ИТОГИ
СВЕТ ВЕЧНОСТИ
Победа Христа над смертью. Смерть как дверь в вечность. Пост: путь восхождения. Исцеление в субботу. Обновление
в себе образа Божия.
Мы не будем молиться отдельно
перед нашим говением, потому что мы не можем
ничего прибавить к тому, что сейчас
совершилось: к Божественной литургии.
Литургия - это момент, когда вечность
врывается во время, когда время, как говорит
святой Максим Исповедник, расширяется до
пределов вечности, когда мы уже хоть на
мгновение, на то короткое время, пока
литургия длится, находимся в вечности. Но не
в какой-то будущей вечности, а в вечности,
которая пришла к нам с воплощением Сына
Божия; вся вечность, все будущее заключены,
как в зерне, в этом Его приходе.
И поэтому думать о наших усопших
нам приходится сейчас по-иному, не так, как
мы думаем обычно, когда утратим кого-нибудь,
кто нам так дорог, что душа разрывается от
разлуки, когда боль как бы превосходит все,
достигая своего предела, сливается с тайной
Креста, с умиранием Спасителя на Голгофе.
В контексте Божественной
литургии наши усопшие живы, не только
объективно, потому что мы знаем, что Бог -
не Бог мертвых, а Бог живых (Лк. 13, 38); потому
что мы знаем и сердцем, и опытом, что усопшие
наши живы, - порой недосягаемы для нас, но
живы для Бога; но в литургии мы сами
переходим в ту вечность, где они находятся,
если только мы сливаемся с тайной того, что
совершается в ней. И это так дивно: что уже
на земле, не ожидая какого-то будущего,
благодаря тому, что в Боге все живы, в тот
момент, когда мы погружаемся в Бога, мы
находимся и в вечной жизни вместе с теми,
которых мы любим на земле и продолжаем
любить в разлуке.
Это одна из самых дивных тайн,
которые нам раскрываются в Церкви
Христовой.
Я сказал только что, что все
будущее уже пришло. Этим я хотел сказать вот
что: будущее - это момент, когда Бог и мы,
люди, будем соединены неразлучно;
неразлучно, неразрывно и навсегда. И не
каким-то механическим образом, но по любви.
Вы знаете, мы все знаем, что нет более
крепкого соединения, более крепкого союза,
чем тот союз, который создается любовью. Он
нерасторжим; ничто его не может разорвать. И
поэтому еще Ветхий Завет нам говорил, что
любовь, как смерть, крепка (Песн. 8, 6). Она
такая же сильная, как смерть; она может со
смертью сразиться и не быть побежденной.
А воплощением, крестной смертью,
сошествием в ад и воскресением Спасителя
любовь - уже не наша, человеческая, хрупкая
любовь, но непобедимая Божия любовь -
сразилась со смертью, и смерть была
побеждена. Она побеждена не в том смысле,
что ее больше нет, что никто из нас не умрет - мы все умрем; любимые наши умерли, любимые
наши умрут. Она побеждена в том смысле, что
вместо того, чтобы быть преградой и
безнадежным, безвозвратным концом, смерть
стала дверью в вечность. Воплощение Сына
Божия - это момент, когда Бог непостижимый,
Бог, Которого ни умом, ни сердцем нельзя
вместить, Которого нужно почуять, полюбить, - этот Бог становится одним из нас,
становится таким близким, таким родным,
потому что Сам делается подобным нам
человеком - с той только разницей, что Он
безгрешен, а мы порабощены греху. Нас легко
соблазнить, мы легко можем поскользнуться,
мы легко можем пасть. Христос недоступен
поражению; Он - самая победа. И Он среди нас,
как Вечная Жизнь. Глядя на Него, переживая
Его, общаясь с Ним, мы уже знаем, хоть
немного, хоть чутьем, что будет вечность.
