Митрополит Сурожский Антоний |
Возможна ли полноценная духовная жизнь в повседневности? Если себе представить, будто воля Божия в том, чтобы мы все время делали что-то - в кавычках - «церковное» или (также в кавычках) «святое», то есть какие-то дела благочестия, тогда - да, это несовместимо. Если себе представить, что воля Божия в том, чтобы каждый поступок, каждое слово было выражением Божией заботы через нас, Божией любви через нас, Божией правды через нас - тогда, в принципе, это возможно. Другое дело - мера этого. Насколько ты, я или он можем это осуществить, будет зависеть от того, сколько в нас зрелости, насколько мы сумели вырасти в меру нашего христианского призвания. Но нет такой вещи - кроме гнилых слов и дурных поступков, - в которой не могла бы воплотиться вся Божия любовь. Отец Александр Шмеман в одной из своих книг говорит: все на земле - любовь Божия; даже пища, которую мы воспринимаем, - это Божия любовь, ставшая съедобной... Конечно, он это выражает шуточным образом. Но если это перенести на нашу жизнь: мы все можем делать с любовью или без нее, с обращенностью на человека, которому мы что-то делаем, или с обращенностью на себя. Конечно, мы будем на каждом шагу срываться, больше или меньше; но нет вещи, которую невозможно делать в таком настрое: мы так поступаем постоянно по отношению к людям, которых любим. Единственная беда в том, что большинства людей вокруг нас мы еще не заметили или заметили только потому, что они нам мешают: по отношению к ним очень трудно что-то сделать в этом настроении. Но я помню, один священник раз сказал в проповеди вещь, которая меня поразила: только Дух Святой может нас научить видеть величие того, что нам кажется слишком мелким для нас... Это не точные слова, но основная его мысль: Бог настолько велик, что для Него ничего нет мелкого, а при каком-то масштабе и самая большая гора - не гора, а камешек на земле. Поэтому нет вещей великих или мелких; попала тебе соринка в глаз - и ты света больше не видишь. И вот, нам надо научиться быть верными в малом, то есть каждую мелочь так расценивать и так осуществлять, чтобы она была как можно более совершенной и прекрасной, а потом, может быть, и другие вещи прибудут. Большей частью мы живем, как бы «экономя» себя: я не делаю мелких вещей, которые мог бы сделать, чтобы сохранить силы на ту великую вещь, которая еще не пришла. Как разрешить антиномию между напряженной духовной жизнью и напряженной художественной или мыслительной жизнью? Искусство связано с жизнью; но писатель, художник может оказаться в противоречивой ситуации. Конкретный пример - Блок, который сказал, что невозможно вслушиваться одновременно в звуки мира и в тот великий шум, который идет от вечности. Творческому человеку иногда кажется, что шум вечности заглушает звуки мира. Толстой, Гоголь вообще перестали творить, потому что им казалось это греховным...
Я
не могу что-нибудь толковое сказать, потому
что в основе своей я не творческий человек;
я умею собрать кусочки с разных сторон, их
скомбинировать, но я ничего никогда не умел
нового ни сказать, ни подумать. Поэтому
личного понятия о творчестве у меня нет. Но
если взять пример, который вы даете, мне
кажется, что Толстой убил в себе художника,
потому что захотел стать мыслителем. Он был
одаренный художник, совершенно лишенный
всякого дара мыслителя; и ради того, чтобы
быть мыслителем, он изуродовал свое
художество. Но он ни к какому
потустороннему миру не прислушивался ни в
том, ни в другом случае. Когда он был
художником, ему открывалась через красоту
глубина вещей; когда он начал «думать» в
отрешенности от видения, остался очень
заурядный ум с колоссальным количеством
гордости и самомнения - и из большого
художника получилось нечто очень жалкое. (Я
сейчас высказываю свои мысли или чувства;
может, оно совсем и не так, но это моя
реакция на Толстого). Гоголь, думаю, под
влиянием других людей и по собственному
ходу внутренней жизни создал
противоположение там, где его могло и не
быть; то есть именно то противоположение, о
котором писал Блок, Гоголь довел до
крайности: или-или. Он отверг себя
как художника ради того, чтобы сделать, в
сущности, то же самое, что Толстой, потому
что начал писать о духовном без вдохновения.
И его комментарий на литургию - слащав,
беден и бесконечно хуже «Вечеров на хуторе...»
Все,
что видится на земле, - Божие творение; все,
что есть, вышло из руки Божией, и если бы мы
были зрячи, мы видели бы не только густую,
непрозрачную форму, но и что-то другое. Есть
замечательная проповедь на Рождество
митрополита Филарета Московского, где он
говорит, что если бы только мы умели
смотреть, мы видели бы на каждой вещи, на
каждом человеке, на всем - сияние благодати;
и если мы этого не видим, то потому, что сами
слепы, - не потому, что этого нет. Но, с другой
стороны, мы живем в мире падшем,
изуродованном, где все двусмысленно; каждая
вещь может быть откровением или обманом.
Красота может быть откровением - и может
стать кумиром, обманом; любовь может быть
откровением - и может стать кумиром и
обманом; даже такие понятия как правда,
истина могут быть откровением или, наоборот,
заморозить самую вещь, которую хотят
выразить. Поэтому на все нужно смотреть
глазами художника или святого; другого
выхода нет.
|