ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников

Краткая биографическая справка

     Родился 9 ноября (28 октября) 1885 г. в б. Астраханской губернии, в семье ученого-натуралиста. Умер в деревне Санталово под Новгородом 28 июня 1922 г.
     С 1903 по 1911 гг. учился в Казанском и Петербургском университетах на физико-математическом и историко-филологическом факультетах (не окончил).
     В начале 10 гг. стал одним из лидеров литературно-художественной группы футуристов (В.Хлебников предпочитал называть их - "будетлянами").
     В эти годы выходят его поэтические сборники: "Творения 1906-1908", "Ряв", "Изборник стихов. 1907-1914".
     В.Хлебников выступает как реформатор поэтического языка. В основе его словотворчества лежит принцип смысловой метаморфозы. В поэтическом языке В.Хлебникова особое место занимает "звездный язык", развивающий идею создания всеобщего языка. Социоутопические идеи поэта своеобразно переплетены также с его поисками "основного закона времени" и единства между "мерой" и "верой" (стих. "Единая книга", 1920).
     Еще в 900-е гг. поэт обращается к фольклору славянской и иной мифологии, а также к историософским построениям. В 1909-1913 гг. появляются поэмы "Лесная дева", "И и Э", "Вила и леший", "Хаджи-Тархан", "Шаман и Венера", такие произведения, как "Змей поезда" и первая из его сверхповестей "Дети Выдры". В то же время В.Хлебников выступает и как пророк грядущего "бунта вещей" в пьесе-гротеске "Маркиза Дэзес" и поэме "Журавль".
     Война и революция внесли в творчество В.Хлебникова новые темы. В 1919 г. он создает пацифистскую поэму о Первой мировой войне "Война в мышеловке", а также монументальные революционные поэмы (в 1920-1922 гг.) "Ночь в окопе", "Ладомир", "Ночной обыск", "Ночь перед Советами", "Зангези". Кроме того, пишет цикл историко-математических статей, посвященных природе времени "Доски судьбы" (192-1922).
     В годы гражданской войны В.Хлебников живет в разных городах - Астрахани, Харькове, Баку, Пятигорске. В апреле 1921 г. участвует в походах Красной армии в Иране.
     Велимир Хлебников оканчивает свой земной путь по-евангельски - нищим бездомным странником.
     Современная поэзия усвоила многие элементы поэтики В.Хлебникова - новые типы рифм, интонационный стих, насыщение звуковых элементов стиха смысловыми ассоциациями. Своим творчеством В.Хлебников оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки.
     "Безумный, но изумительный", - так в 60-е гг. отозвалась о В.Хлебникове А.Ахматова. Очень высоко ценил его О.Мандельштам.
     Велимир Хлебников вывел следующую формулу Слова:
"Слово - пяльцы; слово - лен; слово - ткань."

     Но в стихотворении 1918 г. он определяет Слово еще и как "дань" - дань Творцу:
А я
Из вздохов дань
Сплетаю
В Духов день.
<...>