|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (105) декабрь |
|
|
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Представьте себе: Той, Чей светлый лик мы видим сегодня на иконах, — три годика, Богородица совсем маленькая девочка. И родители впервые приводят Ее в Иерусалимский Храм — главную иудейскую святыню того времени, тот самый Храм, от которого теперь осталась только Стена плача. Это событие предопределило не только всю жизнь Девы Марии, но и в некотором смысле всю нашу жизнь. В этой статье нам предстоит поговорить о празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Место и значение праздника в составе Священной истории
В составе Священной истории событие Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет значение как бы одной из дорожных вех на пути приближения Царства Христова. В священных событиях Введения человечество готовится встретить своего Спасителя. От Рождения дочери Марии у престарелых, бездетных Иоакима и Анны незримая нить ведет к посвящению Ее на служение Богу первосвященником храма и дальше — к моменту Благовещения и появлению на свет вифлеемского Младенца.
Именно это придает Введению такую значительность, побуждая Церковь отмечать его в ряду главнейших, двунадесятых торжеств. В богослужебной практике вереница Богородичных дней выступает как отправная для построения всего литургического календаря. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) отмечается вскоре после начала индикта — нового церковного года. Наступивший за этим период длиною почти в три месяца отвечает Ее раннему детству, до Введения трехлетней девочкой в храм. Последующий же промежуток до Благовещения символически представляет телесное и духовное возрастание в достоинство Богоневесты, Избранного жилища славы Божией.
Ежегодно Православная Церковь предлагает нам пройти данный путем, как бы воспроизведя в себе заново переход от томительного ветхозаветного ожидания к ликованию Евангелия. На Введение это приближение спасительных времен и сроков становится явственным: здесь начинают петь рождественские песнопения-ирмосы, первый и наиболее известный из которых — «Христос рождается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся» — принадлежит св. Иоанну Дамаскину и составлен из Рождественского слова св. Григория Богослова.
Исторические события праздника
В Писании нет прямых указаний на Введение. Образ Божией Матери вообще затенен, и вполне осознанно — дабы для человеческого сознания, склонного к неумеренности, факт появления среди живущих Матери Бога не заслонил и не преуменьшил бы в значении Пришествие Самого Бога. Лишь по архангельскому слову и приветствию праведной Елисаветы мы догадываемся о величии Той, Которая во всех обстоятельствах брала на Себя «роль второго плана», и о том, сколь значительное место в Промысле о спасении мира отведено Богородичному участию.
Следует сказать, что событие праздника не упоминается в канонических Евангелиях и известно уже из более поздних апокрифических текстов, таких, как греческое Протоевангелие Иакова II века (7:2—3) и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX столетия. Они отражают устное предание, но, разумеется, дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар 15 и Пс 44), а также из евангельской истории Сретения Господня (Лк 2: 22—38).
Опираясь на упомянутые источники, можно восстановить такую событийную композицию: родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной сердечностью. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию — Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный кивот (ковчег) Божий (1 Пар 15) была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год (Исх 30:10; Евр 9:7).
Таким образом, в событии Введения была явлена исключительная роль Марии в судьбе человечества. Это событие стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Мария всецело посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
История установления праздника
Обращаясь к истории установления праздника, нужно сказать: Введение во храм Пресвятой Богородицы в настоящее время входит в число великих двунадесятых праздников и имеет устойчивое место в церковном календаре. Но установлено данное празднование позднее других из этого ряда. Правильнее всего связывать его появление с деятельностью императора Юстиниана I. Он построил в 543 году на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой, для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.
В VIII столетии данный праздник отмечается в некоторых месяцесловах, хотя сведения о нем крайне скудны — видимо, потому, что служба на Введение совершалась без отличительной торжественности. Вместе с тем к указанному периоду относятся две пространные гомилии, приписываемые патриарху Константинопольскому Герману I († 740). Их наличие может свидетельствовать о традиции, пусть до конца и не устоявшейся, празднования Введения в Константинополе VIII века.
Уже с IX столетия праздник получает широкое распространение на христианском Востоке. Однако Введение во храм долгое время характеризовалось нестабильным статусом в числе прочих церковных праздников. Окончательно оно вошло в число двунадесятых праздников только после XIV века, хотя во многих вариантах Студийских и Иерусалимских уставов XI—XIV столетия оно уравнивается с остальными величественными праздниками.
