Православная Церковь высоко чтит Богородицу и все события, связанные с Ее святой жизнью, прославляя их в своих праздниках. Особого же почитания удостаиваются святые иконы, написанные в Ее честь, каждая из которых является для всех верующих православных христиан священным откровением, неким небесным окном в духовный мир.
Казанская икона Пресвятой Богородицы стоит в этом ряду на особо чтимом месте. Почему это так и с какими чудесными событиями связано празднование памяти Казанского образа Божией Матери 4 ноября (по новому стилю), мы поговорим в этой статье.
История обретения иконы
Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление присутствию России и Православной Церкви в этом новом регионе. Пожар 1579 года, истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.
Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.
События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.
После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 году митрополитом Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 году новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 году.
Святая Заступница
4 ноября является днем особого почитания Казанской иконы Божией Матери, который связан со следующими грозными событиями в истории нашей Родины. В начале XVII века на Русь пришла чудовищная, неслыханная беда. Три года подряд — голод, чума, им на смену пришла нескончаемая гражданская война, получившая в отечественной истории краткое название: Смута. Самозванцы, четыре крупных — множество мелких, польско-шведская интервенция, нравственный распад нации и в итоге — полный государственный распад.
С 1610 по 1612 год Россия как государство не существовала. Поляков в Москву пустили тогдашние сторонники «общечеловеческих ценностей», Русский Север захватили шведы, по всей стране рассыпались различные банды, грабившие всех подряд, невзирая на вероисповедание и национальность.
За годы Смуты многие, слишком многие русские люди потеряли способность отличать истинное от ложного, добро от зла, и все это время звучал одинокий обличающий голос святителя Гермогена, с 1606 года Святейшего Патриарха. Его считали слишком суровым, даже жестким, но если непредвзято оценивать роль Патриарха в тех страшных и позорных событиях, выясняется интересная вещь: человек, когда-то благословивший народ вновь обретенным образом Казанской Божией Матери, не совершил ни единой ошибки в оценке людей и ситуаций, он единственный всегда точно знал, что делать, единственный не соблазнялся даже спасительными, на первый взгляд, компромиссами.
Каждый, кто считал себя патриотом, выверял свои поступки по образцу, созданному Патриархом Гермогеном. Подобно набатному колоколу, звучал над умирающей страной голос восьмидесятилетнего Святителя, голос, разносимый сотнями переписанных от руки писем с призывами спасти Отечество.
Иноземцы решили сломить волю древнего старца, большую часть жизни проведшего в подвиге постничества… голодом! Те, кто видели в эти дни заточенного в монастырскую темницу Патриарха (дворянин Роман Пахомов и горожанин Родион Моисеев), говорили, что Святитель молился перед образом Богородицы, и слезы непрерывно текли из старых глаз. 17 февраля 1612 года Святейший Патриарх Гермоген скончался от голода, но его призывы были услышаны. К Москве двинулись силы Второго Ополчения (первое погибло в 1611 году), ведомые простым нижегородским мясником Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, страдавшим от постоянно открывавшихся недолеченных ран.
Есть горькая русская поговорка, говорящая о крайней нужде: «Зарежь — кровь не потечет!». Так могла бы сказать Россия в случае гибели Второго Ополчения. Минин и Пожарский вели последние крохи здоровых сил страны. Гибель шла по пятам: на вождей постоянно устраивались покушения; гибель ждала впереди: предатели казаки сговорились с поляками о совместном ударе в спину ополченцам. Неумолимо сокращались последние часы жизни России — на соединение с засевшими в Москве поляками спешила отборная королевская рать во главе с гетманом Ходкевичем. Слишком много «случайностей» должно было совпасть, чтобы дело священномученика и чудотворца Святейшего Патриарха Гермогена увенчалось успехом…
Еще при жизни Святитель успел распорядиться, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе. 14 августа 1612 года ополчение остановилось у Троице-Сергиевского монастыря, поджидая отставших. 18 августа, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, тотчас по окончании которого внезапно переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным.
Летописный рассказ сообщает, что от ветра в спину всадники едва держались в седлах, но лица у всех были радостные, везде слышались обещания умереть за дом Пречистой Богородицы. Ополчение едва успело подойти к Москве и стать к бою, как появился Ходкевич. 22 августа развернулось сражение, основные события которого происходили недалеко от стен Новодевичьего монастыря. В тяжелейшем бою ополченцы отступали, особенно страшным был удар польской конницы — еще бы, знаменитые «крылатые гусары», лучшая панцирная кавалерия Европы! Но тут не выдержали стоявшие поодаль казаки-предатели, вожаки которых еще не решили, на чьей стороне выступить. Сначала немногие, затем сотня за сотней, не слушая командиров переходили они на сторону Пожарского, и приток свежих сил решил дело. Ходкевич был разбит и отброшен от Москвы.
