|
|||
Календарь | |||
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ | |||
Будучи в командировках в Греции, о. Димитрий смог посетить почти все места, связанные с проповедью апостола Павла. Это и послужило поводом для написания данной статьи. В работе над текстом использованы следующие источники: 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- Издание Московской Патриархии. М. 1992. 2. Жизнь и труды святого апостола Павла. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником.- "Правило веры". М. 2002. 3. Жития святых славных и всехвальных апостолов Господних.- "Лествица". 2003. 4. St. Paul in Greece. Otto F. A. Meinardus.- Lycabettus Press, 7th ed. 2001. 5. Paul. The Apostle of the Gentiles. Journeys in Greece.- Editions Haitalis. 2003. 6. Alexandra Pratsidou. Saint Paul in Philippi. Tourist guide. |
Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Флп. 2. 3-4 |
Как мы знаем из Деяний святых апостолов, однажды ночью апостолу Павлу, находившему тогда в Троаде, было видение: ему "предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам" (16. 9). Было это около 50 г., поздней осенью. Сразу после видения Павел с учениками Силой и Тимофеем и своим врачом и другом Лукой, который впоследствии описал это путешествие в Деяниях, отплыл из Малой Азии в Македонию. Приплыв в Неаполь (теперь это большой портовый город с турецким названием Кавала), они сразу направились в столицу Македонии Филиппы. Македония - одна из самых больших провинций, расположенная в северо-западной части Греции. Эта римская колония управлялась двумя магистрами, или начальниками, выполнявшими также роль мировых судей. Магистры ежегодно выбирались жителями города. |
Филиппы были основаны Филиппом II в 356 г. до н. э. - в год рождения его сына Александра Македонского. По тем временам это был довольно большой город. Располагался он в красивом месте на склоне гор, служивших ему естественной защитой с севера. Террасный рельеф местности помогал горожанам защищать себя с юга. Кроме того, в эпоху Филиппа вокруг города были построены высокие оборонительные стены. С востока на запад Филиппы пересекала дорога, ведущая в порт. Скорее всего, именно по ней и пришли апостолы. В Филиппах апостол Павел провел всего несколько дней. Зная, что еврейская община в городе не очень многочисленна и, следовательно, вряд ли здесь может быть синагога, он искал место, где могли собираться иудеи, за городом. По еврейскому обычаю, молитвенные дома строились вблизи источников, поскольку после молитвы следовало омовение. Поэтому в субботний день апостол вышел к реке. Здесь он встретил группу еврейских женщин и стал им проповедовать. Одна из них, по имени Лидия, сразу же крестилась со своими домашними. Лидия происходила из Малой Азии и была богата, поскольку торговала драгоценной тканью - багряницей (пурпуром). Ее дом и стал местом собрания первых христиан. |
Идя в молитвенный дом, апостолы встретили служанку богатых горожан, одержимую нечистым духом. И когда по молитве Павла дух вышел из нее, ее хозяева вознегодовали, поскольку имели большую прибыль от прорицаний. Схватив апостолов, они повели их к градоначальникам и обвинили в том, что те возмущают народ и проповедуют обычаи, которые pимлянам не следует ни принимать, ни исполнять. Начальники без всякого разбирательства сорвали с апостолов одежды, велели бить их палками и посадить в тюрьму. |
Тюрьма размещалась в бывшей цистерне для воды, высеченной в скале. Сюда обычно сажали особо опасных преступников. А чтобы апостолы не сбежали, их еще заковали в кандалы. Ночью узники, молясь, воспевали Бога, как вдруг случилось сильное землетрясение, тюремные двери открылись и у всех ослабели узы. Тюремный страж, думая, что заключенные убежали, хотел наложить на себя руки, но Павел сказал: "Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь" (Деян. 16. 28). Обрадованный страж повел апостолов в свой дом, омыл им раны и после проповеди Павла обратился ко Христу и крестился вместе со своими домашними. На следующее утро городские начальники, решив, что землетрясение вызвано их несправедливостью по отношению к апостолам, велели их отпустить. Однако Павел сказал: "Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас" (16. 37). Узнав, что апостолы - римские граждане, начальники просили прощения и, выведя их из тюрьмы, просили уйти из города. Община, основанная апостолом Павлом в Филиппах, позже много помогала ему в проповеднических трудах, о чем он с благодарностью писал: "Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу" (Флп. 4. 15-18). |