Особенности богослужения
По Иерусалимскому уставу празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл. Предпразднство составляет один день (3 декабря), когда поются три последования: предпразднства, преподобного Григория и святителя Прокла. Попразднство увеличено до четырех дней, включая отдание в последний день — 8 декабря. В отношении службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского устава различаются незначительно.
Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричному. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры святителя Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и преподобного Григория. Утреня завершается по будничному чину.
На литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах — песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на литургии — рядовые и святителя Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь боговместимый храм Богородица».
День праздника 4 декабря отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в церквях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Праздничное богослужение, по разным редакциям Иерусалимского типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс. 50 на «Слава, и ныне» установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова.
Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и праведного Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указываются в общей сложности десять припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских типиконах и минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона). Яркой особенностью указанных книг, которая отсутствует в нынешних, нужно считать дополнительное пение ирмоса 1-го канона Введения во храм Пресвятой Богородицы после катавасии по 9-й песни и совершение земного поклона.
На литургии, как и в иные Богородичные праздники, исполняются изобразительные антифоны, на блаженнах — 3-я и 6-я песни канона праздника (3-я песнь — из 1-го канона, 6-я — из 2-го).
Устав служб попразднства не имеет значительных отличий от других попразднств. Поются песнопения как с первого дня праздника (поочередно, по дням, один из двух канонов; самогласны), так и собственные песнопения дней попразднства. 6 декабря последование может соединяться с последованием благоверного князя Александра Невского (уставные замечания на этот случай содержатся только в старопечатных типиконах).
В день отдания Введения во храм Пресвятой Богородицы, 8 декабря, служба Введения соединяется со службой священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского. Этот факт демонстрирует специфичность отдания Введения во храм, поскольку обыкновенно в такие дни последования дневных святых не поются.
Как мы можем понять, богослужение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет довольно сложную и специфическую структуру. Все это объясняется тем, что праздничное богослужение открывает нам тайну Домостроительства Божьего (что само по себе не является чем-то простым), которая не просто уже начала осуществляться — она уже уготована и надо ее принять. Можно сказать, через настоящее встречается прошлое и будущее. Эта встреча как бы являет тем, что задумал Бог, — тайной спасения, поэтому Введение — это мистический праздник, который нужно воспринимать как событие, которое имеет к нам самое непосредственное отношение. Для всех людей, предстоящих на богослужении в праздник Введения, Бог дает живое откровение, то есть мы приобщаемся к этой благодати. Тем самым Бог снова дает надежду, твердую уверенность и подтверждение того, что дело спасения и Домостроительства продолжается, оно идет дальше, и что те обетования, которые Он дал в Писании, — это не пустой звук, они сбываются.
Иконография праздника
Всю глубину священного события Введения помогает нам раскрыть иконография праздника. Отличительной чертой является здесь то, что изображение Введения во храм Пресвятой Богородицы впервые отмечено в житии Богоматери. В монументальных же росписях данный сюжет встречается только с IX века. Притом принципы расположения образов в системе храмовой росписи, их соотношение с другими Богородичными сценами и композициями земной жизни Христа достаточно строго соответствуют основным темам песнопений службы праздника. И важнейшим для изобразительного ряда, без сомнения, становится символ одушевленного храма — Богородицы, вместившей невместимого Бога.
Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата, распахнутые или закрытые, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария; за ним виден церковный престол. В росписях IX—XIII столетий во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу, а за Иоакимом и Анной расположены девы, держащие в руках горящие свечи. Такая архитектоника отсылает к теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу, которая понимается в качестве приготовления, прообраза той жертвы, которую принесет Сам Господь.
Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне» (церковь Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199; церковь святителя Николая на острове Липно, 1299). Существуют и более масштабные ряды, куда присовокупляются еще «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово»: церковь святого Пантелеимона в Нерези (1164, Македония), церковь преподобного Ахиллия, епископа Ларисы, в Арилье (1296, Сербия), собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре (1313) и др.
В Византии в палеологовскую эпоху в иконографии Введения акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (например, Кралева церковь в монастыре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда выступает со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых, слетающим к Ней с небес ангелом евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста. Данная тема также черпается из праздничной гимнографии. Распространено и изображение ветхозаветного Святого Святых как алтаря новозаветного храма, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица; к Ней слетает ангел с кадилом в руке (алтарный свод Успенского собора Московского Кремля, 1642—1643).
Иногда панорама выстраивается таким образом, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции. Данный мотив соответствует рассказу Протоевангелия о том, что, к удивлению присутствующих, Богородица самостоятельно поднялась на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма (см. церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в.).
