|
|||
Календарь | |||
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ | |||
В фондах Государственного архива Российской Федерации имеются документы, связанные с именем преподобного Серафима Саровского. Так, в 1994 г. было обнаружено дело с заголовком "По всеподданнейшей просьбе титулярного советника Николая Александровича Мотовилова". Хранящиеся в нем письма говорят о попытках Мотовилова встретиться с Императором Николаем I [1], чтобы "дозволить ему устно доложить Тайну слов Великого Старца Серафима, того Великого Серафима, коему возвещено от Бога, что смерть его будет подобна смерти семи отроков, спавших в Ефесской пещере, а о нем прояснено лишь то, что он воскреснет прежде общего всех воскресения из мертвых. Если же нет, то двадцать два года терпевши и не открывши ее никому - унесу ее с собою в гроб". Удостоиться высокой аудиенции ему так и не удалось. На одном из писем стоит резолюция: "Граф [Орлов.- авт.] объявил Мотовилову, что Его Величество изволили сие читать". Изучая эти письма сегодня, можно утверждать, что пророчества, о которых говорил Мотовилов, относились ко времени правления не Николая I, как он считал, а Николая II [2]. Существует мнение, что преподобный Серафим оставил для последнего русского Императора письмо с пророческими предсказаниями. Известно, что Император Николай Александрович и Императрица Александра Феодоровна [3] ознакомились с делом Мотовилова. Так, директор Департамента полиции в 1903 г. сообщал: "Бумаги Мотовилова о старце Серафиме найдены. Высылаю нарочным". А в телеграмме, отправленной в 1905 г. на имя вице-директора Департамента полиции говорится: "Государыне Императрице Александре Федоровне угодно иметь копии писем Сибирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова к Императору Николаю Павловичу, Министру двора и шефу жандармов князю Орлову, находящихся в деле, хранящемся в архиве третьего отделения. Дело это временно было взято из архива Вячеславом Константиновичем Плеве [4] для представления Государю Императору в начале 1903 года". Второй комплекс архивных документов связан с прославлением и открытием мощей преподобного Серафима Саровского. В архиве имеется несколько дел, относящихся к Саровским торжествам, причем два из них, под заголовком "По поводу открытия мощей преподобного Серафима в Саровской пустыни Тамбовской губернии", полностью посвящены этой теме и дают исключительно богатую информацию о событиях, связанных с торжествами. Здесь и материалы, непосредственно касающиеся канонизации святого, и документы за подписью В. К. Плеве, В. Б. Фридерикса [5], С. Ю. Витте [6]; автограф архимандрита Серафима (Чичагова) [7], административные документы, в частности пропуска в Успенский собор через Святые ворота. При подготовке торжеств было предусмотрено все: строительство дорог, постановка шатров, устройство гостиниц, временных бараков, заготовка хлеба, формирование народной дружины (в нее записалось более 31 тысячи человек). Среди документов и списки лиц, которые принимали участие во встрече Императора, состав депутаций, финансовая отчетность по организации торжеств и т. д. и т. п. Третий комплекс документов - личные фонды, в первую очередь фонды Императорской семьи. В традициях аристократического воспитания Государь Николай II вел дневник. Начиная с 1 января 1882 г., когда ему было тринадцать лет, до 30/13 июля 1918 г. он каждый вечер с неизменной аккуратностью кратко записывал события прошедшего дня. Первое упоминание о старце Серафиме приходится на 17 декабря 1902 г. - речь идет о приготовлениях к дням прославления. Затем Государь описывает дни, проведенные им в Саровской и Дивеевской обителях. Последующие записи о старце в основном связаны с храмами, где в трудные для России годы молились преподобному Серафиму. В первую очередь это Серафимо-Дивеевское подворье в Старом Петергофе [8] и пещерная церковь [9] в Федоровском соборе [10] Царского Села. В архиве сохранились дневниковые записи и другого представителя Дома Романовых - Великого князя Сергея Александровича [11]. В его Памятной книжке за 1903 г. находится описание Саровских торжеств. Религиозное воспитание Сергей Александрович получил от своей матери Императрицы Марии Александровны [12], унаследовав ее духовные устремления и благочестие. Душевные качества Императрицы восхищали многих современников. Поэт Федор Иванович Тютчев, познакомившись с ней в Ницце осенью 1864 г., написал:
