ДАОСИЗМ - учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. до н. э. Основоположником Д. принято считать Лао-цзы (в эпоху Тан - 7-9 вв. - был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. до н. э. ) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д. , только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. (Д. как определенную схему философствования и Д. как религиозное вероучение, сформировавшееся к началу н. э. , нельзя отождествлять). Философские аспекты "аутентичного" Д. легли в основу китайских религиозных школ "Пути истинного единства" (2 в. ), "Высшей чистоты" (4 в. ), "Пути совершенной истины" (13 в. ) и др. Философские подходы Д. в средневековом Китае разрабатывали Гэ Хун ("Мудрец, объемлющий простоту", 4 в. ); Ван Сюаньлан ("Трактат о Сокровенной жемчужине", 6 в. ); Тянь Цяо (комментарии к "Книге превращений", 10 в. ). Канон текстов Д. ("Дао Цан") сложился к 12 в. В границах Д. нередко конституировались также и еретические, диссидентские теоретические системы, неоднократно оказывавшиеся идеологическим обоснованием крестьянских революций и гражданских войн в Китае. (См. Дао, Лао-цзы). А. А. Грицанов
Разнородые члены, составляющие существо мое: ум, сердце и тело - рассечены, разъединены, действуют разногласно, противодействуют одна другой; только тогда действует в минутном, богопротивном согласии, когда работают греху.
Св. Игнатий Брянчанинов
НАШ ОПРОС
Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?