«Кристус арь оппстанден!» — так на норвежском языке звучит всерадостное и всепобеждающее «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!».
«Xан арь саннели оппстанден!» — отвечают друг другу православные норвежцы. Так во все времена и у всех народов передается от сердца к сердцу Пасхальная Весть. Так, преодолевая границы, тысячи километров, чуждость языков и менталитетов, встреча с Воскресшим Спасителем объединяет в ликующем созвучии души русского человека и жителя далекой скандинавской страны. Так и в наши дни утверждается то новое родство, в котором, по словам апостола Павла, «нет ни Эллина, ни Иудея… но всё и во всем — Христос». Об этом — в продолжении беседы с отцом Александром Волоханем, настоятелем прихода св. Анны Новгородской в норвежском городе Тронхейме.
— Отец Александр, мы говорили об отношении современных норвежцев к религии. А когда евангельское благовестие впервые достигло норвежских берегов?
— Знакомясь с историей этой страны, я обнаружил много родственного между норвежским и русским народами. Проникновению христианства в Норвегию способствовали торговые и культурные взаимоотношения, в том числе с Новгородским и Киевским княжествами Древней Руси. Как и среди русских князей, известны случаи крещения норвежских конунгов, которые впоследствии распространяли веру среди своей дружины и дальше, в народ.
На рубеже X—XI веков в Норвегии правил король Олав Трюггвасон. Известно, что в детстве почти 10 лет он прожил в Киеве, при дворе князя Владимира. Конечно же, здесь он мог познакомиться с христианством. Некоторые источники повествуют, что Олав даже был в числе послов, которых святой Владимир отправил в разные страны в 986 году, чтобы выбрать веру своему народу. Во время своего правления на родине Олав Трюггвасон приложил много трудов по просвещению Норвегии. В 997 году им был основан первый город, древнейшая столица норвежского государства — Нидарос, современный Тронхейм, где Господь сподобил меня служить. Там Олав I начал строительство первого христианского храма на норвежской земле.
— Первый норвежский храм возводит человек, живший в Киеве и общавшийся с равноапостольным князем Владимиром! Получается, в историю двух наших народов так тесно вплетена ниточка православной веры!
— Россия и Норвегия — соседи сквозь тысячу лет. История наших взаимоотношений богата примерами духовного единства. Говоря о христианских истоках Норвегии, нельзя не упомянуть еще об одном правителе — Олаве II Харальдсоне. Это поистине национальный герой Норвегии. Норвежцы именуют его «Вечный король». Он окончательно завершил процесс объединения норвежских земель и приобщения своего народа к Свету Христовой Истины. Интересно, что Русь и Норвегия были крещены практически одновременно, с разницей менее 30 лет! До конца дней Олав II трудился, смело проповедуя Евангельское благовестие в своей стране. Его подвиг можно назвать равноапостольным. В 1030 году «вечный король Норвегии» мученически погиб и вскоре был причислен к лику святых.
Олав II — первый норвежский святой, один из немногих святых той эпохи, которые почитаются и Западной, и Восточной Церковью. В одной из главных святынь христианства, храме Рождества Христова в Вифлееме, сохранилась фреска XII века с изображением норвежского подвижника. Церковь в его честь существовала в Великом Новгороде, где святой прожил несколько лет при дворе князя Ярослава Мудрого и его супруги, святой княгини Анны Новгородской.
— Православные в Норвегии — кто это, как много их сегодня?
— В стране действуют храмы четырех поместных Православных Церквей: Московского, Константинопольского, Сербского и Румынского патриархатов. Статистика говорит примерно о 10 000 жителях, причисляющих себя к этому вероисповеданию. А первыми в XX веке представителями православия на норвежской земле стали эмигранты из России, приехавшие во время I мировой войны.
Прихожан Русской Православной Церкви окормляют три постоянно проживающих и служащих в Норвегии священника: в приходе равноапостольной княгини Ольги в Осло, Богоявленском приходе в Бергене и св. Анны Новгородской в Тронхейме. Интересно, что во всех скандинавских странах — Норвегии, Исландии, Дании, Финляндии и Швеции — нет отдельных епархий, правящим епископом в них является сам Предстоятель Русской Церкви. Поэтому все наши приходы — ставропигиальные, подчиняются напрямую Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Официально зарегистрировано более 3 000 наших прихожан. Как я уже говорил, норвежское государство выплачивает религиозным объединениям дотации, рассчитывающиеся по числу членов этих объединений. Поэтому члены общины в наших
В Осло есть православное общество во имя Святой Троицы |
приходах подлежат регистрации. Основная доля православных — конечно, эмигранты. Хотя в последнее время увеличивается количество этнических норвежцев.
В Осло есть православное Общество во имя Святой Троицы. Оно создано по инициативе норвежцев, его цель — показать соотечественникам красоту Православия. В рамках этого объединения действует большая библиотека духовной литературы на разных языках, на норвежский переводятся богослужебные тексты, регулярно организуются выставки икон, тематические лектории. Среди членов Общества — профессора университетов, искусствоведы, музейные работники. Они открыли для себя Православие и теперь с любовью и очень вдохновенно на своем родном языке рассказывают другим о красоте и глубине этой веры. Все мероприятия Общества пользуются популярностью.
