Прп. Нестор Летописец

О НАКАЗАНИИ ГОСПОДНЕМ
("Повесть временных лет")

     В год 6576 (1068). Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы.
     Наводит Бог, в гневе Своем, иноплеменников на землю, и только в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная война бывает от диавольского соблазна. Бог ведь не хочет зла людям, но блага; а диавол радуется злому убийству и крови пролитию, разжигая ссоры и зависть, братоненавидение, клевету. Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог велит нам жить в покаянии и говорит нам через пророка: "Обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, в посте и плаче" (Иоил. 2, 12). Если мы будем так поступать, простятся нам все грехи; но мы к злу возвращаемся, как свинья, в кале греховном вечно марающаяся, и так пребываем. Устами пророка говорит нам Господь: "Знаю, - говорит, - что ты жесток и шея твоя железная", поэтому "не пустил к вам дождя, одну землю одождил, а другую не одождил, и иссохло" (Ам. 4, 7). "И поразил вас зноем и различными казнями, но и тут вы не обратились ко Мне". "Потому сады ваши, смоковницы ваши, нивы и дубравы ваши погубил Я, - говорит Господь, - а злоб ваших не мог в вас изничтожить". "Послал на вас различные болезни и смерти ужасные и на скот послал казнь Свою, но и тут не обратились ко Мне, но сказали: "Не поддадимся". Доколе не насытитесь злобами вашими? Вы ведь уклонились от пути Моего, - говорит Господь, - и соблазнили многих" (Мал. 2, 8); поэтому: "Буду свидетелем скорым против врагов, и прелюбодеев, и клянущихся именем Моим ложно, и лишающих мзды наемника, чинящих насилие над сиротами и вдовами и уклоняющих суд от правды (Мал. 3, 5). Почему не покаетесь в грехах ваших? Но искажаете законы Мои и не соблюдаете их? Обратитесь ко Мне - и Я обращусь к вам, - говорит Господь (Мал. 3, 7), - и разверзу вам хляби небесные и отвращу от вас гнев Мой, пока не будет у вас всего в изобилии и не станут истощаться ни сады ваши, ни нивы. Но вы обрушили на Меня слова ваши, говоря: "Тщетно служение Богу!" (Мал. 3, 14). Поэтому: "Устами чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня" (Мф. 15, 8). Оттого, чего просим, не приемлем. "Будет же так, - говорит, - когда призовете Меня, Я не стану вас слушать" (Иер. II, II). "Будете искать Меня в беде - и не обрящете (Ин. 7, 34), ибо не восхотели ходить по путям Моим" (Ис. 42, 24), отчего и затворяется небо или, напротив, жестоко разверзается, град вместо дождя испуская или морозом плоды побивая и землю зноем томя, за наши злодеяния. Если же покаемся в злодеяниях наших, то, "как родным детям Своим, даст Он нам все просимое и одождит рано или поздно. И наполнятся гумна ваши пшеницею. Прольются давила винные и масляные. И возмещу вам за годы, в которые поели у вас саранча и жуки и гусеницы; сила Моя велика, которую Я послал на вас" (Иоил. 2, 23-25), - говорит Господь Вседержитель. Слыша все это, обратимся к добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию, не воздавая злом на зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так, что словом только называемся христианами, а живем, как язычники. Вот разве не по-язычески мы живем, если во встречу верим? Ведь если кто встретит черноризца, то возвращается, так же поступает и встретив кабана или свинью, - разве это не по-язычески? Это ведь по наущению диавола держатся эти приметы; другие же в чихание веруют, которое на самом деле бывает на здравие голове! Но диавол обманывает и этими и иными способами, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища, на которых топчутся, и людей множество на них, так что давят друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят; когда же бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви. Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божиему повелению принимаем наказание за грехи наши.