Это моменты, когда вдруг мы чувствуем, что
стали близкими Богу - вернее, что Бог к нам
так явственно приблизился, стал таким
близким, что вдруг забывается и небо, и
земля, и боль, и все: остается только
изумление о том, что мы любимы непобедимой
Божией любовью - любовью, которая так
крепка, так сильна, что Бог захотел стать
одним из нас и все человеческое принять на
Себя, все последствия Своего творческого
действия и отпадения человека, и того, каким
мы, люди, сделали этот мир. И самое страшное:
Он берет на Себя такое единство с нами, что
вместе с нами переживает в Своем
человечестве ту потерю Бога, за которой
следует смерть. Это выражают Его слова на
кресте: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня
оставил? (Мф. 27, 46).
Но Он воскрес; и с Его
Воскресением все, что является
человеческим, все человеческое вошло в
незыблемую вечность Божию. Иоанн Златоуст
говорит: если вы хотите узнать, что такое
человек, не поднимайте глаза к престолам
царей, а воззрите к престолу Божию, и вы
увидите там сидящего одесную Бога, одесную
Славы Человека Иисуса Христа... И глядя на
Него - и только так, - мы можем познать, как
велик человек, если только он станет
свободным, если он разорвет цепи - не
времени, не пространства, не тварности, а
своей порабощенности злу, греху.
Пост является изумительным
временем. Столетиями мысль о посте темнела.
Призыв святых отцов, подвижников,
духовников к тому, чтобы в течение поста
совершать действительный подвиг, отречься
от всего грешного, отвернуться от всего, что
чуждо Богу, от всего, что было причиной и
воплощения Христова, и Его крестной смерти, - этот призыв затмил нечто основное в посте.
Английское слово, обозначающее пост - Lent (то
же самое и по-немецки, и по-голландски)
значит "весна". Это не значит -
заморозки, это не значит, что время темное,
мучительное настало. Пост - это время
расцвета. Если бы только мы могли это
помнить!
И когда мы читаем Евангелия
субботних и воскресных дней, когда мы
празднуем тех святых, которые вспоминаются
особенно в этот период по воскресеньям, и
события, которые нам напоминает Церковь, -
это так ясно! Вспоминается Иоанн Лествичник,
который в шестнадцать лет пришел на
Синайскую гору в монастырь, потому что
хотел жить только Богом. И когда он пришел,
игумен тамошнего монастыря, взглянув на
него, поклонился ему до земли и сказал:
поклоняюсь будущему игумену горы Синайской!..
Этот Иоанн, который ранние свои годы и всю
жизнь отдал чистоте, любви к Богу, написал
сочинение Лествица. Там он нам
указывает, как восходить от земли на небо,
то есть как из тьмы, которая в нас царит,
можно постепенно возвыситься в полутьму, а
потом и в полный свет и встретить Бога в
сердце, в мыслях еще на земле, почти лицом к
лицу. Вспоминаются грешники, которые,
обратившись ко Христу силой Божией, стали
чудом на земле. Вспоминается святая Мария
Египетская, грешница, которую Бог властной
Своей рукой остановил: блудница, она пришла
к храму Божией Матери, хотела в него
вступить, и какая-то сила не дала ей
перешагнуть порог. И она вдруг поняла, что
между Богом и ею, между Божией Матерью и ею
такая преграда выбранного, возлюбленного
ею греха, что эту преграду нельзя пройти
иначе, как покаянием, криком: Спаси! Погибаю...
Тем криком, которым апостол Петр огласил
воды бушующего озера, когда, устремившись
ко Христу по волнам, он вспомнил о себе,
забыв о Христе, - и начал тонуть.
И каждое воскресенье нам говорит
об одной из побед Божиих, совершенных во
спасение какого-нибудь человека, готового,
способного Его услышать, Его полюбить, Ему
поклониться, Ему последовать.
