|
|||
Календарь | |||
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ | |||
Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов. Сергей получил образование в Касимовском духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия. В 1915 году он поступил на должность псаломщика в Киеве. В том же году стал священником Спасской церкви в слободе Кукарке Вятской епархии (с 1937 года город Советск Кировской области). Рукоположил его епископ Вятский Никандр. |
В 1918 году о. Сергий чудом остался жив при следующих обстоятельствах. В Кукарку пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью они пошли с рейдом по слободе, арестовывая и расстреливая самых влиятельных жителей. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали указать, в каком доме живет "главный поп". Сторож показал на дом старого настоятеля, бывшего в весьма преклонных летах, которого он по многолетней привычке и считал "главным попом". Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имя его не дошло до наших дней, но о. Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа. В том же году всех священников арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все были уверены, что копают могилу для себя, и плакали и молились, прося у Бога помощи. Вдруг подъехал состав из нескольких товарных вагонов и начальник прокричал: - Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони. Ваша задача - разгрузить и закопать четыре вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны! Вонь действительно разносилась страшная. Но радость о том, что Господь уберег от смерти, была велика. Однако о. Сергия ждал другой удар - умер его маленький сынок, младенец Владимир. В 1919 году батюшка был назначен настоятелем Троицкого собора в слободе Кукарке и благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии. В 1923 году он переехал с семьей в Касимов, куда определением архиепископа Рязанского и Зарайского Бориса (Соколова; † 1928) был назначен настоятелем Троицкой церкви. В 1928 году о. Сергия наградили крестом с украшениями "за усердное проповедание слова Божия". Он действительно был прекрасный проповедник, оратор, апологет, дерзновенно защищавший Бога и Его Святую Церковь. По характеристике касимовского горсовета, проповеди протоиерея Сергия приходили слушать и прихожане других храмов. |
Семья протоиерея Анатолия Правдолюбова. Отец Сергий крайний слева. 1924 г. | |||||
|
|||||
Причт Троицкого храма в Касимове. Отец Сергий в центре. 1928 г. | В алтаре Свято-Троицкой церкви. 1925 г. | ||||
В декабре 1929 года батюшка был арестован и заключен в касимовскую тюрьму вместе со многими священнослужителями города и района. Его приговорили к двум годам заключения, но через несколько месяцев, к Пасхе, благодаря ходатайству касимовских прихожан пришло неожиданное освобождение. |
В 1934 году по решению священномученика архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия (память 11/24 октября) протоиерей Сергий был награжден митрой. В эти годы полностью раскрылись таланты батюшки, данные ему от Бога. Он был как бы собирателем и некоторым центром церковной и духовной жизни города. Его естественная властность вместе со смирением и простотой, сила слова и наставления воздействовали на многих и многих людей. Беседы о. Сергия со священнослужителями, приезжавшими в Касимов, были для них большой поддержкой. Его любил слушать даже его отец протоиерей Анатолий, что вызывало некоторую ревность матери Клавдии Андреевны. Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев, зимой 1930 года отбывавший заключение вместе с о. Сергием, позднее говорил: "Был бы отец Сергий в тюрьме, а с ним и тюрьма не тюрьма!" В 1935 году власти возбудили дело против Матроны Беляковой (блаженной Матроны Анемнясевской, память 16/29 июля). Всем свидетелям следователь говорил стандартную фразу: "Дайте, пожалуйста, характеристику проповедей протоиерея Сергия Правдолюбова..." Арест был, конечно, неизбежен. В том же году его арестовали и приговорили к 5 годам лагерей. Вместе с братом иереем Николаем ** и сыном Анатолием его отправили на Соловки. На Соловках батюшка познакомился с епископом Бежецким Аркадием (Остальским) ***, также соловецким заключенным. По спискам новоприбывших владыка определял, кто из них мог быть духовного звания, и, несмотря на запреты лагерного начальства, старался оказывать им помощь. Войдя однажды в барак, он спросил: "Где здесь Правдолюбовы?" Те отозвались. Со словами: "Не беспокойтесь, я вас не оставлю", епископ Аркадий протянул им свежий огурец и затем поддерживал их и помогал им почти два года, до своего освобождения в начале 1937 года. (Выйдя из лагеря, владыка некоторое время жил в Касимове, в семье о. Николая Правдолюбова.) Пребывание на Соловках в 1935-1940 годах, безусловно, явилось важнейшим жизненным этапом для протоиерея Сергия. Крест исповедничества он нес с большим достоинством, духовным опытом и смирением. Его сын свидетельствовал, что о. Сергий был неким "духовным корнем, из которого все мы выросли". Все жизненные удары: и труднейшие пять лет Соловецкого лагеря особого назначения, а затем лесоповала на материке, с постоянной тревогой о судьбе родных и близких, и особенно тяжелую для него невозможность служить у престола Божия - он принимал как волю Божию, всеблагую и всесовершенную. После освобождения из лагеря в 1940 году батюшка вернулся в Касимов, но Троицкий храм оказался закрыт, священнических мест не было. Существовал о. Сергий случайными требами и временным служением в том или другом храме во время болезни штатных священников. Прокормить большую семью ему помогала матушка, Лидия Дмитриевна, которая устроилась на работу. Во время войны о. Сергий