ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


Иннокентий Федорович Анненский

Краткая биографическая справка

     Родился 1 сентября (20 августа) 1855 года в г.Омске, в семье крупного чиновника. Умер 13 января 1909 г. (30 декабря) в Петербурге. Похоронен в Царском Селе.
     И.Анненский был поэтом, критиком, драматургом, переводчиком, педагогом.
     В 1879 г. окончил Петербургский университет (историко-филологический факультет) со степенью кандидата права. С 1896 по 1905 гг. был директором Николаевской гимназии в Царском Селе, среди его учеников был, в частности, будущий поэт Н.С.Гумилев. В 1891-1893 гг. преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах. С 1906 г. И.Анненский служил инспектором Петербургского учебного округа.
     В 1906 г. вышел первый том Еврипида, переведенного И.Анненским. В этом же году вышел сборник литературно-критических статей Анненского "Книга отражений". С 1909 года И.Анненский сотрудничает с Петербургским литературным журналом "Аполлон", возглавляемым С.К.Маковским. Кроме того, преподает на Высших женских историко-литературных курсах.
     Смерть его была скоропостижной - по дороге на курсы, в подъезде Царскосельского вокзала.
     Главная книга стихотворений "Кипарисовый ларец" вышла уже после смерти поэта, в 1910 г.
     С.К.Маковский ("На Парнасе Серебряного века". Мюнхен, 1962) так говорит об отношении поэта к вере:
     "Все эти эпитеты [Единственный, Светлый, Нездешний, Безусловный - прим. сост.] Анненский пишет с прописной буквы. Кажется, еще малое усилие воли, и эти прилагательные заменит одно, все их покрывающее слово, когда его произносит не рассудок, а сердце - Бог. Но Анненский не верит, весь пафос его творческого мученичества - от неверия."
     Но сам поэт в одной из своих статей как бы спорит с вышеприведенным:
     "В каждом из нас есть два человека, один - осязательный, один - это голос, поза, краска, движение, рост, смех. Другой - загадочный, тайный. <...> Но другой это есть именно то, что нас животворит и без чего весь мир, право, казался бы иногда лишь диавольской усмешкой. <...> Первый ест, спит, дышит <...> Но только второй может чувствовать в себе Бога <...>"