Апокалипсис - опыт подстрочного комментария


Глава 10

     Ст. 1. И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,
     Ст. 2. в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю,
     И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф.24.14).
     Ст. 3. и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.
     Псалом 28-й называет эти семь голосов: первый есть глас Бога славы, гремящий над водами многими; второй - глас силы и величества; третий есть глас великолепия; четвертый - глас Господа, сокрушающего кедры и потрясающего горы; пятый это - глас Господа, пресекающего пустыню; седьмой - глас, связующий дикую и грубую натуру.
     Ст. 4. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
     Подобное повеление дано было и пророку Даниилу: сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение (12.4).
     Ст. 5. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
     Ст. 6. и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет;
     Ст. 7. но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
     Ангел клянется именем Бога, от Которого послан, что времени для покаяния и принесения благих плодов его больше не будет.
     Ст. 8. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
     Ст. 9. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
     Ст. 10. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало в чреве моем.
     Ст. 11. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих.
     Когда пророк Иезекииль был призван Господом в пророки, то и он должен был съесть свиток книжный, и этот свиток в устах его был сладок, как мед, но содержал в себе и рыдание, и жалость, и горе (см.2.8-10;3.1-3).
     Подобным образом и святой Иоанн, посылаемый на пророчество, должен был съесть книжный свиток, который есть слово пророческое. Всякое слово Господне для душ, озаренных благодатью Святого Духа, есть сладкая снедь, есть истинная манна. Но когда это слово возвещает тяжкий суд над человеками, то такая снедь причиняет скорбь и болезнь и горечь во чреве, ибо какой святой муж, любящий всех братьев своих человеков, не почувствует скорби, узнав, что людям предстоит великое горе? Но эта горечь необходима для спасения братьев, так как будучи своевременно возвещена, может привести их к покаянию.