А по субботам мы читаем каждый
раз, кроме обычного субботнего Евангелия об
усопших, рассказ об одном из чудес
Христовых: рассказ об одном из тех случаев,
когда Христос пожалел человека и совершил
над ним чудо; или рассказ о том, как все
человеческое может быть сметено ради чего-то
более важного, чем закон: исцеление
человека с парализованной рукой, когда
сказано, что Христос "пожалел человека",
с одной стороны; и, с другой стороны, рассказ,
как Его ученики срывали колосья в субботний
день и растирали их руками - что по уставу
человеческому еврейского народа не
полагалось делать в соблюдение субботы, - и
Христос сказал, что Сын Человеческий есть
господин и субботы. Что важнее: душу спасти - или погубить? Жизнь сохранить для
человека - или дать ей померкнуть ради
соблюдения какого-то человеческого правила?
В течение всех суббот мы говорим
о сострадании Божием, о милости Божией, о
любви Божией, о Божией нежности к нам. И
каждое воскресенье мы говорим об одной из
Божественных побед в человеке - не над
человеком, а над грехом.
Вот о чем нам говорит пост. И в
этом контексте молиться за усопших как-то
особенно дивно, потому что они уже вошли в
вечный покой. В службе отпевания мы говорим:
Блажен путь воньже идеши днесь, душе, ибо
уготовася тебе место упокоения... Блажен
этот путь... На заупокойной утрени читается
отрывок из Ветхого Завета, где говорится:
смерть - человеку покой. Люди думали, что он
поражен, а он вошел в покой Божий. И в свете,
опять-таки, победы, в свете Божией любви,
которая побеждает, Божией ласки, которая
объемлет, мы и совершаем поминание усопших,
совершаем и наш путь постный.
Но где же тогда место подвигу,
если все - любовь, все - радость? Святой
Серафим Саровский одному из своих
посетителей сказал, что от радости человек
может что угодно совершить, от внутренней
натуги - ничего. И вот мы должны идти через
пост с сознанием радости о том, что мы идем
из потемок к полному свету. Но для того,
чтобы идти, надо быть свободным; надо быть
свободным сняться с места; не надо быть
обремененным в такой мере, чтобы не быть в
состоянии пройти путь.
Вот о чем пост нам говорит еще с
одной стороны. Подготовительные недели к
посту нам говорили, как нам продумать себя,
как нам освободиться от того, что нас делает
рабами, что нас привязывает к земле - как
животное можно привязать к дереву: слепота
в рассказе о Вартимее; тщеславие в рассказе
о Закхее; самодовольство, уверенность в
своей праведности в рассказе о фарисее;
бесчувственное наше отношение к Богу и к
людям, когда мы все готовы взять, пусть даже
это расстроит или разрушит самые святые
отношения, чтобы быть свободными жить без
закона, - как в рассказе о блудном сыне.
Потом приходит рассказ об Адаме, о его
падении; и мы себя так легко можем узнать,
потому что трагедия Адама, трагедия
человека в том, что он потерял Бога. И мы все
в таком состоянии; сколько бы мы ни жили
верой, мы еще не живем тем единством с Богом,
той радостью, когда ничто нас не может
вырвать из руки Божией, оторвать нас от
Божественной любви. Бог нас такой любовью
любит, но мы этого не умеем ни ощутить, ни
вместить. Мы разделены; мы в полутьме, в
сумерках; и мы призваны войти в полноту
света.
И вот почему Церковь нас
призывает посмотреть на себя,
приготовиться, разорвать те связи, которые
нас делают рабами: слепоту, тщеславие,
самодовольство, гордыню, бесчувствие,
неспособность простить и поэтому быть
прощенными, неспособность понимать, что мы
от Бога отделены. Ведь бывают только редкие,
дивные мгновения, когда мы чувствуем, как мы
едины с человеком, когда вдруг все преграды
падают, когда этот человек и мы составляем
одно: одно чудо любви, радости, ликования,
торжества. Но как редки бывают подобные
моменты по отношению к Богу!