От матери к Сергею Александровичу перешла полумантия преподобного Серафима [13]. Накануне поездки в Саров, 15/28 июля 1903 г., Великий князь записал в своем дневнике: "Моя мантия преподобного Серафима будет выставлена в Успенском [14] для поклонения". Записи в Сарове делались кратко, почти телеграфно, по возвращении же домой Сергей Александрович подробно описал Саровские торжества (это описание в архиве не найдено) и заказал иконы святого для молитвенного поклонения в храмах своего подмосковного имения Ильинское. Воспоминания еще одной Августейшей участницы Саровских торжеств, Великой княгини Ольги Александровны [15], отличаются по стилю от двух предыдущих. Это описание событий, выполненное русской аристократкой-художницей, чье образное восприятие мира тесно связано с искренней православной верой и любовью к русскому народу. В личном фонде хранятся также записные книжки Императрицы Александры Феодоровны и ее старших дочерей Великих княжон Ольги и Татьяны. Записи Императрицы в основном составляют выписки из духовно-философских произведений, а также литературно-нравственные цитаты, стихи, молитвы. Александра Феодоровна как бы создавала свой малый патерик. Вошли в него и поучения преподобного Серафима. Сохранился листок, на котором выписаны наставления старца из глав "О терпении и смирении", "О прощении обид" и "О должностях и любви к ближним". В конце жизни, будучи узницей в Тобольске, последняя русская Императрица озаглавила запись в дневнике от 2 января 1918 г. (день преставления старца): "Святой Серафим". Подборкой духовных наставлений преподобного старшая дочь Ольга начала запись в тетради, подаренной ей матерью в марте 1917 г. Поучения любимого старца, сделанные рукой Александры Феодоровны в 1913 г., есть и в тетради с монограммой Великой княжны Татьяны Николаевны. |
1902 г. 17 декабря. Вторник ...После чаю приняли вдвоем отца Чичагова и князя Ширинского-Шихматова [16] по вопросу о приготовлениях к прославлению отца Серафима... 1903 г. 21 января. Вторник ...Принимал князя Ширинского-Шихматова, который только что вернулся из Саровской пустыни, куда он ездил с комиссией от Святейшего Синода для обретения мощей отца Серафима... 23 января. Четверг ...Принимал: протопресвитера Желобовского и Серафима Чичагова... 15 июля. Вторник ...В 7 ч. тронулись в путь на богомолье в Саровскую пустынь. Едем с Мама [17], Ольгой [18] и Петей [19] Впереди нас едут: Николаша [20], Петюша [21], Милица [22], Стана [23] и Юрий [24]... 16 июня. Среда Утром в Москве к нам сели в поезд дядя Сергей [25] и Элла [26]. Погода стояла чудная, в вагонах было жарко, но терпимо. В Коломне депутация от рабочих паровозного завода, поднесла хлеб-соль. В Рязани была большая встреча. Ехали хорошо и не торопясь. Закат солнца был удивительный. 17 июля. Четверг В 11 ч. приехали в Арзамас. В шатре у платформы были встречены дворянством, земством, городами и крестьянами Нижегородской губернии. Сели в экипажи и отправились в путь по хорошей и пыльной дороге. Проезжали через большие села, крестьяне встречали снаружи выстроенные вдоль дороги. Пили чай в палатке в 40 верстах от Арзамаса. На границе Тамбовской губернии опять большая встреча от всех сословий. Очень живописны были крестьянки в своих нарядах и мордовки [27] также. В 6 ч. въехали в Саровскую обитель. Ощущалось какое-то особое чувство при входе в Успенский собор и затем в церковь Святых Зосимы и Савватия, где мы удостоились приложиться к мощам святого отца Серафима [28]. В 6 1 ч. вошли в наш дом [29]. Мама живет напротив. Весь двор был наполнен огромной толпой богомольцев. Обедали в 8 0 у Мама всем семейством. Вечером исповедовались в келье преподобного Серафима, внутри нового храма; у схимника Симеона [30], бывшего офицера. Потом повели туда Мама. Легли спать довольные и не усталые. |
18 июля. Пятница Встали в 5 1 и пошли к ранней обедне с Мама. Причастились Святых Христовых Тайн [31]. Обедня окончилась в 7 ч. От 9 до 10 1 ч. осматривали церкви и спускались в пещеры под горою. В 11 0 пошли в Успенский собор к последней торжественной панихиде по старце Серафиме. Затем завтракали у Мама. В самый жар дядя Сергей, Николаша, Петюша, Юрий и я отправились пешком в пустыньку вдоль Саровки. Мама, Аликс [32] и другие поехали на экипажах. Дорога, идущая лесом, замечательно красива. Вернулись домой пешком; народ был трогателен и держался в удивительном порядке. В 6 1 началась всенощная. Во время крестного хода при изнесении мощей из церкви Святых Зосимы и Савватия мы несли гроб на носилках. Впечатление было потрясающее видеть, как народ, и в особенности больные, калики и несчастные, относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной. Закусывали у Мама, думал идти вновь к концу службы, но народ, не дождавшись конца ее, ринулся в собор, так что пройти туда было уже невозможно. Просидели у Мама до 11 ч. |
