Золотой век древнего Израиля принято связывать с царствованием сына Давида, царя Соломона. С его именем связаны и некоторые книги Ветхого Завета, но при этом о самом Соломоне, в отличие от Давида, в Библии сказано довольно мало. О нем скорее говорят его дела и слова — построенный им Храм, сказанные им притчи.
Царь Давид и пророчество
Некогда царь Давид вел победоносные войны, покорял окрестные народы и раздвигал границы своего государства. И вот однажды Давид решил, что настала пора построить дворец не только для себя, но и для Бога. Давид позвал к себе пророка Нафана и сказал ему: «Я живу во дворце из кедра, а ковчег Божий находится в шатре». Действительно, почему бы не построить роскошный храм, отблагодарив Бога за все Его благословения? Пророк согласился с планом царя. Но, как говорили наши предки, «Бог не в бревнах, а в ребрах», и не всегда храмостроительство бывает угодно Богу.
На следующую ночь Нафану явился во сне Сам Господь и передал для Давида такие слова: «Ты ли построишь Мне дом, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня? Где бы Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово тому, кого Я назначил пасти народ Мой Израиля: почему не построите Мне кедрового дома? Давид, Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих, и сделал имя твое великим. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его. Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то сын твой построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его, но милости Моей не отниму от него».
Бог напомнил царю, от кого на самом деле исходит инициатива: не человек строит для Него дома, но Бог дает пространство для жизни человеку. Еще Он напомнил Давиду, что это Он Сам — единственно подлинный Царь Израиля. Любой человек на престоле был лишь Его наместником, более или менее успешным. Давид не был ни безгрешным человеком, ни идеальным правителем, но он всегда оставался верен Богу. Отныне только его потомки могли быть законными царями Израиля, если, конечно, они пойдут по его стопам. А в пророчестве «твой сын будет Мне сыном» звучит предвестие грядущего рождения Иисуса из Назарета, Которого назовут сыном (то есть потомком) Давида и Сыном Божиим.
Но пророчество еще не означает, что все произойдет само собой. Здесь уже пришлось потрудиться матери Соломона, царице Вирсавии. Операция «Преемник» потребовала от нее и ее союзников при дворе Давида немалого искусства, потому что другой сын Давида от другой жены, Адония, уже провозгласил себя царем. Вирсавия, предварительно договорившись обо всем с верными ей царскими приближенными, пожаловалась царю: он обещал престол Соломону, но его уже занял Адония. В тот самый момент к Давиду вошел пророк Нафан и подтвердил правоту ее слов. И тогда царь принял решение. Он вызвал первосвященника и военачальника, велел им помазать Соломона на царство и провозгласить его царем прямо сейчас, еще при своей жизни.
Перед смертью Давид дал Соломону ряд наставлений. Часть из них касалась того, как следует поступить с врагами Давида (ничего хорошего их не ждало), но главное все-таки было в другом. Он сказал сыну: «Вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать».
Так Соломон взошел на престол, помня об обещании Господа относиться к нему как к Своему сыну. Вскоре Он Сам явился юному царю во сне и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон ответил так: «Господи Боже мой, Ты поставил меня царем вместо отца моего Давида, но я так молод; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло». Это понравилось Господу, и Он обещал: «За то, что ты не просил себе долгой жизни, богатства, душ врагов твоих, но просил себе разума, — вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не будет. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу».
Библейская история
Только одна история в Библии иллюстрирует мудрость царя Соломона. Интересно, что связана она с семейной драмой, а решения самого славного царя ждут две женщины самого низкого положения — блудницы, живущие в одном и том
«Будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего» |
же доме. У каждой из них родился младенец, но внезапно один из них умер. Каждая утверждала, что в живых остался именно ее сын, а другая тайно подменила живого ребенка мертвым. Генетической экспертизы тогда не существовало, других доказательств тоже не было ни у одной из сторон. Тогда Соломон, словно он устал от этих препирательств, велел принести меч и разрубить ребенка надвое, а потом отдать каждой женщине по половинке. Чужая готова была согласиться с этим решением «ни мне, ни тебе», но родная мама хотела сохранить жизнь ребенку любой ценой и умоляла не делать этого. Ей и велел царь отдать дитя.
Весть о мудром царе распространилась далеко по окрестным странам, и однажды к нему пришла ради «культурного обмена» царица далекой южной страны Савы. Библия рассказывает только о том, как Соломон делился с ней своей мудростью и как они, по обычаям восточных монархов, наделили друг друга роскошными дарами. Но людям свойственно придумывать романтические истории даже там, где их нет, и еще в двадцатом веке правящая династия Эфиопии возводила свое происхождение к тому ребенку, который якобы родился у царицы Савской через девять месяцев после этого визита на высшем уровне. Скорее всего, это вымысел.