Вообще в современном норвежском обществе растет интерес к нашей духовной культуре. Стало уже традицией каждый год на празднование дней святого Олава приглашать церковные хоры из России. На таких концертах всегда аншлаг, искренние овации и восхищение публики. Все это — тоже проповедь, открывающая Православие через богатейшую русскую культуру.
— Расскажите о вашем приходе.
— Пять лет назад Священным Синодом мне было вверено окормление прихода святой княгини Анны Новгородской в городе Тронхейме. Интересно, что на гербе этого города изображен епископ, благословляющий короля! Также мне поручена община в Тромсе, на севере страны, в 1 100 км от Тронхейма. Кроме того, я совершаю служение в общинах десяти городов на расстоянии почти в две тысячи километров.
В самом Тронхейме проживает около полутысячи русских. Прихожан храма — чуть более ста. Богослужения мы совершаем в лютеранском храме. Надо сказать, что у Русской Церкви в Норвегии нет своих зданий. Исключение составляет лишь деревянная часовня у северной границы с Россией, построенная русским подвижником Трифоном Печенгским. В XVI веке этот святой проповедовал Евангелие в тех местах, просвещая Светом Христовой Истины русских и норвежских саамов. Ежегодно там совершается богослужение. К сожалению, сегодня часовня находится не в лучшем состоянии. Во всех остальных случаях помещения русским приходам предоставляют норвежские лютеране или католики.
В такой же ситуации находится и наша община в Тронхейме. Служение в протестантской церкви добавляет особенности в церковный быт. Например, перед каждой службой приходится собирать, а затем разбирать передвижной иконостас. Это занимает около часа, зато пространство преображается до неузнаваемости! Однажды в гости к нашим лютеранам приехал пастор из Мадагаскара. Заходит в храм, а у нас как раз кончилось вечернее богослужение. Увидев иконы, лампады, подсвечники, мадагаскарский гость потерял дар речи! Он не мог понять, куда попал, пока его не успокоил норвежский пастор: мол, это православные, у них тут завтра служба. Такой вот был курьез!
Ну, а если серьезно — у наших приходов за границей важная, в каком-то смысле, даже государственная роль. Община является объединяющим стержнем, сердцем русской диаспоры. Мы ценим, стараемся беречь и укреплять наше единство. После богослужений традиционно проводим чаепития, организуем еженедельные встречи, тематические беседы.
— Батюшка, что самое трудное для вас в норвежской жизни? Скучаете по России?
— Конечно. Каждый год в отпуск мы с матушкой обязательно едем домой, к родителям и друзьям. Стараемся побывать в русских монастырях, приложиться к святыням. Меня утешает то, что я приехал в Норвегию не просто жить: у меня есть
Община является объединяющим стержнем, сердцем русской диаспоры |
возможность напоминать о самом главном своим соотечественникам, живущим здесь, в самом главном стараться им помочь.
Один знакомый священник из России высказал мне такую мысль: «Вы там даже не представляете, какая здесь у нас нагрузка. Службы, требы, приходские заботы, социальная деятельность, работа с молодежью, строительство, оформление документов… Вам там очень легко живется». Не могу с ним согласиться. Конечно, у священника в России очень много попечений. Трудность служения за границей совсем в другом. Можно сказать так: если в России паства бегает за священником, то в Норвегии — священник за паствой. Для многих из моих знакомых, служащих на приходах за рубежом, именно этот аспект оказывается наиболее тяжелым.
По примеру, данному Господом в Евангелии, каждый священник ищет «заблудших овец народа Божия». Здесь, в одном из самых богатых государств Европы, в мире материального комфорта и растущей индифферентности к вопросам души, нужно стараться растормошить охладевшие или еще не проснувшиеся души, достучаться, призвать их… Для меня это самое трудное, даже выстраданное, не побоюсь этого слова.
Бывают моменты, когда руки опускаются и думаешь: нужно ли здесь твое служение? Кажется, так мало вокруг тех, кто действительно ищет Христа, ищет спасения… Помните библейский сюжет? Пророк Илия на горе в отчаянии возопил к Богу, что его проповедь никто не слышит; настолько велико было отступление израильтян от веры! В Писании даже говорится, что Илия помышлял о смерти. А Бог его уверил, что есть еще те, ради которых нужно трудиться.
Господь оставил 99 овец и пошел искать одну заблудшую. Христу дорог каждый. Пусть даже один будет спасен — значит, уже все труды не напрасны.
В Евангелии сказано: «Где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я посреди них». Мне приходится служить в разных городах. И в любом месте, на каждой службе, непременно, есть те «двое или трое», кто готов собраться во Имя Господне, у кого душа без этого надрывается. И когда приезжаешь, чтобы духовно поддержать, утешить таких людей, вместе с ними совершить таинство веры — сам получаешь поддержку и утешение от Бога. Важно помнить, что Господь присутствует везде, где люди хотят вознести Ему славу и молитву, — это очень укрепляет.