Развалины Филипп даже сейчас дают представление о бывшем величии города. До наших дней сохранились остатки двух частных домов, датируемых первым десятилетием I века. Возможно, именно в этом квартале Лидия принимала у себя апостола Павла. Совсем недавно святая Лидия была канонизирована Греческой Церковью, а на месте, где она была крещена, выстроена маленькая церковь в память об этом событии. Сохранилась также тюрьма, в которой сидели апостолы. В Х веке она была переделана в церковь. А в честь апостола Силы в нескольких километрах от Филипп основан монастырь. |
Умоляем... вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками... 1 Фес. 4. 10-11 |
Следующим местом проповеди апостолов были Фессалоники. Павел прибыл сюда вместе с Силой, Тимофей же и Лука остались для укрепления новообразованной общины в Филиппах. "Я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас",- писал апостол Павел о Тимофее в Послании к Филиппийцам (2. 20). |
Фессалоники были тогда самым населенным городом Греции и до основания Константинополя практически считались ее столицей. Придя в город, Павел, по обычаю, направился в синагогу. Три субботы убеждал он евреев, приводя им цитаты из Священного Писания, однако лишь некоторые из них уверовали. Тогда он обратился к эллинам, и многие из них, включая и знатных женщин, присоединились к Павлу и Силе. Неуверовавшие же иудеи возмутились и, собравшись толпой, пошли к дому Иасона, который принял апостолов. Не найдя апостолов, они схватили Иасона и некоторых членов общины и повели к городским начальникам, обвиняя в том, что они "поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса" (Деян. 17. 7). Павел вынужден был ночью покинуть город и отправился в Верию. Созданная же им в Фессалониках община впоследствии стала "образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии" (1 Фес. 1. 7). Современная Верия - небольшой городок, расположенный у подножия горы Вермион, в 70 км от Фессалоник. В I веке это была столица одной из римских провинций, где помимо македонян жило много римлян и иудеев. Павел и Сила, по своему обыкновению, сразу же пошли в синагогу. По свидетельству Деяний, "здешние были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали" (17. 11-12). Однако фессалоникийские иудеи, узнав, что Павел и в Верии проповедует слово Божие, пришли туда и стали возмущать народ, из-за чего Павлу пришлось уйти в Афины. Сила же и Тимофей, к тому времени прибывший из Филипп, остались, чтобы укрепить веру новообращенных. Первым принявшим крещение в Верии считается Сосипатр, сын Пирра, которого упоминают Деяния (20. 4), однако первым епископом этого города предание называет апостола от семидесяти Карпа. |
В Фессалониках сохранилось множество памятников римской эпохи. И хотя доподлинно неизвестно, где именно проповедовал апостол Павел, считается, что церковь Святого Димитрия Солунского воздвигнута на руинах древней синагоги. Считают также, что Павел проповедовал в районе церкви Святой Софии, построенной в VIII веке. Здесь хранится камень, на котором, по преданию, стоял апостол. Предание указывает и что на месте дома Иасона в византийскую эпоху был основан монастырь Влатадес. В Верии на том месте, где проповедовал апостол Павел, бьет источник и построена часовня-памятник с мозаичным изображением святого. В ней установлены ступеньки, на которых, по преданию, стоял апостол. Сохранилась и часть римской дороги, ведущей к этому месту. |
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Деян. 17. 30. Из проповеди апостола Павла в ареопаге |
