Экран и наши дети |
Вера Абраменкова Современное человечество вступило, по образному выражению известного поэта, в визуальную эпоху, в корне меняющую базовые социальные установки миллиардов людей, вынужденных включаться в жизнь информационного общества. Неограниченное господство "Экрана" в облике таких уже привычных видеомагнитофонов, телевизоров, компьютеров распространилось не только на сферу бизнеса, политики, экономики, но и вторглось в область сокровенных отношений, семьи, веры, т.е. в сферу человеческого духа, претендуя на роль новой философии, новой религии. По оценкам экспертов, символом XXI века станет широкомасштабное телевидение. Возможности этой новейшей технологии, с которой только начинают осваиваться конструкторы, действительно безграничны. Так что нет никакой надежды на то, что наши дети в будущем меньше будут смотреть телевизор. Если еще учесть расширение компьютерных сетей, то становится очевидным, что мы, вероятно, стоим на пороге глобальных изменений системы идеальных связей, установок, ценностей прежде его в сфере семьи, детства. В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия "Экрана" (телевизионного, видео- и компьютерного - пишем это слово прописной буквы не из уважения к явлению, но , чтобы обозначить место "Экрана" как идола для многих миллионов, вытеснившего из их жизни Бога), воздействия на психическое развитие и личность ребенка. Если 20 лет назад можно было услышать: "Дети знают больше нас, благодаря телевизору", то теперь: "Компьютер и "видак" им дороже родителей", эти фразы дают возможность уловить не только расширение сферы Экрана в жизни детей, но и определенную смену ценностей современного поколения. Педагогические наблюдения и специальные следования показали исключительность воздействия экранных образов на детское сознание, не только вследствие особых технических эффектов, но и в силу повышенной возрастной чувствительности восприятия ребенка. Информация, получаемая ребенком с экрана, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания, в связи с чем на государственном уровне во многих странах был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства. Именно из этих соображений, как известно, в Германии священники - лютеране и баптисты - ввели жесткие запреты для детей из семей верующих на все телепрограммы, кроме передач о природе и сказок. Запреты неукоснительно исполняются и взрослыми. Современная игровая цивилизация по сути своей навязала ребенку Экран в качестве и средства развлечения, и средства обучения. Однако Экран порождает и такие явления, как "информационный тоталитаризм" - агрессивную информационную среду, где нет границ реального и виртуального мира, а так же "клиновое сознание", которое отчуждает человека от созерцания и размышления (так характерного, кстати, для российской ментальности). Это так очевидно, как очевидно различие между так недавно любимой детьми игрушкой Чебурашка из мультфильма "Крокодил Гена" и воинственной черепашкой из американского мультфильма "Черепашки-ниндзя". А по сути Чебурашка и черепашка - это две системы морали, две картины мира, две ментальности, если угодно, которые кому-то необходимо поменять местами или смешать. Так ли это безобидно? |
Предельно рельефно трансформация детской картины мира в последние годы заметна по детским рисункам. Посмотрите на рисунке, представленные детьми одной из школ Подмосковья на конкурс "Салют Победы", посвященный Великой Отечественной войне. Этот конкурс предворяла большая подготовительная работа взрослых: рассказы ветеранов войны, изучение истории войны на уроках, чтение книг, демонстрация фильмов о войне и пр. После нескольких недель такой подготовки дети принесли свои рисунки. Вот два из них. Вот что в теле-компьютерном сознании наших детей, заметим - нормальных детей из нормальных семей - ассоциируется со святой для нас темой, вот что вбито в их головы и сердца. Когда ошеломленная учительница спросила девочку, глядя на портрет убийцы-маньяка из фильма: "Это разве герой войны? - получила ответ: "А разве не похоже? Ребятам понравилось". |
[*] Из книги "Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба". |