Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

 

Конференция «Христианская психология в эпоху перемен» состоялась в рамках XXXI Рождественских чтений

31 январь 2023

 

МОСКВА. Конференция «Христианская психология в эпоху перемен» состоялась в рамках XXXI Рождественских чтений в Российском православном университете св. Иоанна Богослова (РПУ). Участники – священнослужители и миряне – подготовили доклады как академического плана, так и практической, прикладной тематики.

Послушать их собралось около двухсот участников Рождественских чтений из разных городов России.
Ведущий конференции – декан факультета психологии РПУ профессор Борис Братусь в своем вступительном слове отметил, что конференции, посвященные христианской психологии, в рамках Рождественских чтений проводятся уже без малого четверть века.

Несмотря на такой солидный срок, дискуссии о соотнесении светской и христианской психологии, об особенностях и сути последней продолжаются.

Наталья Инина, старший преподаватель факультета психологии РПУ, посвятила доклад этой теме. По ее словам, в условиях нынешней «экстраординарной психической нагрузки» обнаруживается «резкий разворот» светской психологии «в сторону духовных аспектов человеческого бытия».

Значит ли это, что у светских и христианских психологов теперь общие задачи? С одной стороны, оба направления призваны помогать человеку «не расчеловечиться», уберечь его от примитивизации, сводимой лишь к задачам выживания. С другой стороны, кризисная ситуация может подтолкнуть человека «к трансцендентности, к выходу за рамки эго» – но куда?

И это ключевой вопрос: по словам Ининой, позитивистская светская психология менее всего задается этим вопросом, ее антропоцентризм диктует сосредоточение на проблеме «откуда». При этом речь может заходить о некоей собирательной «духовности» («трансвитальность», «личная вселенная», «традиционные ценности» и т.д.), но она понимается скорее как «очередной психологический инструмент, продукт человеческой активности». «В материалистической науке небо духовное заменяется небом психологическим», – отметила докладчица.

В этом она видит «основное противоречие и одновременно основной ресурс встречи» светской и христианской психологии. Признавая достижения светской науки, христианская психология стремится «помочь человеку воссоздать связь между ним и духовной реальностью, в центре которой – Тот, кто порождает личность человека». «Личности нет, если нет ничего выше ее», – привела Инина выражение Бердяева, которым можно описать подход христианской психологии.

В этом же ключе представлял свою тему «Аддиктология на распутье и вызов христианства» игумен Иона (Займовский), руководитель программы «Метанойя». Речь шла об особенностях христианской аддиктологии, которую нельзя назвать «просто конфессионально окрашенным приложением к науке об излечении зависимостей».

По словам о. Ионы, классическая аддиктология считает зависимость заболеванием (признана таковым ВОЗ в 1953 г.), причем ведущим к смерти, а фундаментом выздоровления – полное воздержание от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и т.д.). В современной западной аддиктологии преобладает политика «снижения вреда» (замещение тяжелых наркотиков легкими, допущение алкоголя «под контролем»), что постепенно делает зависимость более социально приемлемой – «аддикция смешивается с нормой».

Однако с точки зрения христианской антропологии недопустимо смешение воздержания и «умеренного употребления»: адепты последнего подхода «хотят для зависимого комфортной жизни, не предлагая ему нравственного выбора». Христианская же аддиктология, во-первых, утверждает, что болезнь зависимости ведет к смерти, ее не победить «непроблемным употреблением»; а во-вторых – «предлагает больному инструмент для радикального изменения своей души», говоря об исцелении как об обретении цельности, о возвращении к «первоначальному идеалу трезвой жизни с Богом».

О том, что это возможно, свидетельствует опыт выздоровления многих и многих зависимых по всему миру и более чем тридцатилетний опыт – в России.

«Аксиология высших смыслов» – такую тему выбрала Надежда Храмова, доцент факультета психологии РПУ. Говоря об опасности трансгуманизма, угрозе отмены христианских ценностей, она противопоставила этим тенденциям анализ «априорных, не соотносимых с личностью» высших трансцендетных смыслов, прослеживая диалог Бога с человеком на примере патриархов и пророков Ветхого Завета и представив в виде графика преемственность и развитие заповедей Декалога и Заповедей блаженств.

Два доклада были посвящены анализу концепций зарубежных мыслителей. Илья Якунин, доцент факультета психологии РПУ, воодушевлен философией Э. Левинаса – он обратился к исследованию этического аспекта семейных отношений в концепции этого французского мыслителя, отметив смысловое сходство многих положений с текстами советского академика и тайного епископа Алексея Ухтомского.

По Левинасу, семья – не биологический феномен, а «чудо и основа этики», отметил Якунин.
Философ Алексей Лызлов, доцент РГГУ, в сообщении «Онтологическое понимание скуки в дизайн-аналитической психотерапии и христианской психологии» рассказал о том, как Хайдеггер трактует феномен скуки (не ситуативной, а «тотальной») и как, в конечном счете, предлагает с ней справляться: не избегать разными способами, а «взять на себя скуку, тревогу, тесноту существования как задачу и возможность», что откроет путь к новым творческим шагам.

Подобный подход – «не избегать, а двигаться навстречу» тому, что мы обычно хотим отринуть, предложил Аркадий Харьковский, преподаватель факультета психологии РПУ. В докладе «Болезнь и выздоровление как время изменений личности (психологический взгляд на проблему)» он размышлял о роли личностного начала в восприятии болезни не только как физиологического процесса, но и как «события» в «нравственном пространстве», которое дает шанс «задействовать верхние этажи лестницы смыслов».

Два завершающих доклада были посвящены психологическим аспектам педагогики. Татьяна Климова, старший преподаватель МГПУ, рассказала о возможностях театральной педагогики и режиссуры образовательной среды. На примере трех успешных образовательных проектов для младших школьников и подростков докладчица показала, как использование театральных (в широком смысле) методик, создание «событийной общности» позволяют развивать мотивацию к обучению, воображение, инициативу, «формировать личностные смыслы».

Протоиерей Константин Зелинский, кандидат педагогических наук, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской епархии представил доклад «Воспитание сердца человеческого: психологические и педагогические основания». Опираясь на труды выдающегося педагога Юга России и подвижника православной веры Федора Кашменского (это незаслуженно забытое имя было недавно открыто о.

Константином), он говорил о необходимости интегрирования богословских, психологических и педагогических подходов в воспитании «жизневолящего» человека, способного к «познанию, приятию, созиданию, сбережению, преображению жизни».

«Наша конференция, разнообразие докладов, представленных на ней, показывают, что христианская психология – есть, что у нее множество задач, что она тесно связана с другими науками. Но мы не решаем проблем человечества, а помогаем конкретному человеку стать собой, и без христианской психологии это сделать очень трудно», – этими словами профессор Братусь завершил заседание психологической секции Рождественских чтений.

 

Cедмица.RU

Начало чистоты бывает, когда помысел не слагается с блудными прилогами, и без мечтаний бывает по временам во сне истечения; а середина чистоты, когда от довольства пищи бывают естествыенныя движения, но без мечтаний; конец же чистоты - умерщвление тела (т.е. телесных движений), предваряемое умерщвлением нечистых помыслов.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото18

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.