пережил смерть еще двух сыновей - Виктор и Сергей были убиты на фронте. Батюшка видел их во сне радостными, сияющими, в белых одеждах. В 1943 году о. Сергия пригласили на освободившееся место в Никольскую церковь в Касимове, но прослужил он недолго, так как в декабре был мобилизован на трудовой фронт и в качестве сторожа направлен на Малеевский карьер по добыче белого камня. Каменоломни были всегда местом для рабов и заключенных... Вид Малеевских каменоломен и пережитые испытания, вероятно, не раз обращали мысленный взор исповедника к временам раннего христианства, к опыту стояния за веру древних подвижников. И он, не имея общения с родными, зная, что больное сердце скоро сведет его в могилу, составил духовное завещание детям и внукам. После трех лет пребывания в каменоломнях о. Сергий получил назначение настоятелем и благочинным в город Спасск Рязанской области и с 1946 года до декабря 1947-го жил и служил в Спасске. Здесь Бог послал ему большую радость: его сын Анатолий, пребывавший вместе с ним на Соловках, был рукоположен во диакона и назначен в храм к отцу для совместного служения. Однако вскоре протоиерея Сергия перевели в город Лебедянь, входивший тогда в состав Рязанской области. Вместо отца в Спасске оставили сына - уполномоченный Совета по делам религии пошел даже на это, только бы выслать батюшку из Спасска. Отец Сергий уехал в Лебедянь, а 7 декабря диакона Анатолия рукоположили во священника и сразу же назначили настоятелем и благочинным Спасского округа. |
Последние три года жизни о. Сергия прошли в трудах и болезнях - сказывалось заключение. 18 декабря 1950 года, в канун праздника особенно чтимого им святителя и чудотворца Николая, сердце соловецкого узника и исповедника не выдержало - и душа его отошла ко Господу. Ему было шестьдесят лет, а выглядел он на все восемьдесят. Наставления о. Сергия бережно и свято хранились в его семье. Двое его сыновей стали священниками. Влияние батюшки, его духовного облика, личности, сильно и сейчас - в его детях и внуках, которые тоже стали священниками. Один из внуков, протоиерей Сергий Правдолюбов, является настоятелем храма Живоначальной Троицы в Троицком Голенищеве, в Москве. Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода в 2000 году протоиерей Сергий был прославлен как исповедник и причислен к Собору Новомучеников и исповедников Российских. По благословению Патриарха Алексия, митрополита Рязанского и Касимовского Симона и митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия 4 октября 2001 года было совершено обретение его святых мощей в городе Лебедяни. Мощи перенесли в Спасскую церковь в селе Маккавеево (поселок Сынтул) Касимовского района Рязанской области, где их готовили ко всенародному почитанию. |
В феврале 2002 года честные мощи святого исповедника Сергия были торжественно перенесены в Никольскую церковь Касимова для временного пребывания. В день посещения Касимова Святейшим Патриархом, 1 июля 2002 года, они находились в Вознесенском соборе города. 15 сентября того же года, в день празднования 850-летия Касимова, митрополит Симон совершил торжественное освящение Троицкого храма в Касимове, в котором о. Сергий в течение многих лет был настоятелем. Во главе с епископом Шацким Иосифом, викарием Рязанской епархии, духовенство города и района перенесло раку со святыми мощами из Никольского храма в новоосвященный Троицкий храм для постоянного пребывания. Память святого исповедника Сергия совершается в день его кончины - 18 декабря по новому стилю. |
[*] Источники: "Журнал Московской Патриархии". 2003. № 2. С. 48-67. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3.- Тверь. ООО "Издательский дом "Булат". 2001. С. 463, 465. Сайт Православного Свято-Тихоновского Богословского института - www. pstbi.ru |
[**] Священномученик Николай Правдолюбов родился в 1892 году. После окончания Духовной семинарии в 1913 году поступил учителем в церковно-приходскую школу села Селищи Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1915 году был мобилизован в армию и поступил в Алексеевское военное училище, затем служил в чине подпоручика. В конце 1917 года по состоянию здоровья был демобилизован. С декабря 1919-го по 1921 год служил рядовым Красной армии. В последнее время занимал должность начальника инженерного снабжения Туркестанской 31-й стрелковой дивизии. В 1922 году принял священный сан и был назначен настоятелем церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Данево Касимовского уезда. С 1927 года настоятель Пятницкой церкви Казанского женского монастыря Касимова. Затем служил в Никольской церкви Касимова. В 1935 году арестован и отправлен на Соловки. После освобождения в 1940 году 3 месяца исполнял обязанности псаломщика в кладбищенской церкви Всех Святых поселка Елатьмы Касимовского района. После смерти местного священника о. Николай не решался стать его преемником, зная, что будет вновь арестован. Но храм могли закрыть, и поэтому, уступая просьбе прихожан, он обратился за советом и благословением к своей матери. Клавдия Андреевна долго молилась и затем благословила сына на служение, а значит, и на смерть. В 1941 году его вновь арестовали. 13 августа того же года о. Николай Правдолюбов был расстрелян во дворе рязанской тюрьмы. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил его к лику Новомучеников и исповедников Российских. Память его празднуется в день кончины, 13 августа по новому стилю. [***] Священномученик Аркадий Бежецкий, викарий Тверской епархии, расстрелян 29 декабря 1937 года на Бутовском полигоне. Память 16/29 декабря. |
Сестричество преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны |
Вэб-Центр "Омега" |
Москва - 2004 |