Апокалипсис - опыт подстрочного комментария |
Ст. 1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
Ст. 2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
Прежние небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет.3.10).
На основании этих слов апостола некоторые древние толкователи думали, что настоящий мир будет совершенно уничтожен и что Бог создаст новый. Но из слов ап. Павла (Рим.8.21) видно, что мир не будет совершенно уничтожен, а лишь обновлен и перерожден посредством огня к лучшему. От настоящего видимого мира отнимется все греховное, а потому подверженное тлению и непостоянное.
Об этом именно изменении и говорит ап. Петр, сравнивая очищение мира огнем в последнее время его существования с прежним очищением его через всемирный потоп.
И волнующегося житейского моря уже нет.
Этот новый Иерусалим и есть, по мнению толкователей, Царство Небесное, сияющее красотой и великолепием и имеющее снизойти на обновленную землю от Бога с небес.
Ст. 3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
Ст. 4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
Небесный голос объясняет значение нового Иерусалима, что он есть истинная скиния, истинная Церковь Христова, образ которой был показан Моисею. Здесь будет пребывать Сам Бог с благоугодившими Ему людьми, как некогда пребывал с древними израильтянами в скинии свидения. Но настоящее пребывание Бога с людьми будет не похоже на прежнее Его общение с ними. Прежде достойные и святые люди беседовали с Богом под различными образами или же чувствовали Его близость к себе верою и сердцем. Здесь, в Царстве Небесном, нет никаких покровов, никакого образа, скрывающего Божество; здесь присносущный свет Божий прямо освятит душу человека. Все страдания святых, достойных Христа, оканчиваются в здешней жизни, и все труждающиеся и обремененные упокоятся в Нем (см.Мф. 11.28).
Ст. 5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
Эти слова означают совершенное изменение и перерождение видимого мира при конце его существования в лучший вид, как сказано об этом выше.
Ст. 6. И сказал мне: совершилось! ЯКесмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
Жаждущими называются люди, которые с верою ищут благодати Святаго Духа.
Ст. 7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Ст. 8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.
Св. Андрей объясняет это так, что побеждающий в войне против невидимых демонов, побеждающий все страсти и козни диавольские получит все эти блага, соделавшись духовным сыном Божиим. А все боязливые и не имеющие мужества в борьбе против диавола будут повержены в озеро огненное на вторую смерть.
Таким образом, продолжает кесарийский святитель, "желающий спасения нашего Бог всех обращает нас к наследию благ Своих - и приятным, и скорбным, предлагая нам светлость Вышнего Иерусалима и мрачную и скорбную тесноту огня геенского, дабы делали мы добро, пока есть время, или по желанию вечной славы, или по страху бесконечного стыда".
Под лжецами толкователи разумеют людей, которые исходя из своих чисто земных интересов сознательно выдают ложь за истину.
Ст. 9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
Церковь Христова, или Небесный Иерусалим, называется здесь женою и невестою потому, что она приобретена драгоценною кровью Христа как непорочного и чистого Агнца (см.1Пет. 1.19) и этим самым обручена Христу и соединена с Ним.
Ст. 10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
Ст. 11. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
Ст. 12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
По мнению некоторых толкователей, под стеной, окружавшей святой город, разумеется не осязаемый нашими чувствами предел, устроенный могуществом и мудростью Бога, или сами могущество и мудрость Божии, недоступные никаким другим силам, ограждающие селения Его славы.
Предел этот, или стена, по мнению таких толкователей, невидим для глаз грешников и потому не препятствует им видеть блаженное жилище праведников, как говорится об этом в притче о богаче и Лазаре (см.Лк.16.23), но в то же время предел непреодолим для всякого покушения перейти за его черту.
Ст. 13. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
Ворота, обращенные ко всем странам света, означают, что вход в Царство Небесное открыт для всех верующих людей, живущих во всех странах света. Трое же ворот на каждой стороне показывают проповедание и познание Всесвятой Троицы во всех концах вселенной.
Ст. 14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
Двенадцать оснований стены города с именами апостолов, которые, будучи основаниями Церкви земной, служат в то же время основаниями Церкви Небесной, Небесного Иерусалима, по слову Господа, сказавшего первоверховному из них: ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф.16.18), что относится и ко всем апостолам, как получившим от Бога одинаковую власть вязать и решать дела людей (см.Мф. 18.18).
Ст. 15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
"Не людьми, а Ангелом измеряется город, ибо по чистоте и мудрости их им известны величие и благолепие вышнего города", - говорит св. Андрей Кесарийский.
Ст. 16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
Ст. 17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.
Этим измерением показывается, что пространственные координаты в преображенном мире останутся теми же, какими их сотворил Бог в начале творения.
Ст. 18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
Ст. 19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первоеК- яспис, второеК- сапфир, третьеК- халкидон, четвертоеК- смарагд,
Ст. 20. пятоеК- сардоникс, шестоеК- сердолик, седьмоеК- хризолит, восьмоеК- вирилл, девятоеК- топаз, десятоеК- хризопрас, одиннадцатоеК- гиацинт, двенадцатоеК- аметист.
Двенадцать драгоценных камней, украшающих основания города, как и самые эти основания, означая двенадцать апостолов, указывают в то же время на отличительное свойство или достоинство каждого из них.
Ст. 21. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.
"Двенадцать ворот - двенадцать учеников Христовых, через которых мы познали дверь и путь жизни; они же и двенадцать жемчугов, получающие блеск от единого многоценного жемчуга - Христа", - учит св. Андрей.
Ст. 22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец.
Души праведных, облеченные прославленными телами, будут воспринимать непосредственное впечатление величия Божия. Как говорит апостол Павел, святые узрят Бога лицом к лицу (1Кор.13.12).
Ст. 23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец.
Ст. 24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
Некоторые толкователи под спасаемыми народами разумеют всех вообще людей, достойных спасения, а под царями земными - людей, которые воцаряются на земле над страстями и заблуждениями и, победив их с Божией помощью, со славою и честью являются в святилище вечного света.
Ст. 25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.
Потому что наступивший восьмой день творения есть вечность.
Ст. 26. И принесут в него славу и честь народов.
Ст. 27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
Ворота Царства Небесного, однажды отверстые Христом, навсегда останутся отворенными для всех спасающихся народов. И все благоугодившие Христу, все написанные в книге жизни войдут в Царство Небесное. Но для всего нечистого и оскверненного, для людей порочных и развратных, пренебрегающих верой, истиной, святостью законов Божиих, воздающих твари честь, принадлежащую Одному только Богу, и исповедающих и проповедающих ложные учения и заблуждения, - врата Царства Небесного закрыты.
Св. Андрей о постоянном отверстии врат и отсутствии ночи в святом городе говорит так: "День будет там, а не ночь, ибо ночь отделится для грешников".