О молитве Иисусовой |
Святые мужи, опытно познавшие высшие посещения благодати, говорят, что никаких описаний, никаких сравнений со всем самым лучшим в мире недостаточно для выражения действий Божественной благодати. Чтобы видеть свое высокое назначение и то, как мы в настоящем, уничиженном своем состоянии, далеки от него, а также, чтобы уметь отличать истинные благодатные утешения от мнимых и ложных, которыми сатана старается обольстить приближающихся к Господу призыванием святого Его имени, представим несколько мест из Отцов Церкви об этих высших посещениях благодати. "От чистой и непарительной молитвы,- говорит один из подвижников благочестия,- рождается в сердце некая теплота" [1]. "От делания с понуждением рождается безмерная теплота, разгорающаяся в сердце от теплых помышлений, появляющихся в уме. Сие же делание и хранение утончают ум своею теплотою, сообщают ему видение" [2]. "Когда, освободившись от внешнего, душа совокупится с молитвой,- говорит Илья Екдик,- тогда, окружив ее, подобно некоему пламени, она разжигает ее, как огонь железо" [3]. "Христианин, как бы палимый внутри огнем и не могущий терпеть жжения пламени, распаляется и неудержимым желанием и любовью к поминаемому Господу Иисусу Христу, так что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы не могут его удержать. Когда душой овладеет любовь ко благочестию,- говорит свт. Василий Великий,- то она посмеется любому виду брани, и все бьющий ее за желаемое более услаждают, нежели уязвляют" [4]. "От сильного желания и любви ко Господу Иисусу душа проливает потоки слез, ибо для любви обычно при воспоминании о возлюбленных обильно источать слезы" [5]. "Огонь же, поливаемый непрестанными слезами и прохлаждаемый ими, возжигает желания сильнее, потому тот, кто проливает больше слез, омывается их излиянием и светлее сияет" [6]. Или, как учит св. Исаак: "От теплоты сей, произносимой от благодати созерцания, рождается частое течение слез, и от непрестанных слез душа принимает умирение помыслов и возвышается до чистоты ума, а при чистоте ума человек приходит в видение тайн Божиих. После же сего ум достигает до зрения откровений и знамений, как видел пророк Иезекииль" [7]. Или как учит прп. Иоанн Лествичник: "В бездне плача находится утешение, и чистота сердца получает просвещение. Просвещение же есть неизреченное действие, невидимо зримое и разумеваемое недоведомым образом" [8]. Оно, по словам другого отца Церкви, есть "исполнение величайших желаний, тех, кто желает величайшего или более чем великого" (свт. Григорий Богослов). Об этом божественном просвещении говорит свт. Василий Великий: "Бесконечно неизреченны и неисповедимы сияния божественной красоты; не выражает ее слово, не постигает слух; даже если сравнить ее с утренней зарей или сиянием луны, или светом солнца,- все это будут очень слабые подобия славы и во многом недостаточные для того, чтобы сравнить их е истинным светом, - так глубокая ночь и мрачная тьма несравнима с ясным полднем. Сия красота невидима плотскими очами, но постирается только душою и мыслью, и если она осияла кого-либо из святых, то оставила в них нестерпимое жало любви" [9]. При действии теплоты в сердце, происходящей от постоянной и искренней молитвы, нередко случается встречать обольщения от дьявола, в которых иногда бес преобразуется в Ангела света. Об этом св. Григорий Синаит говорит так: "Необходимо человеку иметь рассуждение о том, чтобы уметь различать доброе от злого. Не вдруг по легкомыслию прельщайся наружным блеском, но будь внимателен и со многим испытанием храни доброе, лукавого же удаляйся. Итак, знай, что действий благодати дьявол, если и преобразуется, подать не может. И эти действия следующие: кротость, спокойствие, смирение, презрение мира и истребление похотей и страстей. Действия же врага - надмение, высокомудрие, страхование и всякое зло; из сих действий можешь узнать воссиявший в душе твоей свет: от Бога он или от сатаны? Фридакс (салат) по виду похож на горчицу, а уксус по наружности