И вот в течение этого поста мы
должны помнить, что мы вступили в весну, что
это время, когда мы должны расцвести,
раскрыться во всей красоте, во всей славе,
во всей радости, в чудесности красоты -
нашей красоты; потому что каждый из нас -
икона, образ Божий, и дело поста - эту икону,
которую мы собой представляем, обновить.
Ведь подумайте, что было бы, если бы кому-то
из нас вручили древнюю, святую икону,
намоленную, которая через столетия прошла
любимой и потом была осквернена
человеческой злобой, человеческим неверием,
человеческим небрежением: как бы мы ее
приняли? С какой жалостью и с каким
благоговением, как трепетно мы бы к ней
отнеслись; если бы мы заметили ее
раненность, ее изуродованность, то это
ранило бы наше сердце. Мы не смотрели бы на
нее, как на жалкое произведение искусства,
которое можно теперь выбросить, потому что
его уже больше не стоит сохранять; это -
святыня. Как бы мы заботились о том, чтобы ее
предохранить от дальнейшего гниения,
распада. И как бы мы искали или человека, или
наставления, чтобы ее обновить.
Мы, каждый из нас, являемся Божией
иконой, образом Божиим; и мы должны на себя
смотреть как на таковой. Но, Боже мой! -
какие мы жалкие, испорченные иконы! Как мы
повреждены! Как мы изуродованы! Каким
небрежением, какой ненавистью, каким
безразличием мы изуродованы, каким
незнанием! И вот в Евангелии нам
открывается первообраз: Христос. Он говорит:
Взгляните на Меня! Я - единственный,
подлинный Человек. Я - единственный
настоящий Человек; потому что настоящий
человек - это такой человек, который
соединен с Богом неразрывно и неразлучно,
который Богом пронизан, как железо может
быть пронизано огнем; человек, который
сияет Богом, подобно мечу, вложенному в
огонь и сверкающему, пылающему жаром.
Христос нам говорит: Взгляните на Меня: вот
что вы собой представляете; вот какими Я вас
хочу видеть; вот ради чего вы созданы!.. Ради
этого разве не стоит сбросить с плеч
холодность и освободиться от того, что нас
делает темными, тяжелыми, бесчувственными?
Готовиться к посту надо было
усиленно в течение подготовительных недель;
но теперь нам надо взглянуть на то, что Бог
совершает над человеком; надо вглядеться во
Христа. Надо вглядеться в Него, как
смотрятся в зеркало - но не в кривое
зеркало, которое показывает нам наше
уродство, а в зеркало, которое вдруг
чудесным образом выправляет все уродливое
в нас и говорит нам: смотри! Смотри в свои
глубины: вот каков ты! Неужели ты не хочешь
стать таким?
Пост
- весна духовная; время,
когда должны отпасть старые листья, когда
должны быть срублены иссохшие ветки, когда
все мертвое должно не только умереть, но
быть сожженным, чтобы осталось только живое.
Вот к чему нас призывает пост, вот о чем речь
идет. И когда мы думаем о наших усопших, мы
должны их видеть в этом свете: во Христе. С
их телом, превратившимся в прах, отпала
земля - осталась только вечность. Однако
эта вечность тоже не является полнотой; и мы
не напрасно молимся об их вечном упокоении.
Но наша молитва не имеет никакого смысла,
никакой силы, если она как бы не доказана
Богу тем, что все светлое, все подлинное, все
благородное, что мы увидели в усопших, мы
восприняли в наше сердце, как земля
воспринимает зерно, и что всеми силами -
пусть они будут малые - нашей души мы
стараемся это благородство, эту красоту
вечную воплотить в жизнь. Мы должны бы быть
в состоянии сказать: Господи! Смотри - он
умер, она умерла; но во мне живет все, что
было святое, вечное и истинное в этом
человеке; и если я принесу какой-либо плод,
это будет плод его жизни, ее жизни... Разве не
дивно думать, что мы можем так прожить, что в
день Страшного суда сможем сказать Господу:
Боже! Все хорошее, что во мне есть - не мое;
что не Твое собственное, то принадлежит тем,
кто для меня был образом, кто был
наставником, путеводной звездой; возьми это
от меня - а я останусь с одной только
радостью, что я принес плод и что Ты можешь
ликовать о нем.
