видимому, и не согласовывались между собою: науки естественные находятся лишь на пути своего развития и еще не достигли окончательного своего совершенства; настанет время, когда обе эти книги, т.е. книга природы и книга Завета, придут в совершенное согласие (мнение съезда 210 английских естествоиспытателей). Никакая наука не может доказать, что Бога нет, поэтому настоящие ученые никогда не восставали против веры и учили согласно с нею. Многие Отцы и учители Церкви отличались большими познаниями в мирских науках, что не мешало им быть усердными проповедниками и горячими защитниками христианства. И из светских ученых очень многие известны своею крепкою верою в Бога и искренним, глубоким к Нему благоговением. Открывший закон всемирного тяготения Ньютон, когда произносил имя Божие, всякий раз вставал и снимал шляпу. Знаменитый Пастер, изобретший прививку против бешенства, писал: Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин, если бы я сделался еще ученее, то моя вера была бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки. Создавший науку об электричестве знаменитый Ампер писал одному своему другу: Берегись заниматься только одной наукой: одной рукой исследуй природу, а другой, как дитя за одежды отца, держись за край Божией ризы. Знаменитый астроном Гершель говорит: Все науки приносят по камню в храм, воздвигаемый для прославления Творца Бога нашего. Великий геолог Ляйоль пишет: При всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога. Естествоиспытатель Линней, описав все растения, воскликнул: Вечный, Великий, Всеведущий и Всемогущий Бог прошел предо мною: я не видал Его в лицо, но Его отражение охватило мою душу и погрузило ее в благоговение. Величайший географ Гиттер говорит: Мы не напрасно пришли в этот мир: здесь мы созреваем для иного мира. Ученый историк Мюллер заявляет: Только с познанием Господа и по основательном изучении Нового Завета я стал понимать смысл истории. Значит, истинная серьезная наука не может приводить к неверию, а наоборот, она укрепляет в человеке веру в Бога и воспитывает религиозное чувство. Только полузнание приводит людей к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно, говорит английский ученый Бэкон. Другим основанием к неверию, кроме науки, служит сомнение. Вера Христова есть откровение Самого Бога, иногда не совсем ясное и понятное для ограниченного ума человеческого. Притом же она требует повиновения и послушания себе, что для грехолюбивой души не всегда легко и приятно. Отсюда и зарождается сомнение. Но разумно ли поступает человек, отказываясь от веры на том основании, что у него появилось в чем-либо сомнение? Кто сомневается в вере, тот еще не решил, права она или неправа, истинна или неистинна. Сомневающийся рассуждает так: Может быть, то, чему учит и чего требует от меня вера Христова есть истина, и ей нужно повиноваться, а может быть, все это неправда, и принимать, и слушаться ее не следует... Когда в житейских делах берет нас какое-либо раздумье или сомнение, мы стремимся обо всем разузнать, спрашиваем совета у знающих людей, стараемся дело понять и изучить, чтобы не ошибиться, а действовать правильно и надежно. И чем важнее дело, тем с большим усердием и заботою мы стремимся рассеять свои недоразумения и колебания. Соблюдая осторожность и благоразумие в делах житейских, мы должны так же действовать и в таком великом и важном деле, как вера. Почему неверующий отвергает все, чему учит вера, без расследования, без раздумывания, единственно на основании своего сомнения? Всякий согласится, что поступать так неблагоразумно и опасно. А что, если сомнение ложно и несправедливо, что, если вера Христова говорит нам только одну правду? Отвергая Бога, небо, ад и жизнь будущую, не подвергает ли человек себя величайшей опасности погубить на веки свою душу? За неимением разумных и твердых оснований, которые бы говорили в защиту людей неверующих, последние прибегают ко лжи, разного рода остротам, насмешкам, кощунственным выходкам против религии. Конечно, такими средствами ни опровергнуть, ни разрушить христианскую веру нельзя, и тогда там, где государственная власть находится в руках неверующих, начинается гонение на исповедников веры: тюрьмы, ссылки, осквернение, разрушение и уничтожение святынь и пр. Но если неверующие люди ничем не могут оправдать или извинить своего неверия, то почему же они его держатся? К неверию располагает греховная жизнь. Появляются в сердце человека какие-либо страсти, бороться с ними нет ни охоты, ни сил. Чтобы успокоить себя и усыпить голос совести, грешник прибегает к неверию. Если он и не может совсем освободиться от мыслей о Боге, то для него спокойнее менее думать о Нем или воображать, что Он далеко стоит от мира и не видит наших худых дел. Приносит ли неверие какую-либо пользу человеку? Дает ли душевный покой? Нет и нет. Неверующий самый несчастный человек на свете. Без веры в Бога он теряется в понимании самых простых вещей: мир Божий для него загадка. Откуда он произошел, если нет Творца? Как он стоит в красоте и порядке, если нет Бога Промыслителя? А люди и их жизнь для неверующего есть не что иное, как царство блуждающих теней, непонятное, бессмысленное. Отказываясь принять за истину то, чему учит вера, ум неверующего склонен усвоить всякую ложь, суеверие и заблуждение. С потерей веры человек сбрасывает с себя всякую узду, сдерживающую его чувства. Злые наклонности получают полную возможность развиваться, теряется вкус ко всему хорошему, святому, замирает всякое доброе чувство, истребляется стыд и страх за свои поступки. Без действия веры совесть теряет всякую власть над человеком: она засыпает, а иногда доходит до такого повреждения, что оправдывает самые худые дела невера. Справедливо, поэтому, говорят, что человек без веры есть человек без совести. Кто назовет это состояние счастливым? Кто его одобрит, позавидует? Без веры в Бога, любвеобильного Отца всех людей, без добра и спокойствия в душе не может быть для человека счастья на земле: тоска, тяжесть, мука, неудовлетворенность... А если бедствия обрушатся на невера? Где тогда он найдет утешение и защиту? Откуда возьмет силы и мужество вытерпеть и вынести невзгоды жизни, самую смерть? Когда человек молод и полон сил и здоровья, он не задумывается над мыслями о Боге, душе, вечной своей участи. Но когда жизнь клонится к закату, тогда он невольно обращает свой взор к концу и не может не задумываться над вопросом: что же будет с ним дальше? Неверие не дает ответа. И тогда мучительное состояние овладевает душою. Человек напрягает все силы, чтобы успокоить свой возмущенный дух, и не может этого сделать, ищет света и не находит. Если и для каждого человека страшен час смертный, то тем более для невера и безбожника. Что может утешить его в последние минуты жизни? В прошлом все свое счастие он находил в предметах земных и разных удовольствиях. Но умирающему они уже недоступны. Поистине смерть грешника люта (Пс. 33; 22). Жизнь по смерти есть жизнь в Боге, жизнь духовная, а неверующий к ней не привык и не способен. Во имя любви к Богу и ближнему каждый христианин должен всемерно боротся с болезнью нашего века неверием. Братья! Если кто из нас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5; 19). |