Афины того времени были центром языческого просвещения, и Павел "возмутился духом при виде этого города, полного идолов" (Деян. 17. 16). Как всегда, он проповедовал в синагоге, а также ежедневно на агоре - главной торговой площади города. Некие философы вступили с ним в спор и привели его в ареопаг, который, по преданию, находился на горе Арес, соседствовавшей с акрополем. Апостол начал проповедовать Единого Бога, но, услышав о воскресении мертвых, кто-то стал насмехаться, другие говорили: "Об этом послушаем тебя в другое время" (17. 32). Однако некоторые уверовали в Христа, среди них и Дионисий Ареопагит, который впоследствии стал епископом Афин и мученически пострадал при императоре Домициане. В Афинах Павел Церкви не основал, она возникла лишь спустя десятилетия. В V веке в правление Феодосия II во многих античных храмах города устроили христианские церкви. Так, Парфенон стал храмом Святой Софии; Пропилеи, служившие входом на акрополь,- церковью Святителя Николая. А у основания холма, где расположен акрополь, была выстроена церковь во имя святых апостолов. |
Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь... Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 2 Кор. 10. 17-18; 9. 6-7 |
Из Афин апостол Павел отправился в Коринф, где в то время была одна из наиболее многочисленных иудейских общин Греции. Если Афины сохраняли облик греческого города, то Коринф к началу I века был полностью римским. Почти все его греческие постройки оказались разрушены во время завоевания города во II веке до н. э., и в следующем веке Юлий Цезарь отстроил город заново. Во времена апостола Павла Коринф был столицей Южной Греции, составлявшей римскую провинцию Ахайю. Благодаря соседству с двумя крупными портами (один из них, на Эгейском море, открывал путь в Азию, а другой, на Ионическом,- в Италию) это был процветающий торговый центр, куда стекались богатства Востока и Запада. |
В Коринфе Павел встретил Акилу и его жену Прискиллу, бежавших из Италии от преследований (в Греции память святых Акилы и Прискиллы празднуется 13 февраля). У них он нашел пристанище и работал вместе с ними, делая палатки. Каждую субботу апостол "говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов", которые "противились и злословили" (Деян. 18. 4, 6). Однако Господь утешил апостола: в ночном видении Он сказал Павлу: "Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла" (18. 9-10). Действительно, ситуация вскоре переменилась - начальник синагоги по имени Крисп уверовал во Христа со всем своим домом, уверовали также и многие из коринфян. Тогда противники Павла напали на него и привели на судилище, говоря, что "он учит людей чтить Бога не по закону". Но проконсул Галлион, правивший в Ахайи, ответил: "Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я бы имел причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами" (18. 13-15). Павел пробыл в Коринфе 18 месяцев, после чего простился с христианами и вместе с Акилой и Прискиллой отплыл в Сирию. На этом закончилось его путешествие по Греции. |
Позднее в Первом послании к Коринфянам апостол писал своим духовным чадам: "Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом... Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую... Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит" (15. 58; 16. 5-7). Древний Коринф до сих пор хранит остатки строений римской эпохи, многие из которых, несомненно, видел апостол Павел. Среди них большое количество торговых лавок, одна из которых могла принадлежать Акиле и Прискилле; римский форум, фонтан, а также театр и возвышающийся в центре города храм Аполлона. Во время раскопок была найдена табличка с греческой надписью "еврейская синагога" - возможно, именно в ней проповедовал апостол. Там, где, по преданию, находилось судилище, в котором восседал Галлион, в X веке была сооружена церковь с тремя апсидами. Она почти разрушена, однако от захоронений, бывших внутри церкви, сохранилось несколько надгробных плит византийской эпохи. В день памяти апостолов Петра и Павла здесь, как и на всех других местах, связанных с проповедью апостола в Греции, совершается торжественное богослужение с участием епископа. В 1934 г. в новом Коринфе, расположенном в нескольких километрах от древнего, построена церковь в честь святого апостола Павла. Мария Смирнова |
Сестричество преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны |
Вэб-Центр "Омега" |
Москва - 2004 |