Я хотел бы, чтобы вы задумались о
посте именно как о весне, когда все
обветшалое отпадает, когда зарождается
новая жизнь. Тургенев в Рудине говорит:
есть люди, которые подобны слабым кустам, в
которых осенью и зимой вымирает жизнь, и они
начинают жить только весной; но посмотрите
на крепкий дуб: только когда пробиваются
новые ростки, отпадают старые листья... Вот о
чем говорит нам пост.
Давайте сделаем усилие, чтобы все,
что в нас есть живого, истинного, подлинного,
святого, вечного, пробилось, как новая
листва пробивается весной. И поскольку
весной нет уже места обветшалому, мертвому,
иссохшему - все, что есть грех, что смертно,
все, что не войдет в тайну любви и ликования,
должно вымереть в нас, чтобы мы стали теперь
уже живыми вечной жизнью, - пусть только
зачаточно, но вечной жизнью.
* * *
В первой беседе я говорил, что нам
надо вырваться из тьмы или сумерек для того,
чтобы устремиться к свету и войти в свет, из
смерти войти в воскресение, из первого
Адама стать живым членом, живой частью
Нового Адама - Христа. Как это сделать?
Вы, наверное, все помните слова
Спасителя, что свет и во тьме светит, и тьма,
которая неспособна его принять, все же
бессильна его заглушить, задушить. Если вы
вспомните, что я говорил об иконе -
поврежденной, оскверненной, изуродованной,
и о том, как к ней можно отнестись, то я думаю,
что путь не так сложен. В каждом из нас
запечатлен образ Божий. Вы, верно, помните
евангельский отрывок, где Христос говорит
Петру: Отдавайте кесарю то, что принадлежит
ему, а Богу - то, что принадлежит Богу (Мф. 22,
21). Это было сказано в момент, когда
Спасителю показали монетку с отпечатленным
образом римского императора, спрашивая,
надо ли отдавать дань кесарю. И Его ответ
такой ясный: то, что запечатлено образом
кесаря, отдавай ему; но есть нечто, на чем
лежит печать Самого Живого Бога, и это
принадлежит Ему безраздельно, принадлежит
Ему и только Ему. И вот мы являемся тем, на
чем лежит эта печать образа Божия, и Ему
Одному мы принадлежим.
С другой стороны, вы, может быть,
помните, как Ефрем Сирин призывает нас
вести нашу духовную жизнь. Он пишет, что,
сотворяя человека, Бог вкладывает в его
глубины все Царство Божие, и задача жизни
заключается в том, чтобы рыть вглубь и дойти
до той глубины, где это Царство Божие
находится. В нас оно схоронено, и надо его из
этих глубин вызволить.
Первый шаг в этом направлении
-
это вера, но вера не слепая, не легковерие,
не легкое доверие к тому, что другие нам
говорят, а уверенность в некоторых не
видимых нами вещах. Вы опять-таки, наверное,
помните слова Христа: Верьте в свет, и вы
будете детьми света (Ин. 12, 36). Первое, что
надо сделать, это поверить Богу на слово. И
поверить тоже тем людям, которые нас знают
любовью, - поверить, что в каждом из нас
есть свет; и сколько бы ни было тьмы вокруг - этот свет никакие силы ни земли, ни ада не
могут погасить, и мы можем быть уверены, что
тот свет, который зажег Господь, горит и
будет гореть, и ничто нас не может, по слову
апостола Павла, вырвать из любви Господней.