В ночь на 22 октября (по старому стилю) архиепископу Арсению, прибывшему из Греции, тяжело больному от потрясений и переживаний, который уже много дней томился в плену, явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Это радостное известие быстро разлетелось по войскам, и, подкрепляемые силой свыше, русские воины штурмом взяли Китай-город, а через два дня вошли в Кремль. Крестный ход в ознаменование победы казаки начали от храма Казанской Богородицы за Покровскими воротами.
На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Казанская икона, бывшая в войсках Пожарского, в 1636 году была перенесена в новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.
В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Сначала это был лишь местный московский праздник, а с 1649 года он стал всероссийским. Казанский собор на Красной площади в Москве — один из самых известных московских храмов, он был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница.
Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие.
В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством генералов Милорадовича и Платова разбили арьергард наполеоновского маршала Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
Не только русскому воинству указывала путь икона — по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери — один из самых любимых на Руси.
Иконография Казанского образа
Казанский образ принадлежит к иконографическому типу «Одигитрии». От классического варианта этого типа его отличает лишь оплечное изображение и наклон головы Богоматери к Младенцу. Первоначальная икона Казанской Богородицы являлась списком с древней Влахернской иконы Одигитрии-Путеводительницы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Известно, что именно этот образ был благословлен Самой Пречистой Девой Богородицей со словами: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сим образом да будет». Казанская икона, подобно своему древнему византийскому прототипу, стала всенародной святыней, знамением особого участия Пресвятой Богородицы в судьбах России. Связь Казанского образа с Влахернским проявляется и в первом чуде, от нее происшедшем — исцелении слепых, что заставляет вспомнить о ритуалах Влахернского храмового комплекса, важнейшей частью которого была часовня целебного источника, посвященного Богоматери.
Особо чтимые списки Казанской иконы
Русской Церковью особо почитались и списки Казанской иконы Божией Матери.
Первый список, о котором говорилось выше, после тайного воззвания Патриарха Ермогена был взят казанской дружиной в поход в 1611 году, а затем был передан дружинам северных городов под руководством князя Димитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков-интервентов.
До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября по старому стилю — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу — Санкт-Петербург, где он стал одной из главнейших святынь града св. Петра. В 1811 году в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.
В следующем, 1812 году М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.
Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.
В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что, несомненно, добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.
История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского Богородицкого монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.
Возвращение чтимого списка из Ватикана
После революции 1917 года богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием российского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы по причине их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.
Один из списков Казанской иконы Божией Матери, написанный в XVIII веке и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 года. По некоторым предположениям, эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.
Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 году условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в те годы отношений с Римом. В 2000 году вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.
В 2003 году смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших списков Казанской иконы Богородицы, но представляет собой копию XVIII века, выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.
После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров.
Наконец Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 года за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину было воспринято, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, а с другой — как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью
Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме бывшего Богородицкого монастыря.
Космический Покров
13 марта 2011 года, в Неделю Торжества Православия, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил главе Роскосмоса Анатолию Перминову Казанскую икону Божьей Матери.
«Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета. Храни вас Господь», — сказал Предстоятель, благословляя присутствовавших в храме космонавтов.
«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, — сказал Патриарх. — В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».
7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Сейчас икона хранится в российском сегменте станции.
***
В этом году Русская Православная Церковь и наш народ отмечают 400-летие славных и судьбоносных для Отечества событий. Ведь поистине, в этом дне переплелось небесное и земное — России была явлена победа духовная и победа воинская.
Светская наука, особенно в современном своем изложении, не склонна взывать к Богу и вообще духовности в интерпретации истории. Но почему, говоря о событиях четырехвековой давности, мы говорим о них как о чуде? Дело в том, что наши предки все свои достижения, все свои добрые дела приписывали не себе, дабы не возгордиться и не потерпеть крушения, а помощи Божией. И в этом случае история показала, что, казалось бы, в безнадежной ситуации, Заступница рода христианского помогла выбить из Москвы иноземцев. И именно с этого дня началось возрождение не только русской государственности, но и русской православной духовности. Наш народ вновь начал обретать Бога, а через Него, он начал обретать и самого себя, свою историческую и культурную идентичность. И Путеводительницей в этом стала Пресвятая Богородица.
Давайте и мы не будем забывать этого и вложим себе глубоко в сердце тот духовный опыт преодоления внешней, а главное, внутренней духовной смуты. И пусть Матерь Божия будет нам в этом Усердной Заступницей и Помощницей.