Все чаще в современном обществе нам пытаются внушить, что в супружеской измене нет ничего страшного. Но люди понимают, что это далеко не так, и пытаются обезопасить свой брак, найти какие-то гарантии для его сохранения. Например, в Таинстве Венчания. Дает ли венчание какие-то гарантии, как действует измена на обоих супругов, насколько возможно простить и как сохранить любовь в семье — этому посвящена беседа с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах.
(Окончание. Начало в № 6 (99) июнь 2012 г.)
— Как не уйти в депрессию человеку в тот момент, когда он только что столкнулся с изменой близкого?
— А это невозможно — не уйти в депрессию. Человек обязательно переживет ее, переживет отчаяние, чувство крушения всего. И все это сильно и болезненно отразится на детях. Смерть одного из родителей не так ранит детей, как уход из дома отца или измена матери, в общем — разрушение семьи. Потому что смерть переживается как тяжелое горе, но в котором можно жить, с которым можно справляться. А раскол в семье для них — предательство, убийство. Ничто другое не вызывает в детях такой внутренней травмы.
В некоторых случаях женщина, переживающая измену мужа, будет пытаться сгладить ситуацию для детей. Но можно представить себе, насколько ей удастся это сделать, если она в депрессии и способна только механически исполнять свои обязанности — кормить, отводить и забирать детей из школы. Она бы и рада включиться по-настоящему, но не может.
И здесь уже лучше обратиться к психотерапевту, который, возможно, назначит курс лекарственных средств. О том, чтобы регулярно ходить в храм, о необходимости Таинств Покаяния и Причащения я не говорю: это само собой должно подразумеваться для православного человека.
— Некоторые «доброжелатели» советуют человеку, переживающему измену близкого: «А ты отомсти, поступи таким же образом, и легче станет».
— Можно проследить в обществе такую тенденцию взаимного безумия. Но люди, которые в своем отчаянии решаются на подобное, затем, наверное, будут чувствовать себя еще хуже. Ведь человек получает двойную травму: его предали, и он еще себя уничтожил грехом.
Как можно потерять любовь
— А может быть, что внутренняя, душевная измена наступила раньше, чем физическая?
— Если в семье утеряна любовь, тогда супружеские измены являются лишь следствием этой потери. В один прекрасный момент люди словно договариваются, что им удобнее жить, имея лишь общую квартиру и общий бюджет. Но тут о семье можно говорить только в условных категориях. Когда нет любви, то какой смысл говорить об измене? Когда люди потеряли любовь, они уже изменили друг другу.
— Что значит «потеряли любовь»?
— Люди вдруг понимают, что наступила пустота вместо полноты. И супружеская измена — она уже здесь, свершилась. Потому что люди в какой-то момент изменили друг другу не физически, не фактом, что кто-то пошел «налево», а тем, что отказались от другого, как от креста, когда они в своей семейной жизни смогли сказать: вот это мое, а вот это — твое.
Нам надо научиться правильно говорить о любви |
Опасно для брака, когда однажды человек решает, что у него есть нечто такое, что его «половинке» может не принадлежать, чем он не собирается делиться. Пусть это мелочь какая-то, да тот же футбол, например! Это касается всего, в том числе отношений с родителями. Не зря Библия призывает оставить «отца своего и матерь свою». То есть даже родителей в браке нельзя оставлять только своих, даже они становятся общими. Отсюда обращение «мама» и «папа» к недавно чужим людям. Брак — хрупкое образование, и к нему нужно относиться бережно.
— Что требуется от людей для того, чтобы сохранить любовь?
— Люди, которые друг друга увидели и друг в друге почувствовали возможность быть вместе, на всю жизнь друг другу обязаны. Важно помнить об этом. Ведь в тот момент, когда они согласились быть вместе, они приняли решение без остатка отдать себя другому человеку. Обоюдно, бесстрашно, с надеждой на Бога. Они, может быть, до конца, по молодости, этого еще не поняли. Но изначально оказались к этому готовы. Если человек изначально не готов посвятить себя без остатка другому, он делает колоссальную ошибку, вступая в брак.
— А как узнаешь, готов или не готов, в молодости, в порыве влюбленности?
— Как-то надо узнать. Влюбленность — это еще не стопроцентный повод для вступления в брак. Для этого нужны определенная подготовка, узнавание, испытания, когда любовь, вырастая из влюбленности, начинает проявлять себя. Но каких-то конкретных рецептов здесь нет.
Мне понравилось, как отец Дмитрий Смирнов однажды сказал, что если человек может не жениться, то он не должен жениться ни в коем случае. То есть вступать в брак нужно только тогда, когда ты точно не можешь этого не делать. Если же хоть на мгновение допускаешь, что можешь не жениться (не выходить замуж), это значит, что свою жизнь мыслишь в какой-то степени, пусть в самой маленькой — автономно, отдельно. Оставляешь себе нечто такое, что может принадлежать только тебе одному. А в браке, повторяю, этого быть не должно. В браке можно только взять и до конца себя отдать.
