1. Том IV-й соч. свт. Игнатия "Аскетическая проповедь", с. 296. ^ |
17. Житие святого апостола Петра, Четьи-Минеи, июня в 29-й день. Пинетти, живший в конце XVIII столетия и начале Х1Х-го, совершал подобные чудеса. Совершали и совершают их и другие. ^ |
20. Преподобный Ефрем Сирский. Часть 2-я, Слово 106-е, об антихристе. ^ |
27. "Взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, ижс производят многия и различныя прелести на воздусе". Симеон Новый Богослов. Добротолюбие, ч. 1, О третьем образе внимания. ^ |
32. Апок. 13, 2. Зверь, егоже видех, бе подобен рыси, и нози его яко медведи, и уста его яко уста львова. ^ |
35. Благовестник. Объяснения приведенных мест из святого Евангелия. ^ |
45. ...Он попустил плоти Своей безвременное желание пищи, чем изображается неправильность пожелания праотцев, которое, как и все немощи человеков, Господь понес на Себе, и иничтожил Собою. (здесь и далее в сносках, отмеченных "звездочками", приведены другим шрифтом сделанные рукой о. Тихона Пелиха пометки: подчеркнутые им в тексте слова, фразы и записи на полях. - Издат.) ^ |
46. Древо, орудие погибели человеков умершвляется повелением Спасителя человеков. Как "терние - плод проклятия" (Быт. 3, 18) Господь потом и кровью искупил. ^ |
50. ...душа, уже отшедшая в мир духов, из этого мира, соединялась с телом, (воссоединить душу с телом, может только Божия сила), с которым она уже разлучилась навсегда. ^ |
56. Слово действиет непосредственно на ум и сердце: знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств. ^ |
62. ...достойны сожаления оставляющие слово, ищущие убеждения от чудес. Этою потребностию обнаруживается особенное преобладание плотского мудрования,... ^ |
74. Причина отвержения Бoгoчeлoвeкa человеками заключается в человеках, как в них же заключается и причина принятия антихриста. ^ |
76. Отвергая Христа по настроению своего духа, они вместе с тем принимали антихриста по тому же настроению дина: они сопричислились к принявшим антихриста, хотя и окончим поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его: богоубийство. ^ |
79. В попущении Своем Бог правосуден (попущение пришествия антихриста). Попущение будет удовлетворением вместе обличением и судом для человеческого духа. ^ |
80. Отступлением, от Христа человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своем. В самом настроении, человеческого духа возникнет требование приглашение антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Прouзнocumcя приглашение! раздается призывный голос в обшестве человеческом, выражающем настоятемнию потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень... ^ |
81. Однако, несмотря на благотворность, святость, духовное значение чудес Христовых - эти чудеса были только дарами временными. В точном смысле это были знамения. Знамениями были они даруемого словом вечного спасения. ^ |
82. Излиты временные и вещественные благодеяния в знамение благодеяний вечных и духовных.. ^ |
83. Когда же насаждена была повсеместно вера, насаждено было слово: тогда отъяты знамения (знамения споспешствуют в проповеди новопросвещаемым!), как окончившие свое служение." ^ |
85. 4-й Ответ брату святого Нифонта Цареградского. О последних временах святые отцы предсказали, что тогда знаменоносных мужей не будет. ^ |
86. Из даров духовных одни невидимы и приемлются лишь верою, другие же соединены с некоторым знамением, подверженным чувствам, для возбуждения веры в неверующих. (Дары духовные делятся: 1) приемлемые только верою и 2) приемлемые верою и чувствами. В последние времена изольются дары духовные не те. которые были в первоначальной Церкви - споспешествуемые знамениями, а другие, приемлемые лишь верою.) Например: прошение грехов - дар духовный и невидимый... ^ |
87. Итак, очищение грехов есть духовный дар, не могуший быть открытым для очей тела... (духовные дары невидимы для очей тела.) ^ |
89. Неверующий нуждается в доказательстве: но я, верующий, нисколько не нуждаюсь ни в доказательстве, ни в знамении: хотя не говорю на иностранных языках, но знаю, что я очищен от греха. ^ |
90. 1 Кор. 14,22. 1-я Беседа святого Иоанна Златоустого на Пятидесятницу. ^ |
91. Если б знамения были необходимо нижни, они пребыли бы.. (В последние времена неверующих нельзя уже будет обратить к вере знамениями - так. как наука о веществе достигнет магизма и повторится то же, что и с египтянами, которых также нельзя было убедить знамениями.) ^ |
93. 1 Пет. 1, 25. Глагол Господень пребывает во веки: се же есть глагол, благовествованный в вас. (Для первых, проповедников Глагол Бoжuй подтверждается споспешествуемыми знамениями. Для последних проповедников Глагол Божий - в силе проповеди, ср. 1 Кор. 14, 22. - Пастырское богословие.) ^ |
