9 ноября, несмотря на неоднократные протесты Священноначалия, духовенства и верующих Русской Православной Церкви, представителей других религий, телекомпания НТВ показала на общедоступном канале фильм "Последнее искушение Христа".
Церковь неоднократно предупреждала, что, если фильм будет показан, верующие окончательно будут воспринимать НТВ как духовно чуждое явление. Так и получилось.
Произошедшее болью отозвалось в сердцах множества людей. И сегодня, спустя почти месяц после показа фильма, мы не перестаем получать множество обращений с одним вопросом: "Как это могло произойти? Почему частная телекомпания, вещающая в общероссийском эфире, вместо того чтобы использовать полученную свободу для нравственного воспитания людей, обращает их к явным и скрытым порокам?".
Уже давно целый ряд программ этого телеканала вызывает массированную критику, поскольку через них распространяется безнравственность, пропаганда насилия, чересчур легкое отношение к человеческим трагедиям, к святости семьи, к общественной морали.
Приняв решение показать фильм, после длившихся более полугода просьб и протестов со стороны самых разных слоев общества не допустить его демонстрации, телекомпания переступила последнюю грань, разделяющую добро от зла, этические нормы от вседозволенности.
НТВ и некоторые газеты пытались убедить всех нас, что этот показ и есть подлинная демократия, свидетельство прогрессивных преобразований в стране. Однако, я убежден, что развитие общества в сторону дозволения оскорблять самые светлые чувства людей есть не прогресс, а упадок. И о какой демократии можно вести речь, когда перед самым показом фильма, которому предшествовала небывалая реклама, ведущий программы "Итоги", комментируя акцию протеста людей, пришедших в холодный зимний вечер к зданию Останкино только лишь по зову сердца - достойнейших людей: писателей, деятелей культуры, простых российских женщин и мужчин, - показывает совсем иные лица. Выхватив камерой несколько известных политиков-радикалов, совершенно сознательно делая их идейными борцами, приведшими за собой массы своих якобы единомышленников, ведущий обвинил всех, кто протестовал против показа фильма, чуть ли не в фашизме.
Не устану повторять, что Церковь - не политическая и не экономическая сила. И когда она возвышает свой голос против кощунства и богохульства, она не оглядывается ни на политическую, ни на экономическую конъюнктуру.
Мы также не претендуем на право подвергать цензуре светские телепрограммы, любого рода публикации. Все это на душевной и гражданской ответственности тех, кто производит эту продукцию. Но Церковь вправе сказать со всей пастырской решительностью, что "Бог поругаем не бывает" (Тал. 6.7) и что всякий, совершивший грех оскорбления, кощунства, если не покается, понесет наказание от Бога не только в будущей жизни, но и жизни земной. Таков непреложный духовный закон, и именно он обличает тех, кто принял решение о показе этого фильма.
В год, когда Президент страны призвал людей идти по пути Примирения и Согласия, они подрываются провокационной политикой не только на НТВ, но и во многих радикальных средствах массовой информации. Церковь стремится сделать все, чтобы гражданский мир восторжествовал в нашем обществе, чтобы жили в согласии друг с другом люди разных вероисповеданий, национальностей и убеждений. И очень обидно, когда плод этих наших трудов разбивается об агрессивное желание проявить свою новоприобретенную власть, навязывать свое видение вещей, будучи убежденными в собственной исключительности и конечной правоте.
Принимавшие решение о показе фильма руководители телекомпании НТВ противопоставили себя большой, если не большей, части народа России. Были явным образом нарушены нормы не только морали, но и права - ведь закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрещает умышленное оскорбление чувств граждан в связи с их отношением к религии.
Ввиду этого, я обращаюсь к Президенту России Б. Н. Ельцину, Председателям Палат Российского Парламента, Председателю Правительства России, мэру г. Москвы не остаться безучастными к оскорблению религиозных чувств своего народа, в какой бы форме это ни выражалось, и обратить большее внимание на необходимость попечения не только о материальной стороне жизни граждан, но и об их нравственном здоровье.
Я призываю средства массовой информации еще раз осознать свою ответственность за судьбу общества, его нравственных устоев, и сделать все от них зависящее для подлинного Примирения и Согласия.
Демократия, свобода слова не могут быть таковыми, если оскорбляются самые святые человеческие чувства. Понимание этого простого факта и приведет к Примирению и Согласию в обществе, к возможности мирного диалога, который верующий человек всегда предпочтет конфронтации.