Сказать это
- нетрудно; жить этим
гораздо труднее. Я очень мало встречаю
людей, которые способны верить в себя по-хорошему
и любить себя по-хорошему. По-хорошему - это
значит любить себя и верить в себя не
самоуверенно, не самолюбиво, как мы это
делаем постоянно, а любить в себе то, что
осталось от Божественного образа и
возрастает постепенно, и верить в тот свет,
который заложен в нас Богом.
Мы должны помнить: мы не всегда
можем себе, в себя верить, но есть Некто, Кто
неколебимо верит в нас. Бог не безумен, Бог
не сотворил бы нас на погибель; и Бог не
сотворил бы нас, зная, что мы только и сумеем
сделать, что изуродовать Его творение. Он
нас сотворил по любви; Его любовь нас родила
в жизнь. И Он это сделал, веря, то есть в
совершенно непоколебимой уверенности, что
Его творческое действие по отношению к нам
будет нам во спасение и мы будем когда-то,
когда придет время, сиять вечным светом
вечной Божественной жизни.
Мы не всегда доверяем тому, что
Бог в нас верит; и поэтому мы не всегда
способны верить в себя. Опять-таки, не той
поверхностной самоуверенностью, которая
нам присуща, а глубинной уверенностью, что
мы для Бога - святыня и что мы для Бога -
предмет любви. Но мы можем тогда обратиться
мыслью к тем, кто нас любит, и к тем, кто в нас
верит. Я не думаю, чтобы среди нас нашлись
такие, в кого хоть кто-то, хоть один человек
не верил бы, который был бы отвергнут всеми
до конца как существо без содержания, без
смысла и поэтому не только без будущего, но
даже без настоящего. Мы окружены людьми,
верящими в нас, верящими в свет, который в
нас есть, верящими в нас как в друзей, как в
братьев и сестер, как в сыновей и детей, как
в родителей; верящими в нас во всей
сложности и во всем богатстве человеческих
отношений. Неужели мы можем обернуться ко
всем, кто в нас верит, и им сказать: вы все,
включая и Бога, во мне ошибаетесь, вы все
безумны. Я один, я одна знаю себе цену, и эта
цена - ничтожество... Мы поступаем, будто мы
так думаем, мы смотрим на себя, будто это так
и есть; а на самом деле это неправда.
Вот с чего тоже можно начать:
верить, что свет во тьме светит и что
никакая тьма его не может заглушить, если
даже и не может его пронизать и рассеять до
конца. И поэтому мы можем верить в свет,
который в нас есть, в Царство Божие,
заложенное, по слову Ефрема Сирина, в тех
наших глубинах, каких часто мы не умеем
достигнуть и которое, однако, там лежит в
ожидании возможности раскрыться.
А раскрыться оно может и должно.
Вы, наверное, помните притчу Христову о том,
что Царство Божие - как зерно, которое
человек насаждает в землю и уходит по своим
дела. Он занят своими заботами, он забывает
об этом зерне, он о нем не заботится, потому
что он ничего для этого зерна сделать не
может. А зерно прорастает; и в свое время
даст росток, и этот росток даст, может быть,
дерево и плод.
Недостаточно, однако, просто
считать, что в нас заложено нечто. Вы, верно,
помните, как в начале книги Бытия говорится,
что Адаму было поручено возделывать рай.
Рай этот разрушен человеческим падением; но
мы все же остаемся как бы садовниками. Наша
задача - вырвать сорную траву, чтобы дать
простор всему, что должно вырасти в этом
райском саду.
Но это мы можем сделать только с
вдохновением; а вдохновение в нас может
родиться только от той веры, о которой я
говорил, и от уверенности (это тоже из
области веры, опытной веры) в том, что мы
достоверно знаем: мы любимы. Любимы Богом,
любимы людьми и любимы не только за то
поверхностное, что они видят в нас, чем они
могут пользоваться, но и за что-то очень
глубокое, что ощущают в нас. Дружба, любовь
рождаются, растут и живут не теми
поверхностными признаками, которые всем
доступны: красотой, умом, чуткостью, - а
теми глубинами, из которых они сияют. Почему
мы с человеком дружим? Почему мы человека
любим? Потому что мы переживаем встречу с
теми глубинами его, которые сияют вечным
светом.