— Подозревая измену, некоторые женщины пытаются, например, вскрыть электронный почтовый ящик мужа. А получается, что само наличие паролей, «ключей» — уже сигнал, что в семье не все в порядке?
— Если в семье есть момент недоверия, если кто-то от кого-то что-то скрывает, это уже страшно. Значит, тот, кому ты доверил себя, у тебя что-то ворует.
Если же возникли подозрения, не надо пытаться «взламывать» электронный почтовый ящик, пытаться что-то узнать. Надо только молиться. И внимательно смотреть на происходящее, пытаясь понять, почему это могло случиться и что следует сделать для того, чтобы что-то спасти, уврачевать.
Ведь, на самом деле, можно простить человека, совершившего столь ужасный поступок. Если есть глубочайшее покаяние изменивший стороны и если есть движение навстречу другой стороны, тогда все можно преодолеть. Хотя, повторяю, это больно и трудно.
— В журналах для женщин психологи часто дают советы, что если жена начинает подозревать мужа, то, вместо закатывания истерик, надо попытаться изменить ситуацию, окружить супруга заботой, вниманием, тщательнее следить за своим внешним видом.
— В том числе, наверное, это тоже может иметь место. Поскольку случается, что люди в семье перестают смотреть друг на друга. Ведь столько дел: купить мебель, сводить детей на музыку и английский, поставить счетчик на воду и сделать еще много чего, вроде бы не требующего отлагательств. Муж и жена друг с другом даже не видятся. Вечером пришли, каждый — к телевизору, к ноутбуку, потом, уставшие, легли спать, утром проснулись и — новая гонка. И даже интимные отношения у них распадаются.
А однажды супруги с удивлением обнаруживают: «Ой, а кто эта женщина — непонятная, всклокоченная, нервная?», «А кто этот небритый мужчина с серым лицом, с синяками под глазами?» Это может случиться тогда, когда семья вдруг превращается в решение проблем, в достижение каких-то маленьких целей, когда у каждого непрестанная забота: зарабатывать деньги, устраивать карьеру, что-то покупать, детей возить в разные школы.
Всё, семьи здесь тоже не будет! Потому что цель семьи не в этом, а в наполнении любовью пространства, в котором ты живешь. Все остальное вторично. Ну, не покупай ты мебель, если она обходится такой ценой, не зарабатывай столько денег,
Христианская семья должна быть счастливой! |
если за них расплачиваешься жизнью семьи! Надо вовремя это понять и окружить друг друга заботой, наконец-то опять начать смотреть друг другу в глаза, друг с другом вечером постоянно о чем-то разговаривать, сидеть вместе, пить чай, вместе ходить в театры, в кино, в музеи, гулять по парку. То есть делать жизнь общей.
Хотя, казалось бы, и покупка мебели — общая цель: мебель же для дома, дом строится для нас. На самом деле это все не соединяет, а разобщает, потому что превращается в самоцель: мебель, диссертация, что угодно! Настоящая же цель — это любовь, семья.
Да, человек устает, но что мешает ему, придя, приветливо улыбнуться, поцеловать жену, посмотреть у детей уроки или радостно встретить вернувшегося с работы мужа? Я вот не могу представить себе, что приду домой, а жена не выйдет с улыбкой ко мне навстречу!
— Современный человек оказывается зажатым между полярными, одинаково давящими мнениями: в светских СМИ позиционируется, что «все можно», что все просто и легко в семейной жизни, во многих православных — ничего нельзя, все тяжело и мучительно.
— А у нас вообще просто о браке как о любви почти не говорят. У нас говорят о браке как о подвиге, как об обязанности, как о методе решения демографических проблем в стране. Об обязанностях женщины — христианки. А в светском обществе говорят о любви как об удовольствии, развлечении.
Потому нам надо научиться правильно говорить о любви. О любви как о радости, как о счастье, о полноте и, в том числе, как об ответственности, о труде. Когда владыку Антония Сурожского спросили, каким должен быть христианский брак, какой должна быть христианская семья, он ответил: счастливой! Несение креста в семейной жизни не должно быть формой пытки. Мы же в церковных песнопениях о Кресте говорим как о радости. А когда человек идет путем любви, он креста-то и не замечает. Только позднее понимает, что ради того, что у него есть, он готов все отдать, пойти на смерть. Ведь по-настоящему сказать человеку «я люблю тебя» — это значит «я готов отдать за тебя жизнь».
По материалам www.pravmir.ru