Строительство храма
Но главным делом Соломона стала постройка Храма в Иерусалиме. Его отец Давид приготовил для постройки и планы, и материалы, но осуществить этот проект предстояло именно Соломону. И он взялся за дело... Наверное, сегодняшнему человеку этот Храм, размеры которого, не считая второстепенных и служебных помещений, составляли 30 на 10 метров, показался бы невзрачным, но для тех времен его сооружение было колоссальным событием. Теперь поклоняться Единому Богу израильтяне должны были только в одном месте, чтобы множество святилищ и обрядов не привело к «размыванию» веры древнего Израиля на множество местных культов, как у языческих народов.
На церемонии освящения Храма Соломон произнес молитву, которая предсказала дальнейшую историю Израиля. Но главное, она объяснила, в чем заключается самая суть храмового богослужения в Ветхом Завете: «Господи Боже Израилев! Нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу. Небеса небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, но услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на небесах и помилуй. Воздай каждому по путям его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих. Если и иноплеменник придет из земли далекой помолиться у храма сего, услышь с неба, чтобы все народы земли знали имя Твое. Когда выйдет народ Твой на войну и будет молиться Господу, тогда сделай, что потребно для них. Когда они согрешат пред Тобою — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и отведут их в чужую землю, и обратятся они к Тебе всем сердцем своим в земле врагов, тогда услышь с неба молитву их и сделай, что потребно для них; и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою. Ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, Владыка Господи!»
Действительно, израильтянам предстояли и кровавые войны, и плен в чужой земле, но важнее всего та великая роль, которую им предстояло сыграть в истории человечества — донести до всех народов земли весть о Едином Боге.
О книгах Соломона
Имя царя носят и несколько книг Библии. Едва ли он был их автором в том смысле, в каком Толстой был автором «Войны и мира» или Пушкин — «Евгения Онегина». Скорее всего, он положил начало собиранию мудрых изречений и прекрасных песен, а какие-то из них сочинил сам. В конце концов, в книге Притчей так и указано: часть этих изречений собрали люди царя Езекии, а другая часть вообще была написана языческими царями Агуром и Лемуилом. Но еврейское предание говорит, что в молодости Соломон написал Песнь песней, в зрелом возрасте — книгу Притчей, а в старости — книгу Екклесиаста.
Такое предание хорошо отражает содержание этих книг, в которых перед нами как будто проходят три времени человеческой жизни. Песнь песней — это гимн юной любви. Эта книга настолько переполнена сложными образами, что ее
Притчи — это размышления зрелого человека о том, как устроен этот мир |
издавна старались истолковать символически, видя в ней, например, историю любви Бога и избранного народа, или Бога и человеческой души, или Христа и Церкви. Все эти истолкования вполне осмыслены и правомерны, но на буквальном уровне перед нами гимн любви девушки и юноши. В конце концов, истинной любви не чужда бывает ни духовная, ни телесная сторона.
А вот Притчи — это размышления зрелого человека о том, как устроен этот мир и как ведут себя в нем разумный и неразумный человек. Наконец, Екклесиаст, то есть «Проповедник», — это грустные размышления о бренности человеческой жизни, так созвучные преклонным годам.
Судьба Соломона и его потомков
И в самом деле, слова этой книги созвучны судьбе Соломона. Его правление было мирным и безмятежным. Но золотой век никогда не длится так долго, как хотелось бы... В старости Соломон, в гареме которого была примерно тысяча женщин, поддался искушению идолопоклонства. Нет, он не оставил Единого Бога, но слишком снисходительно относился к культам самых разных языческих божеств, процветавших в его гареме, и даже занялся обустройством святилищ для этих богов, чтобы «удовлетворить религиозные потребности» своих жен и наложниц...
Все произошедшее после его смерти Библия трактует как наказание за этот грех. Ему наследовал сын Ровоам. Когда он вступил на престол, народ отправил к нему делегацию с просьбой уменьшить тяжкое бремя податей и налогов (оказывается, небывалая роскошь Храма и царского двора обходилась народу достаточно дорого). Мудрые советники советовали Ровоаму внять просьбам людей, но молодые товарищи советовали ему показать, кто тут хозяин. Так новый царь и объявил народу: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами».
Но ничего хорошего из этого совета не получилось. Народ восстал, и Ровоам сохранил власть только над своим родным племенем — коленом Иуды, занимавшим южную часть Палестины. Северные племена объединились в новом царстве, назвав его Израильским. Так началась долгая история двух царств одного народа, которым уже никогда не суждено было воссоединиться...
По материалам: otrok-ua.ru
Публикуется с сокращениями.