По отношению к другим мы это
часто помним, мы это переживаем, это -
реально. Мы должны научиться не забывать
этого и в отношении себя самих: мы любимы
Богом, мы любимы людьми. И мы не только имеем
право - мы должны научиться любить в себе
ту Божественную красоту, ту Божественную
гармонию, которые в нас вложены. И только
если мы умеем с уважением, с любовью, с
благоговением отнестись к себе самим, можем
мы начать вдохновенно, дерзновенно и
решительно бороться со всем тем, что может
нам помешать быть этим человеком: образом,
сиянием Божиим.
Тут у каждого будут свои задачи; у
каждого свои свойства, положительные и
отрицательные; у каждого свои соблазны. Но в
основе путь один: верь, что ты - чадо света,
и ты будешь в свете Божием. Верь, что Бог в
тебя верит и что верят в тебя другие люди;
верь, что ты любим и полюби себя достойно
этой любви; вырасти в меру именно этой любви.
Конечно, помогает нам чтение
Евангелия; не поиски в нем обличений, не
поиски даже того, что нас поучает, -
заповедей; а поиски того, что нас сродняет
со Христом, делает нас родными Ему и Его
делает родным для нас. Помните, как после
Воскресения Спаситель сказал мироносицам:
Идите к братьям Моим (Мф. 28,
10). Он нас называет братьями и сестрами
Своими. Тогда Он сказал "братьям",
потому что Он посылал их к апостолам. Но это
слово объемлет всех, кто Ему родной, и все мы
- родные Ему, потому что мы рождены из одной
купели, рождены еще раньше этого из единого
творческого действия Божия.
И вот, надо вглядеться в образ
Христа не для того, чтобы уловить Его свет в
отличие от нашего или в отличие от Него
уловить тьму, которая в нас есть, а для того,
чтобы почувствовать, в чем Он нам родной,
чем мы на Него похожи, что общего между Ним и
нами. Тогда мы могли бы увидеть, может быть,
бледное, может быть, очень схематическое
начертание того, что в нас является Божиим
образом, или, если предпочитаете, того, что в
нас есть уже теперь подлинного, вечного,
истинного. Тогда остается только быть
хорошим земледельцем, хорошим садовником и
взращивать то, что является в нас райским
цветом. А для того, чтобы это стало
возможным, - вырвать то, что убивает в нас
жизнь, что ее заглушает, что ею питается, но
губит ее.
И на этом пути каждый из нас
должен искать своих задач и их осуществлять.
Но тогда борьба с грехом, с недостатками, с
несовершенством не делается исключительно
темным занятием, когда мы заняты только
неправдой в себе, а делается творческой
радостью, когда, увидев, как растет в нас что-то
светлое, Божие и как на него надвигается
опасность, мы эту опасность отстраняем. В
этом заключается творческая, живая,
радостная борьба за цельность души, за
настоящую цельность, за исцеление, за то,
чтобы стать до конца здоровыми, такими
здоровыми, чтобы чутьем, всем устремлением
души, всем дерзновением, всей страстью
своей и, вместе с тем, всей решимостью своей
искать этого совершенства, этой полной
гармонии со Христом.
