№ 7
   ИЮЛЬ 2004   
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ № 7
   ИЮЛЬ 2004   
   Календарь   
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ
Преподобномученик Иона (Санков) *

Преподобномученик Иона (мирское имя Иван Андреевич Санков) родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Луховицкого уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) в благочестивой купеческой семье. Вскоре Санковы переехали в Москву, где отец, Андрей Никитович, занялся хлебной торговлей.

Когда Ване исполнилось одиннадцать лет, тяжело заболела его мать и по совету врачей уехала на родину в Солчино, взяв мальчика с собою. Иван окончил два класса сельской школы, а после смерти матери вернулся в Москву. Он продолжал учиться, затем вместе с отцом стал заниматься торговлей.

Однако сердце его не было расположено к мирской жизни. Следуя семейной традиции, по которой кто-то из детей посвящал свою жизнь Богу и становился молитвенником за родных, Иван решил уйти на Афон и принять монашество. Отец с радостью благословил его.

В 1893 году будущий преподобномученик поступил послушником в Афонский Пантелеимонов монастырь, где со временем его постригли в мантию с именем Иона, а затем рукоположили во иеромонаха.



Иеромонах Иона

В 1914 году о.Иону командировали на подворье Пантелеимонова монастыря в Константинополь, но он прожил там всего несколько месяцев. В начале Первой мировой войны все русские подданные были высланы из Турции.

По приезде в Россию о.Иону определили на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе. В 1923 году оно было закрыто, и батюшка перешел в Благовещенскую церковь, а через четыре года, после ее закрытия, ушел в кладбищенский храм Всех святых. Однако в 1930 году закрыли и его.

В это время пришло письмо с родины - в селе Алпатьево, расположенном неподалеку от Солчино, умер священник, и о.Иону приглашали в этот храм. Здесь он и прослужил до своего ареста.

В конце 1937 года сотрудники НКВД допросили председателей сельсовета и колхоза в Алпатьево и других свидетелей. Те показали, что в селе было созвано собрание по поводу закрытия храма и передачи здания под школу. Узнав об этом, священник сообщил верующим, которые воспрепятствовали закрытию храма, едва не доведя собрание до срыва. Кроме того, священник ежедневно беседует с женщинами, особенно со вдовами, и те собираются к нему в сторожку при церкви, где он живет. Он также говорил, что в прошлом году был плохой урожай, и это было для колхозников плохо, а в этом году - хороший урожай, и это тоже для колхозников плохо, так как все равно весь урожай мыши съедят, для колхозников ничего не останется. А когда его спросили, почему он ночами сидит впотьмах, света не зажигает, он ответил, что керосина дают всего одну бутылку на год.

Одна женщина показала, что хотя она сама разговоров между священником и верующими не слышала, поскольку при ее приближении они тут же замолкают, но благодаря агитации о.Ионы хозяйка дома, где она живет, заставляет своих детей молиться Богу. Другая сообщила, будто батюшка в проповеди ругал местные власти, которые хотят закрыть храм, и призывал верующих записываться в двадцатку и таким образом отстоять храм от закрытия. Придя к ней домой, он пытался уговорить ее мужа вступить в члены церковного совета, причем ругал советскую власть за то, что надо платить тысячу рублей налога, а народ в церковь не ходит, и скоро ее, наверно, закроют - вот тогда народ затужит, но только советская власть храма уже не откроет. Свидетельница также показала, что хотя о.Иона и занес ее в члены двадцатки, но она в ней не состоит и своей подписи не давала, а это священник делает против власти, чтобы не закрыли церковь.



В Таганской тюрьме. 1938 г.

В феврале 1938 года о.Иону арестовали и отправили в коломенскую тюрьму. Ему было предъявлено постановление на арест, которое он отказался подписывать.

В тот же день следователь допросил батюшку.

- Среди вашей переписки найдена записка следующего содержания: "Говорил о предстоящем пришествии антихриста, сперва коллективного, а затем воплощенного в отдельном лице". Скажите, кто это говорил и как понимать содержание вашей записки?

- Эта записка написана мной, выписана из Библии, но что эти слова значат, разъяснить и я не могу, и сам заинтересовался этими словами и выписал их.

- Вас обвиняют в контрреволюционной агитации среди населения и распространении контрреволюционной клеветы о руководителях партии и правительства, а также в высказывании недовольства против существующего строя.

- Контрреволюционной агитацией и распространением контрреволюционной клеветы против существующего строя я не занимался и виновным себя в этом не признаю.

Вновь допросили свидетелей. По словам одного из них, о.Иона говорил: "Конституция - это только бумага, в ней никакого равенства нет. С кого налог берут тридцать рублей, а со священника две тысячи, а в конституции указано, что все равны, а тут и понимай, кто тут равный. Налог наложили, чтобы закрыть церковь. Это вы должны понимать, а раз это так, то должны не допустить закрытия церкви и собрать деньги".

Затем следователь снова приступил к допросу батюшки, который к этому времени уже третий месяц находился в тюрьме.

- Признаете ли вы себя виновным в том, что среди колхозников села Алпатьева вели контрреволюционную агитацию против существующего строя, распространяли гнусную контрреволюционную клевету на руководителей партии и правительства? В июле 1937 года вы организовали женщин выступить против закрытия церкви. Подтверждаете ли вы это?

- В предъявленном мне обвинении в контрреволюционной агитации виновным себя не признаю. Также не было с моей стороны никакой агитации среди женщин в июле 1937 года против закрытия церкви.

7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила о.Иону к расстрелу. Его перевезли в Таганскую тюрьму в Москве, и 4 июля он был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово.

В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор причислил иеромонаха Иону (Санкова) к лику Новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в день кончины, 4 июля по новому стилю.

[*] Источник: Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7. Тверь. ООО "Издательский дом "Булат". 2002. С. 96-101.

Сестричество преподобномученицы
великой княгини Елизаветы Федоровны
Вэб-Центр "Омега"
Москва - 2004