Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (102) сентябрь

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 

 

ВИДЫ ГРЕХА

 

 

А.И. ОсиповРечь идет о существе в каждой религии, в данном случае — о существе христианства: о спасении. Логика нашей основной мысли ясна, но, как только мы сказали о спасении, встает вопрос: от чего спасение? Ответ очевиден, даже в какой-то степени трафаретен: спасение от греха. Что это значит? От какого греха спасает Христос? Что значит: Он спасает? Что же произошло с нами? Вот тот центральный вопрос, рассмотрением которого мы занимаемся.

Для лучшего понимания вопроса мы должны различать три вида греха: личный грех, то есть тот, который совершает человек, игнорируя голос совести, голос разума, голос и букву закона; родовой грех — понятие достаточно новое, как оказалось, но имеющее очень большое значение и для понимания вопроса спасения, и для оценки нашей жизни в целом; первородный грех.

Родовой грех — это не тот грех, за который мы несем ответственность, не тот грех, в котором человек повинен. Нет, это болезнь нравственного порядка, та болезнь, которая приобретается человеком или, лучше сказать, с которой он рождается, но источником ее является не он сам, а его родители, его предки. Что же конкретно является источником этой болезни? Как правило (а может, это правило без всяких исключений), это какие-то серьезные нравственные преступления. Оказывается, тяжелые грехи, или, как они у нас в богословии называются, смертные грехи, производят очень сильное действие на душу и тело человека.

Запомним: человек — это единое существо, это мы разделяем его часто на душу и тело. На самом деле человек — это существо единое, и поэтому смертный грех, производя очень сильное действие на совесть человека, на душу (вспомните переживания Раскольникова, героя Достоевского) налагает печать на все его существо, в том числе на его наследственность. Таким образом, мы получаем страшный результат.

Преступление родоначальника наносит такую рану, которая передается в течение нескольких поколений. Когда Библия говорит о том, что грех отца сказывается до третьего-четвертого рода, можно полагать, что особо сильно действие этой раны, которую наносит человек своим преступлением, ощущается в первых этих трех-четырех поколениях. Ведь как любая рана особенно сильно болит, пока заживает, так происходит и здесь. Это и есть родовой грех, и в том, что это не богословская абстракция, а реальность нашей жизни, каждый может убедиться сам.

Мы у многих детей замечаем ярко выраженные страсти, болезни. Он еще ничего не знает, этот ребенок, а в нем уже явно для всех этот грех говорит. Но он за это не несет ответственность. Это родовой грех, и, хотя мы именуем его грехом, на самом деле это не личный акт человека, а болезнь, наследуемая им. Но болезнь эта не вечная, то есть, особенно сильно действуя на ближайшие три-четыре рода, в дальнейшем она может быть излечена нравственной жизнью потомков.

Если в течение этих поколений находятся люди, которые противостоят этой болезни, борются с собой и в конце концов побеждают ее, то прекращается этот родовой грех. Но из этого следует очень важная вещь, о которой следует знать всем людям,

Родители, бойтесь греха, если вы действительно любите своих детей!
которую нужно буквально проповедовать: родители, бойтесь греха, если вы действительно любите своих детей! Не думайте о том, что ваша жизнь не имеет никакого значения для ваших детей. Не думайте и не мечтайте. Все ваши преступления и ваши грехи отпечатываются на ваших детях. Поэтому, когда сейчас сплошь и рядом задают вопрос: «Что нам делать с нашими детьми?» — ответ всегда приходится давать однозначный: подумайте сначала, что делать с отцами и матерями, то есть с самими собой, тогда узнаете, что делать с детьми.

Итак, это то, что мы назвали родовым грехом. В некоторых родах и даже племенах определенные страсти сказываются с особенно большой силой, поэтому так и остался в истории род каинитов, разбойнические роды, воровские династии и т.д., там нравственная болезнь действует с особой силой. Поэтому этим людям нужно посочувствовать: мы их осуждаем, говорим: «Вот негодяи, вот преступники!» — но подождите осуждать. Вы подумайте сначала, от кого они произошли, в какой среде выросли. Жалеть нужно этих больных людей, а не осуждать, и, если можно, помочь.

И третья категория — так называемый первородный грех. Этот вопрос для нас имеет особенно большое значение, поскольку он напрямую связан с пониманием того, что совершил Христос для человечества. В этом вопросе существуют различные взгляды, и они для нас представляют очень большую значимость, ибо неверное понимание вопроса приведет нас к неверному пониманию существа Дела Христова.

Что такое первородный грех? Различают два понятия: есть грех прародительский и грех первородный. Первый, то есть прародительский, грех есть тот грех, который совершили родоначальники человечества, это их личный грех. Первородный же грех есть то следствие, которое проистекло из личного греха прародителей. Их грех имел совершенно особое значение по сравнению со всеми нашими грехами: они находились еще в первозданном, чистом абсолютно состоянии, и совершенное ими рассечение союза, связи между человеком и Богом произошло впервые в истории.

В результате разрушения этой связи и возникло то, что в богословии стало именоваться первородным грехом, приведшим к повреждению, искажению нашей доброй изначально природы. Зависть как доброе чувство, рожденное стремлением к идеалу, превратилась в злое чувство по отношению к тому, у кого что-то лучше, чем у меня. Вот это искажение наших добрых свойств, затем расщепление единого человеческого существа на противоборствующие друг другу ум, сердце как орган чувств и тело (щука, рак и лебедь) привело человека и человечество к тому состоянию, о котором мы все ахаем, охаем и вздыхаем, и смотрим друг на друга, забывая посмотреть на себя. История человечества и личная жизнь каждого человека свидетельствуют о том, что действительно мы постоянно погрешаем — и против ума своего, против своей разумности и против всей своей жизни. Куда ведет История, мы видим: чем дальше живем, тем хуже становится.

 

А.И. Осипов

Некоторые из имеющих дар рассуждения хорошо определили отвержение самаго себя, сказав, что оно есть вражда на тело и брань противу чрева.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото45

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.