98. Слово Божие содержит в себе самом свидетельство о себе. Оно, подобно цельбоносным знамениям, действием в самом человеке. и этим действием свидетельствует о себе. Оно есть высшее знамение. Оно знамение - духовное... ^ |
100. Дерзаюший и молящий Дога о совершении чего-либо необычайного, не будучи вынужден к тому необходимостью, желающий, чтоб чудеса и знамения совершались руками его, искушается во уме своем, от насмехаюшегося над ним диавола, оказывается тщеславным, и недугующим совестию своею. 'Пoдoбaет в скорби, просить помощи. Бoжueй; без нужды искушать Бога - бедственно. ^ |
101. Если просящий этого будет услышан, то лукавый обретает в нем место, как в ходящем пред Бoгoм без благоговения, с дерзостию и ввергает его в большие поползновения. (Исаак Сирский) ^ |
102. Если некоторые из святых приняли дарования, то приняли по требованию нужды или по причине простоты своей: другие приняли по иказанию Бoжecmвeннoго Духа. действовавшего в них, а отнюдь не случайно, без причины... Истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. ^ |
104. И в деле Бoжueм, в самом, снижении Церкви, должно непрестанно призывать благословение Божие и помощь Божию, должно веровать, что единственно способы -Божественные, духовные могут быть полезны для веры и благочестия... ^ |
106. Трудно человекам переносить славу без вреда для души своей. Трудно это не только страстным или борющимся со страстями, но и победившим страсти, и святым. (В последние времена знаменосных мужей не будет, потому что наклонность к гордости как наследственное свойство будет очень сильно в людях, а это свойство, сопрягаясь с даром чудотворений, обязательно приведет к неминуемой гибели!) ^ |
107. Беседа VII, гл. 4. Наклонность к гордости, как замечает преподобный Макарий Келикий, пребывает в самых очищенных душах. (Наклонность - семя страстей.) ^ |
108. Святой Тихон Воронежский. Том 15-й, письмо 103, пункт 4-й. ^ |
109. Невидимые благодатные дары, несравненно высшие видимых, как например дар руководить души ко спасению и врачевать их от страстей, не понимаются и не примечаются миром: он не только не прославляет служителей Божиих, имеющих эти дары, но и гонит их, как действующих против начал мира, как наветующих владычество миродержца. Поэтому на долю верующих последних времен останется современный особенно ценный и полезный духовный дар.) Милосердый Бог дает человекам то. что им существенно нужно и полезно... ^ |
113. Patrologiae L. LXXIII. De vitis patrum, lib. IV, cap. XIII. ^ |
115. Слово 34-е. - ...потому что не все могут сохранить богатство безвредно для себя. ^ |
121. Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6-я. Приходившую им скорбь, какая бы она ни была, они встречали, как свою принадлежность... ^ |
123. Потом, если усматривали, что скорбь препятствует им к Бoгoугoждeнию, то обращались с молитвою к Богу о избавлении от скорби... ^ |
124. ...отнюдь не признавая правильным, своего понятия о скорби. ^ |
140. Мф. 24, 29. ...по миновании скорби, произведенной владычеством антихриста, немедленно наступит пришествие Христово, и начнется оно с того, что солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе. (3намениями с небес начнутся события воцарения христианства) ^ |
141. ...они померкнут и представятся для взора человеческого исчезнувшими с тверди небесной по причине обилия небесного света, которым озарится мир. приуготовляемый для принятия Господа во славе Его. ^ |
144. Только при свете духовного разума душа может узреть святой путь к Богу! ^ |
148. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес... (к которому стремятся). ^ |
151. Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтоб обратить его к вере. ^ |
156. Святой Исаак Сирский. Слово 38. - "Ощущение любви к Богу сладостнее ощущения жизни. (сущность мученичества) ^ |
157. Мысль эта принадлежит святому мученику, Иакову Персянину. Четьи-Минеи, ноября в 26-й день. ^ |
158. ...муки за Христа и насильственная смерть за Него составляют собою начало вечных радостей райских. ^ |
160. Богопознание, живая вера, благодатное смиренномудрие. чистая молитва (Духовный разум?) - принадлежности духовного разума; они - составные части его. Так, напротив того, неведение Бога, неверие, слепота дика, гордость, самонадеянность и самомнение (Плотской разум) - принадлежности плотского мудрования. ^ |
162. Том IV-й "Аскетическая проповедь", Письма к мирянам, п. 31, стр. 495. ^ |
163. Том II-й, "Аскетические опыты", Слово о келейном молитвенном правиле, стр. 170. ^ |