ОТКРЫТОСТЬ
ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ МАТЕРИИ
Слишком
часто мы, по привычке, по инерции, по лени
ума, не только неверующие, но и верующие,
думаем о материи, будто она инертна, мертва.
И действительно, с точки зрения нашего
субъективного опыта, это большей частью так.
Но с точки зрения философии материи, с точки
зрения ее соотношения с Творцом, Который
державным словом ее призвал из небытия к
бытию, это не так: все, Богом сотворенное,
имеет жизнь; не то сознание, которым мы
обладаем, а иное: в каком-то смысле, все,
Богом сотворенное, может участвовать
радостно и ликующе в гармонии твари. Иначе,
если бы материя была просто инертна и
мертва, то всякое Божие воздействие на нее
было бы будто магическим, было бы насилием;
материя не была бы послушна Ему, те чудеса,
которые описаны в Ветхом Завете или в Новом
Завете, не были бы чудесами, то есть делом
послушания и восстановления утраченной
гармонии. Это были бы властные действия
Бога, против которых материя, сотворенная
Богом, не могла бы ничего. И это не так. Все
сотворенное живет, на каждом уровне тварной
жизни, своей особенной тварностью. И если мы
могли бы в нашем очень часто холодном,
тяжелом, потемневшем мире уловить то
состояние материи, которое нам больше
недоступно, потому что мы ее видим не
Божиими глазами и не изнутри духовного
опыта, мы видели бы, что Бог и все Им
сотворенное связаны живой связью.
Это
очень важно для нашего религиозного
сознания, потому что на этом основано очень
многое не только в нашей религиозной вере,
но и в нашем религиозном опыте. В нашей
религиозной вере с этим связано понятие
чудес, связана самая возможность и
значительность Воплощения, то есть того,
что Бог облекся плотью, соединив с Собой
материю этого мира. С этим связана мысль о
том, что в Своем Вознесении Господь эту нашу
плоть, опять-таки материю, Им же созданную,
унес с Собой в глубины Троической тайны.
С
другой стороны, когда мы говорим о
преображении всей твари, которого ждет
человечество верующее, мы о том же говорим:
не о том, чтобы мертвая материя засияла
мертвым блеском, а о том, чтобы она засияла
изнутри обновленной и возрожденной
жизненностью, чтобы в ответ на Божие
прикосновение, на приобщение к Божией
благодати, она ликующе начала жить. И в этом
тоже - и это очень важно для нас - глубина и
значение таинств. Таинства - это не пустые
обряды, это события, в которых человек своей
верой, т.е. уверенностью, что Бог есть,
доверием к Нему, любовью к Нему, отдает Богу
и вводит в область небесного, высвобождает
материю, возвращает ее к первичной или к
конечной славе и свободе. И материя,
освященная этим освобождением, этой
пронизанностью Божественной благодатью, в
свою очередь, возвращаясь к нам,
прикосновением, приобщением обновляет нас
в той мере, в которой мы способны это
воспринять и вместить. А что это так, мы
видим из религиозного опыта: именно, что
через нашу плоть, через нашу вещественность
Бог может на нас воздействовать. Непонятно,
но безусловно.
|