Введение во Храм Пресвятой Богородицы как начало вхождения человечества в Царство Небесное
В последнее время праздник Введения рассматривают как праздник всех христианских детей. Объясняется это тем, что и сама Богоизбранная Дева была приведена в церковь в трехлетнем возрасте. Возможно, поэтому все дети способны пережить этот праздник как свой. Но он не замыкается только на детстве Богородицы, потому что мистическое, таинственное содержание праздника, или тот вектор, который направляет нас к следующему событию, — это Рождество Христово. И неслучайно он всегда празднуется в начале Рождественского поста.
Введение в храм Пресвятой Богородицы для нас, людей с сознанием более технократическим, чем в древности, является уже не совсем понятным. Но для древнего человека, особенно ветхозаветного, это было действительно огромное пророческое событие, событие, которое даже в каком-то плане меняло сознание или созерцание человека того времени. Почему? Происходит два удивительных момента. С одной стороны, маленькая девочка сама поднимается по ступеням храма, с другой стороны, первосвященник вводит ее во Святая Святых — место, в которое первосвященник сам входил один раз в год.
У древних людей, или людей Библии, было особое наитие, духовное вдохновение. Ведь современный человек в некотором смысле является запрограммированным, он действует согласно внешним этикетным правилам. Сердце же древнего человека всегда было открыто откровениям, скрытым от внешнего восприятия.
Вспомним ветхозаветную историю о том, как Варлаам шел для проклятия израильского народа и вдруг ослица остановилась и заговорила человеческим голосом. Вместо проклятия он приходит и произносит благословение. Подобные проявления способны увидеть люди, сердце которых открыто Богу. Именно таким человеком как раз и был первосвященник Захария, который встретил в храме Пресвятую Богородицу. Духовным взором он прозрел в маленькой девочке Великую Деву, Которая родит Мессию израильского народа — Спасителя. И первосвященник по наитию Святого Духа совершает деяние, которое, согласно Закону, удивило, возможно, даже смутило многих. Но мы знаем, что все события, которые происходят по Божьему наитию, не имеют рядового, последовательного значения. Они выходят из ряда вон, но они оправданы именно тем, что так хочет Бог.
Через Введение в храм Младенца-Девы Бог показал всем языческим народам, что спасение есть, оно уготовано не только для Израиля ― Бог хочет установить завет с человеком, призывает к нему. И этой гранью, точкой возвращения в завет с Богом и была Пресвятая Богородица.
По ветхозаветным понятиям женщина вообще воспринималась как слабое, немощное, не совсем совершенное существо. И вот Бог показывает, что через Нее, через эту маленькую девочку, в мир придет Спаситель, что Она есть олицетворение всего человечества, которое будет спасено, более того трехлетняя Дева есть главное действующее лицо всех этих событий.
Введение Богородицы в Святая святых — это начало человеческого спасения, а Младенец Мария — непосредственная его участница. Первым человеком, который осознал это, был первосвященник Захария. По наитию Святого Духа он усвоил сокровенную тайну и показал ее предстоящим в храме людям, а для будущей Матери Спасителя и молитвенницы о всем мире через введение во храм открыл возможность принятия Божественной благодати.
И вот сама Богородица заходит во Святая святых — там, где есть таинственное присутствие Бога — шехина. В переводе с еврейского этот термин обозначает «присутствие Всевышнего». Бог находится везде, повсюду, но есть места Его особого присутствия.
Само событие Введения в храм Младенца–Девы показывает, что она посвящена Богу, Она есть предызбранный сосуд, который станет носителем Сына Божия. А Святая святых — образ Рая, это конечный результат жизни, к которому должен стремиться человек. И, входя туда, Богородица как бы ведет за собой всех людей, Она показывает, что через Нее у всего человечества есть надежда на спасение и обретения Рая — на возвращение в ту священную древнюю область, которую оно утратило через первородный грех прародителей.
Этой идеей пронизано и богослужение самого праздника Введения, и всего Рождественского поста. Это лейтмотив рождественских стихир и песнопений: как Богородица вошла во Святая Святых, так и мы вернемся в завет с Богом, возвратимся в Рай. Поэтому именно праздник Введения сопровождает нас от начала поста до самого Рождества Христова. Потому Церковь и установила это празднование. Само по себе Введение ― не было данью Ветхому Завету, обрядом или ритуалом древних евреев. Это было начало спасения, вступить на поприще которого — жизненная задача каждого из нас.
Денис Михалев
|