подобен вину, но посредством вкушения человек распознает и различает их; так и душа, имеющая рассуждение, умом познает дарования Святого Духа и мечтания, приносимые от сатаны" [10]. Богочеловек Иисус в учении Своем указал нам способ, как подобает молиться, чтобы молитва была благоприятна Богу: Ты же, когда молишься, войди в клеть твою и, затворив двери твои, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6; 6). Душа входит в клеть свою, когда не скитается в суете мирской; страсти затворяются и пребывают бездейственными, когда мы не позволяем им прилепляться к чувственным и видимым вещам мира сего. Таким образом, ум, пребывая свободным от всякого вещественного и телесного пристрастия, восходит к Богу через сокровенную и тайную молитву. Это видит Тайновидец Бог и вскоре принимает нашу молитву и воздает великими и явными воздаяниями: И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6; 6). Молитва сокровенная есть истинная молитва. Чем больше запираешь мира в ковчег, тем сильнее благоухает ковчег, содержащий его,- чем больше заключаешь молитву в уме твоем, тем больше наполняешь душу твою Божиею благодатью. Апостол Павел, который больше, нежели какой-либо другой человек, знал, сколь велика сила молитвы, заповедал нам никогда не прекращать ее, но непрестанно и непрерывно молиться, сказав: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5; 17). Те, кто не знает, что есть истинная молитва, думают, что апостольскую заповедь сохранить невозможно, а познавшие, что истинная молитва есть всецелое посвящение ума нашего Бory, видят, что заповедь сия весьма легка и что Апостол не завещал дела невозможного. Ибо цель заповеди его была та, чтобы мы молились умом, а это вполне возможно. Можно и во время рукоделия, еды и питья молиться молитвою (благоугодной и истинной: телом заниматься рукоделием, а умом молиться. Можно всегда исполнять то, к чему обязывает нас необходимость, и в то же время не оставлять духовного дела - богоугодной молитвы. Поистине, ты начнешь шествовать к истинной жизни, требуемой Евангелием, и, следовательно, к блаженству, если навыкнешь небесному учению, изучению слова Божия и если пожелаешь, чтобы истинная молитва была постоянным твоим подкреплением. Ею можешь угасить пламень пожеланий твоих, как три отрока погасили огонь печи Вавилонской. Ею можешь укротить волны страстей, поскольку ею и св. Даниил укротил лютость львов. Она служит оружием, которым побеждаются искушения лукавых демонов, как пророк Давид ею истребил всю силу гордого исполина. Молитва низведет росу благодати в сердце твое, как пророк Илия молитвой низвел дождь на гору Кармильскую. Она есть фимиам, возносящийся к небу, она восходит даже до Престола Божия, если приносится с живой, плодотворной верой в Христа Спасителя и Его крестные заслуги. Она приносит свет для созданной по образу Божию души и возжигает ее пламенем божественной любви. А любовь божественная очевидно не может не выражаться в тщательном хранении заповедей Господних, в благоговейном принятии божественных Таинств, содействующих духовному совершенству. Поэтому молитва есть одно из действенных средств к сохранению заповедей Господних, и с ее помощью мы приносим добрый плод, приняв Божественную благодать, с преизбытком подаваемую в спасительных Таинствах. |
1. Добротолюбие. Т. 5. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолствующим. Гл. 54.
2. Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М. 1993. Слово 59. С. 321.
3. Добротолюбие. Т. 3. Илия Екдикт. Цветособрание. Гл. 103.
4. Добротолюбие. Т. 5. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолствующим. Гл. 84.
5. Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М. 1993. Слово 21.
7. Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М. 1993. Слово 59.
8. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Ст. 7; 55.
9. Добротолюбие. Т. 5. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолствующим. Гл. 76.
10. Добротолюбие. Т. 5. Св. Григорий Синаит. Наставление безмолствующим. Гл. 7.