ОТЕЧНИК О терпении скорбей |
Последняя цель скорбей, посылаемых Богом, состоит в том, чтобы в яснейшем свете представить небесное блаженство, глубже дать почувствовать беспредельность милосердия Божия и премудрость Божественного промышления. Кто после сего без благодушия не будет переносить кратковременные страдания, которые ведут за собою столь спасительные действия? Кто не скажет с апостолом: "Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас" (Рим. 8, 18)? "Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам, не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна" (2 Кор. 4, 17-18). Не должно смущаться, когда видим, что праведник страдает тяжко и незаслуженно. Вспомним, что пострадал Праведник праведников и Святой святых. Его страдания выше всех страданий, потому что нет никакого сравнения между тварию и Творцом ее. На земле нет совершенного счастия; ибо здесь не время утешения, но скорби. Высокий сан имеет свой труд и лишения, простое звание особенные печали и неудобства, мир - свои прихоти, уединение - свою горесть и скуку, брачное состояние - свои утраты и заботы, дружество - свои неприятности и вероломство, благочестие - свои горести. По уставу, неизбежному для чад Адамовых, всяк обретает на своем пути волчец и терние. Тысячи случаев убеждают нас, что к блаженству нашему на земле всегда многого и многого недостает. |