19 июля. Суббота Встали в 7 1 и через час пошли к Мама и затем к обедне, которая длилась вместе с молебном с 9 ч. до 12 1 ч. Так же умилителен, как вчера, был крестный ход с гробом, но с открытыми мощами. Подъем духа громадный и от торжественности событий, и от поразительного настроения народа. Закусили у Мама и в 2 1 кушали в трапезной. Отдыхали около часа. Жара была сильная, пыль от массы богомольцев также. В 4 1 отправились в павильон Тамбовского дворянства, которое угостило нас чаем. В 7 1 обедали у Мама. Затем по два и по три пошли к источнику, где с особым чувством выкупались из-под крана студеной воды. Вернулись благополучно, никто в темноте не узнавал. Слыхали о многих исцелениях сегодня и вчера. В соборе во время обнесения святых мощей вокруг алтаря случилось также одно. Дивен Бог во святых Его. Велика неизреченная милость Его Дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь! |
20 июля. Воскресенье В 8 ч. вышли из своего дома и пошли к молебну в Успенский собор, где приложились к мощам Святого Серафима. С грустью покинули Саровскую пустынь и отправились в городок, где построены бараки для богомольцев. В часовне епископ Иннокентий отслужил краткий молебен, и мы поехали дальше лесом. Погода была жаркая, и дул сильнейший попутный ветер, гнавший пыль с нами. В 10 1 приехали в Дивеевский женский монастырь. В домовой церкви настоятельницы матери Марии [33] отслушали обедню. Затем все сели завтракать, а Аликс и я отправились к Прасковье Ивановне (блаженной) [34]. |
Любопытное было свидание с нею. Затем мы оба поели, а Мама с другими посетили ее. Осмотрели церковь Преображения, где сохраняются вещи Святого Серафима, его келью, типографию и живописную школу сестер. В 3 ч. собрались в дальнейший путь. Жара была сильная. Ехали отлично и в 7 ч. ровно прибыли в Арзамас, сели в поезд и поехали обратно. 21 июля. Понедельник На нескольких станциях Рязанской губернии были депутации с иконами и хлебом-солью. По пути народ выходил из деревень. Занимался много в первый раз за эту поездку. В 6 ч. проехали Москву, где простились с дядем Сергеем и Эллой. |
1904 4 февраля ...Утро было ясное и морозное. В 11 ч. пошел с Мама и Аликс на внутренний двор, где против гауптвахты стоял выстроенный 3-й батальон моего 1-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Люди и офицеры были в новой своей форме, в папахах и походном снаряжении. Сзади стояли двуколки обоза. Благословил батальон иконою святого Серафима и простился. Принял Макарова, который сегодня уезжает в Порт-Артур для принятия командования флотом... |
1905 19 июля ...Памятный день прославления Серафима... В 2 ч. в купеческом зале Большого дворца был отслужен молебен и затем в совещании под моим председательством началось рассмотрение проекта учреждения Государственной Думы. Заседание длилось почти до 7 ч... |
1906 3 июля ...Поехали в Дивеевское подворье, где осматривали новую рисовальную школу... 18 октября ...Посетил новую церковь Дивеевской обители... 1912 20 августа ...В 9 ч. отправился всей семьей в Царское Село, только без Алексея. В 10 ч. началось освящение нашей полковой церкви [35]. Она вышла замечательно красивой и совсем в духе московских старинных церквей. Нам она очень понравилась, также и нижняя церковь вроде пещерной. Служба окончилась в 12 ч. |
1913 2 января ...Сегодня для меня вышел праздничный день. По случаю годовщины прославления преподобного Серафима Саровского поехал с Ольгой Александровной и дочками к обедне и молебну в нижней церкви полкового храма... 1914 19 июля ...После завтрака вызвал Николашу и объявил ему о его назначении Верховным Главнокомандующим впредь до моего приезда в армию. Поехал с Аликс в Дивеевскую обитель... |
1915 19 июля. Воскресенье ...Сегодня знаменательная годовщина объявления нам войны Германией. После обедни был крестный ход и молебен перед главным входом в собор преподобному Серафиму Саровскому. Молились все особенно горячо! Отец А. Васильев [36] сказал очень теплое слово. (Окончание следует). |
Сестричество преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны |
Вэб-Центр "Омега" |
Москва - 2004 |