Апокалипсис - опыт подстрочного комментария


Глава 20

     Ст. 1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
     Ст. 2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
     Ст. 3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
     Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется здесь низложение его власти, совершившееся через пришествие Иисуса Христа на землю и Его спасительные страдания за род человеческий. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иисус Христос явился в мир разрушить дела диавола (см.1Ин.3.5). ИКСам Господь говорил об этом: Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин.12.31).
     И действительно, связание и обессиление диавола во время земной жизни Христа Спасителя было очевидно. Нечистые духи трепетали перед одним словом Христа, повиновались и ученикам о Имени Его (см.Лк.10.17) и вообще всем христианам по их вере в Сына Божия.
     Исторически это выразилось в падении язычества и распространении христианства. Тысяча лет есть время от вочеловечения Господа до пришествия антихриста.
     Ст. 4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
     Такое Царство Христово началось на земле Его проповедью, ознаменовалось благодеяниями, которых можно только было ожидать от Царя царей, совершенно утвердилось и запечатлелось крестными страданиями Господа и Его славным Воскресением. Это Царство Господа на земле называется Церковью, что означает общество людей, в которых пребывает Святой Дух. Глава этого общества Сам Господь, Который и по Вознесении Своем на небо пребывает в Церкви, в силу Своих собственных слов, сказанных в лице апостолов всем: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18.20).
     Царство Христово на земле первоначально заключалось в небольшом круге Его учеников, а потом постепенно расширилось и распространилось по всей земле, и для всех, ищущих своего Царя Христа, Он доступен во всякое время, как Сам сказал об этом: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28.28). Такое Царство Христа на земле продолжится до появления антихриста, которое произойдет перед кончиною мира.
     Неопровержимым доказательством того, что Христос царствует на земле, служит непоколебимость Церкви Христовой, испытавшей много гонений, начиная со своего основания и до настоящего времени. Прежде всех восставали с ожесточением против Церкви иудеи, но они потеряли свою родную землю, свой город и храм, а Церковь Христова распространялась и росла, покрывая своей благодатной сенью многие народы.
     После этого языческий Рим, а с ним и все язычество три века вели кровавую войну с Церковью, но она не исчезла и в это время, а прославилась множеством мучеников. Язычество пало, а Церковь продолжала распространяться и крепнуть.
     Явились в Церкви ереси и расколы, но и они не сильны были поколебать и затмить истину Христова учения; на защиту его встали христианские философы и ораторы, которые опровергали языческое мудрование и силой слова Божия утверждали догматы христианского вероисповедания.
     Итак, никакие нападки на Церковь, никакие страсти и лжеумствования людей не в силах были поколебать Царство Христово на земле - Церковь, которая постепенно расширялась и расширяется, поддерживаемая и защищаемая Главой своей Иисусом Христом, сказавшим оКЦеркви, что и врата адовы не одолеют ее (см.Мф.16.18).
     Господство на земле множества пороков, неправд и беззаконий, а также небольшое число праведников в сравнении с грешниками - все это нисколько не противоречит царствованию Господа на земле - потому что много званых, а мало избранных (Мф.22.14).
     Ст. 5. Прочие же из умерших не ожили, доколе же окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
     Ст. 6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
     По мнению св. Андрея, как есть два рода смерти, о чем сказано было выше, так точно есть и две жизни. Первая жизнь - временная, телесная; другая - за исполнение заповедей Христовых - жизнь вечная, блаженная, обещанная святым. Есть и два воскресения.
     Первое воскресение - оживотворение от мертвых дел верою в Сына Божия - еще в этой жизни; второе воскресение - претворение тела от тления в нетление, имеющее быть при конце мира. Отсюда являются и два рода мертвецов.
     Одни - умирающие нераскаянными грешниками, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в Крещении. Такие мертвецы не оживут до Второго славного пришествия Христова, когда должен произойти суд и они получат то "благо", к которому подлинно стремились всю свою жизнь, - тление.
     Другие мертвецы - претерпевшие ради Христа борьбу со своими собственными страстями и умершие для этого скоропреходящего мира. Такие мертвецы блаженны, так как они избавлены от вечного мучения - от второй смерти. Почитание святых, отшедших в Царство Христово, земными жителями ясно указывает на тесную связь неба и земли, на связь Церкви небесной и земной, на действительное царствование Господа и Его святых как на небе, так и на земле.
     Ст. 7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
     Ст. 8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
     Ст. 9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
     Ст. 10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
     По истечении определенного Богом срока для царствования диавола на земле, пред концом видимого мира сатана будет освобожден из своих уз и восстанет на последнюю решительную брань со Христом и Его Церковью. Хотя эта последняя брань и описывается здесь кратко, но в пророчествах время употребляется в основном в неопределенном смысле, поэтому можно предположить, что брань эта будет обнимать собою значительный промежуток времени.
     Кроме этого, очевидно, что в пророчестве говорится о последних временах мира, а из Евангелия известно, что перед концом мира будут происходить войны, междоусобия, грозные изменения в природе, явятся лжеучителя, обольщающие людей и, наконец, явится антихрист, который тоже при помощи ложных знамений и мнимых чудес будет обольщать народы.
     Слово Гог - в переводе с еврейского языка означает собирающего или собрание, а слово Магог - возвышенного. На этом основании толкователи думают, что этими именами означается или собрание народа, или их возвышение. Некоторые же толкователи, основываясь на том, что у пророка Иезекииля появление Гога и Магога относится к последним временам мира, разумеют под ними антихриста и его многочисленное войско, которое будет проповедовать отступление от веры во Христа как Бога.
     И вышли на широту земли; этим указывается на всеобщее отступление от истинной веры.
     Под станом святых св. Андрей разумеет Церковь Христову, утвержденную на четырех концах вселенной, а под возлюбленным городом - Иерусалим, откуда учение Христово распространилось по всей вселенной. Вероятно, в это время, когда будет поругано много храмов Христовых, сядет в храме Божием и антихрист, выдавая себя за Бога, как говорит об этом ап. Павел (см.2Фес.2.4).
     Под огнем, который пожрет нечестивцев, можно разуметь и действительный огонь, спадший с неба, как это было, например, при уничтожении Содома и Гоморры, а может быть, здесь под огнем подразумевается сила и быстрота казни Божией, на которую осуждены все гонители Церкви Христовой.
     Ст. 11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
     По мнению св. Андрея, под великим белым престолом разумеются здесь прославившиеся добродетелями святые Божии. Отбежание неба и земли от лица Божия означает, по его мнению, только изменение их в лучший вид и обновление, а не совершенное исчезновение и уничтожение. Тварь подчинена тлению, но она будет обновлена, как говорит об этом апостол: тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8.21).
     Ст. 12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
     Ст. 13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
     Ст. 14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
     Ст. 15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
     В этом пророческом видении Иоанна толкователи Откровения видят Страшный Суд Божий. Тогда умершие оживут (см.Ин.5.25), души их соединятся со своими телами, только измененными в лучший вид и нетленными (см.1Кор.15.35-44), и явятся, чтобы дать отчет в своих делах земных и получить должное возмездие (см.2Кор.5.10).
     "Каждое тело, в чем разложилось, из того же будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю" - говорит св. Андрей.
     И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это означает, по мнению св. Андрея, что лукавые бесы, виновные в источнике смерти - грехе, имеющие своим убежищем ад, куда они препровождают и повинующихся им, будут ввержены в огонь. Таким образом, здесь смертью и адом называются виновники их, подобно тому, как городом называются живущие в нем.