Опасность нас может настичь на
этом пути, если мы будем взирать на себя,
вглядываться, следить за собой, ставя перед
собой вопрос: становлюсь ли я лучше,
совершеннее, достойнее Бога? Этого вопроса
себе ставить не надо, потому что по мере
того, как у нас светлеет ум, очищается
сердце, воля выпрямляется, самое тело наше
делается более духовным, по мере того, как
мы видим Божию святость все более ясно, по
мере того, как Его сияние делается ярче
перед нами, - мы непременно увидим себя в
меньшем свете и будем переживать свои
неудачи больше, чем когда мы были слепы,
нечутки, бесчувственны. Поэтому надо просто
идти; идти: от света к свету, зная, что путь
именно к свету, не боясь, не ставя никаких
вопросов: лучше я или не лучше? Идти от
несовершенства к меньшему несовершенству,
от полутьмы к меньшей полутьме, зная, что в
конечном итоге растет свет, но что раз нас
осветил Божественный свет, всякий другой
свет кажется нам тусклым и безрадостным. Мы
не напрасно в вечерне поем: Свете тихий
святыя Славы Божественного Отца... И слово,
которое мы переводим по-славянски как "тихий",
на греческом языке значит "радостный",
радостотворный свет.
Вот, начнем с этого, в контексте
этого поста, в контексте нашего вырастания
в свободу, в контексте этой духовной весны,
когда все живые силы должны вострепетать в
нас, возродиться, возликовать. И оставим
Богу суд над нами, если увидим в себе что-то
недостойное и нас самих, и любви тех,
которые нас любят, и их веры в нас; или
недостойное Бога, Его любви и Его веры.
Будем выкорчевывать, очищать, вырывать - но
с радостью, с той радостью, о которой
говорил Серафим Саровский, с радостью,
которая позволяет и дает возможность
совершить любой подвиг. Мученики шли на
мученичество с радостью, несмотря на острое
страдание. Подвижники жили радостью; даже
те, которые писали самые суровые, строгие
слова о грехе, о себе самих, - жили во свете.
И мы живем во свете. Нам дано так много! Нам
дано знать Бога, знать, что Он есть; нам дано
хоть зачаточно знать что-то или даже многое
о Нем во Христе, через Христа, через Его
святых, через их писания; нам дано
участвовать в божественных службах, где мы
вливаемся в молитвы святых, приобщаясь к
ним, как человек, который слушает музыку,
перерастает себя, вливаясь в музыкальный
опыт, в песнь торжествующей любви, радости и
красоты, пережитой композитором, как
человек, глядящий на закат или на картину
великого мастера, вливается в его опыт - и
перерастает себя.
И, наконец, нам дано нечто даже
большее: участие в таинствах, когда Бог как
бы вливается в нас, пронизывает нас, как
огонь пронизывает железо, проникает в нас,
как влага проникает иссохшую землю, как
любовь, которая животворит наши сердца. Нам
дано приобщиться Телу и Крови Христовым,
стать единосущными с Ним, стать как бы Его
живым, телесным присутствием на земле. Мы
это мало замечаем, потому что мы очень
невнимательны к тому, что с нами происходит
посредством тех чудес, которые мы называем
таинствами, через Божественные действия,
которыми Он, переливаясь через край,
достигает нас.
Многое было бы нам возможно, если
бы мы были очень внимательны к тому, что в
нас происходит; не к обидам своим, не к
страхам, не к себялюбию, а к тому, что Бог
делает в нас - через людей, непосредственно
Своим действием или через таинства. В
вечерних молитвах мы молимся о том, чтобы
Господь нас избавил от неведения и от
забвения, и от малодушия, и от окамененного
нечувствия. Вот четыре врага, против
которых надо бороться всем нам, если мы
только хотим быть чуткими к тому, что Бог
совершает, что Он совершил в нас; если хотим,
чтобы в нас загорелась благоговейная
благодарность, ласковая, трепетная к Нему
любовь. Если только сделать так, то все
остальное будет - Его дело; а Он нас не
оставит. Наше дело - раскрыться, наше дело - открыть Ему двери и сказать: Войди,
Господи! - как в молитве перед причащением
мы говорим: все, что я могу сделать - это
раскрыть дверь, и Ты войди в хижину, которая
Тебя недостойна... Но когда Он входит куда-нибудь,
Его присутствие делает место Его вселения
раем, более широким, более глубоким, чем
небеса, местом Божия вселения.
|