Архимандрит Амвросий (Юрасов)

"БЛАЖЕН, КТО МИЛУЕТ СКОТЫ"
(ПРИТЧ. 12,10)

      Моя сестра Мария купила себе корову. Корова дойная, но с характером. Когда ее стали доить, она неудобно встала. Сестра ее слегка стукнула по ноге и сказала: "Ну-ка, поставь ногу как положено". Корова обиделась и не дала молока. Сестра выгнала ее во двор. В это время шла другая сестра и увидела: корова стоит и плачет. Слезы прямо капают. Подходит корова к этой сестре, сказать-то ничего не может, но видно сразу - жалуется. Сестра эта в дом вошла и говорит: "Мария, корова-то плачет". - "Да вот, я ей немножко грубовато сказала да по ноге ударила. Она мне молока после этого не дала". Ну, что делать-то, надо примириться как-то с коровой, помиловать ее. Взяли отрезали хлеба, посыпали солью; вышли, дали ей, погладили. Корова-то и успокоилась, стала после этого молоко давать. И такое в жизни бывает.
      А вот еще случай. Одна девушка пошла на озеро за водой. За ней щенок увязался. Дело было поздней осенью, озеро тоненьким льдом покрылось, и снежком его припорошило. Собачка побежала по снежку да и провалилась. Хочет вылезти, а лед обламывается. Девушка говорит: "Я хотела коромыслом ее достать, а она испугалась да от меня дальше отплыла. Мне пришлось в холодную воду броситься, чтобы поймать ее и вытащить. Вытащила - а она с такой радостью ко мне кидается! Бегает вокруг, трясется, лает от радости, прыгает: радуется, что спасла ее. На другой день снится мне сон. Вижу этого же щенка. Он подходит ко мне и человеческим голосом говорит: "Матронушка! Я за тебя Богу молюсь!" Это Господь вразумил ее, чтобы она миловала животных.
      А ведь сколько людей, которые бьют коров, лошадей; знаете, как в колхозах их мучают. Тут как-то один человек поехал в колхоз за сеном. Запрягли ему лошадь, нагрузили, он и поехал. Поехал, а лошадь вдруг встала -и ни с места. Он и тянул ее, и толкал, и уговаривал, а она и ухом не ведет. Рядом оказался колхозник, он и говорит ему: "Что ж ты, милый мой? У нас лошади колхозные, они не привыкли к городской культуре". И как пустил десятиэтажным матом! Лошадь услышала знакомые слова, "свой звук" - и пошла.
      И у нас не только лошади живут на таком "горючем". Народ привык к этому. По-хорошему не понимают, работать не хотят, а как бригадир запустит матом, все рабочие сразу просыпаются и начинают работать. Вот до какой низости мы пали, вот какие мы испорченные. И эта наша греховность отражается на всем живом, на каждой скотине, из-за нас бессловесные твари страдают...
      Грех человека вошел в природу, и вся земля страдает. Животный и растительный мир живет с болезнями, со смертями, постоянно случаются наводнения, землетрясения, смерчи, бури...