№ 8
   АВГУСТ 2004   
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ № 8
   АВГУСТ 2004   
   Календарь   
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ
Вопросы к священнику

В Евангелии я нашла такие слова: кому мало дано, и последнее отнимется. Что это значит?


Обратимся к более точной цитате. Христос говорит: "Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь" (Лк. 8. 18). В контексте данного евангельского эпизода эти слова, произнесенные вскоре после притчи о сеятеле, означают, что человек, действительно воспринимающий Слово Божие, имеет возможность спасения, которое осуществляется через восприятие и умножение в нем благодати. Это и значит, что семя Слова "упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный" (Лк. 8. 8). Если же евангельская проповедь не воспринимается или не дает никакого плода - нет покаяния, изменения жизни, обретения благодати,- то человек рискует в перспективе вечности остаться, как говорят, у разбитого корыта.

Не имея навыка общения с Богом, не имея благодати, при переходе в иной мир он лишается всего того, чем привык пользоваться в земной жизни, что привык считать своим, живя так, словно впереди у него вечность и все это всегда будет с ним. На деле же, расставаясь со всем привычным земным, человек после смерти обретает то, что является средоточием его внутренней, сердечной жизни. Кто имеет веру и упование на Бога, у того в вечности это будет приумножено даром жизни с Богом, даром Царствия Небесного. А кто веры не имеет, тот рискует лишиться всего земного, что привык иметь, но и Царства Небесного не приобрести, поскольку он внутренне чужд Богу.

В другом эпизоде Евангелия, после притчи о талантах, мы находим похожие слова: "ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Мф. 25. 29; Лк. 19. 26). Вспомним, что речь здесь идет о рабах, которым господин, отправляясь в чужую страну, поручил свое имение. Приумножившие количество талантов заслужили похвалу: "добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (Мф. 25. 23). Нерадивый же раб, который закопал данный ему талант, не приумножив его, подвергся наказанию: "итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 25. 28-30).

По толкованиям святых отцов, под талантами можно разуметь дар благодати, который должен быть приумножен в человеке покаянием и доброделанием. Тогда истинно верный в малом может войти в радость вечную, уготованную Богом любящим Его (1 Кор. 2. 9). Заметим, что притча о талантах следует за притчей о десяти девах - пяти мудрых, встретивших жениха с зажженными светильниками, и пяти неразумных, которым по их нерадению не хватило елея. Согласно святоотеческому толкованию, елей означает благодать Святого Духа. То есть в евангельском притчевом контексте елей и таланты (самая великая ценность, какую только может иметь человек; то, что не должно истощаться или должно быть приумножено) символизируют дар Божий, дар благодати. И стяжание этого дара является главной целью духовной жизни и залогом вхождения в жизнь вечную.

"Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, увидев, что светильники их угасают, хотя и пошли на торжище купить елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище - жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допустившие к Жениху,- смерть человеческая. Девы мудрые и юродивые - души христианские. Елей - не дела, но получаемая через них благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющего оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери,- в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших" (беседа преподобного Серафима Саровского "О цели христианской жизни").

Священник Андрей Спиридонов

Сестричество преподобномученицы
великой княгини Елизаветы Федоровны
Вэб-Центр "Омега"
Москва - 2004