Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (108) март

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО 

 

«В темнице был, и вы пришли ко Мне…»

 

Еще в начале 1990-х годов у протоиерея Вадима Неткачева, тогда студента МДА, возникла идея написать работу по истории тюремного духовенства. Это был первый научный труд на подобную тему в современной России. Приехав на самый Запад страны, в тогда еще Смоленско-Калининградскую епархию, он стал на практике проводить в жизнь идеи по окормлению людей, находящихся по ту сторону колючей проволоки. А спустя почти 20 лет протоиерей Вадим Неткачев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда, возглавил созданный уже в Калининградской епархии отдел по взаимодействию с учреждениями исправления и наказания по Калининградской области.

 

Протоиерей Вадим Неткачев— В христианстве доброе отношение к исправлению узников заложено было еще в Евангелии Господом нашим Иисусом Христом, Который сказал, что посещение темниц, людей, находящихся в заключении, — это как посещение самого Господа.

— Это тоже миссионерское служение, сжато заключенное в евангельские строки: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:34—36). История сохранила множество примеров угодников Божиих, помогавших людям, находящимся в заключении.

— Какие святые являются покровителями заключенных?

— Хорошо известна св. вмц. Анастасия Узорешительница. Она пострадала во время правления римского императора Диоклетиана в начале IV века. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, умывала и кормила больных, не способных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Получив после смерти мужа-язычника наследство, святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в тюрьмах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и была названа Узорешительницей.

Святитель Николай тоже помогает узникам, особенно безвинно осужденным. Он всегда боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости. Именно он стал причиной отмены казней нескольких безвинно оболганных людей.

— Для современной российской действительности это сейчас очень актуально. Сколько уже было случаев, когда осуждали совершенно невиновных людей! А в Русской Православной Церкви есть святые заступники узников?

— Если взять историю России, то, в принципе, до XIX века помощи осужденным на государственном уровне не было. Все зависело от добрых побуждений и частной инициативы самих христиан. Кто-то приносил еду, кто-то клал монетку в протянутую из зарешеченных окон темницы руку. Известно, например, что сам царь Алексей Михайлович Романов, когда после Пасхальной заутрени шел разговляться, обязательно посещал тюрьмы и раздавал находящимся там узникам пасхальные подарки, а многих даже освобождал из-под стражи. Об этом писал в своих воспоминаниях «Путешествия по России» архидиакон Павел Алепский. Но в целом официальной помощи осужденным не оказывалось. Каждый священник мог по своей инициативе принимать участие в облегчении жизни заключенных, духовно окормлять их в тюрьмах — причащать, исповедовать, также напутствовали перед казнью.

Одним из первых архипастырей, кто серьезно озаботился положением православных верующих в местах заключения, был святитель митрополит Филарет (Дроздов), возглавлявший московскую кафедру в 1821—1867 годах. Именно при нем был создан синодальный отдел соответствующего профиля. На территории больших тюрем в Москве и Санкт-Петербурге («Бутырка», «Кресты») в те времена были построены храмы, за которыми закреплялись священники, получавшие государственное жалованье. Сам любвеобильный пастырь проявлял внимание и к чадам Церкви, отбывающим наказание в тюрьмах и на каторге. Известна молитва, составленная святителем для заключенных.

— Некоторые люди именно в заключении приходят к Богу. Например, Федор Михайлович Достоевский духовно буквально переродился на каторге. Он попал туда за свою деятельность как страстный борец за социальное переустройство мира. А вышел человеком, искренне уверовавшим в Бога

— Это уже была середина XIX века, когда священники не только появлялись в тюрьмах, но и сопровождали ссыльных и каторжан в Сибирь, на Сахалин, наставляли их на путь исправления, призывая к покаянию. Это, конечно, приносило свои плоды.

После Октябрьского переворота православное духовенство в местах заключения стало выполнять свою миссию уже в другом качестве. Тысячи и тысячи священников были невинно осуждены новой «народной» властью за веру, за свои убеждения и в местах заключения уже сами подавали другим заключенным пример стойкости, мужества и терпения. Многие приняли мученическую смерть за Христа, как христиане в первые века после Рождества Христова. И, конечно, в Советском Союзе священникам запрещалось посещать заключенных для совершения Таинств в стенах тюрем — они просто молились за них.

— В конце концов, тяжелые времена для Русской Православной Церкви прошли, священникам разрешили выходить с проповедью о жизни во Христе за ограду храма, в том числе и в места заключения. И вы, о. Вадим, решили внести миссионерский вклад в дело окормления заключенных, написав диссертацию на эту тему. Не могли бы вы подробнее на этом остановиться?

Сейчас, в эпоху Интернета, когда, пару раз нажав кнопку на компьютере, можно найти океан информации по нужной теме, наверное, очень трудно представить то время, когда я начал писать свою работу. Занимался этим все лето 1992

Было довольно много тех, кто спрашивал, как исповедоваться, причаститься
года. Сначала пытался найти хоть что-нибудь в архивах МДА в Троице-Сергиевой Лавре, но не нашел ничего. Поэтому продолжил поиски в Москве, в основном в библиотеке им. Ленина…

— Кстати, перед новым зданием библиотеки еще в советское время поставили памятник упомянутому в нашей беседе Достоевскому, который на каторге пришел к полному отрицанию социальных идей, потом радикально развитых Лениным. Такой парадокс минувшей эпохи. Работники библиотеки не удивились, что вдруг к ним начал приезжать семинарист, да еще с вопросами по такому необычному предмету исследования?

— Может быть, и удивлялись поначалу, но помогали, так как им самим было очень интересно. Немало материалов по этой теме было еще дореволюционного периода. Перелопатил очень много литературы, затем на основании этих источников написал кандидатскую работу и защитил ее в 1993 году.

— Наверное, впоследствии это помогло самому выполнять миссионерское служение в соответствующих учреждениях?

— Когда я уже приехал в Калининград и стал настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы, спустя некоторое время, в 1999 году, владыка Пантелеимон благословил меня окормлять следственный изолятор.

— А можете вспомнить свое первое посещение калининградских заключенных?

— Это было посещение камер в СИЗО. И тогда, и сейчас посещать подследственных запрещалось, но в камеры, где находились уже осужденные и отряд хозобслуги, можно было зайти после восьми вечера. Примерно полтора часа, переходя из камеры в камеру, я общался с теми, кто там находился в тот момент.

Покров является таким праздником, днем милосердия, когда люди посещают нуждающихся в помощи, особенно находящихся в тюрьмах

— И как они воспринимали Слово Божие в такой обстановке?

— Надо сказать, что по-разному. Кто-то заинтересованно участвовал в беседе, задавал вопросы, кто-то отмахивался, демонстративно в это время смотрел телевизор, занимался какими-то своими делами. Но все же было довольно много тех, кто спрашивал, как исповедоваться, причаститься.

— Не опасались, когда заходили в камеры? Все-таки контингент довольно специфический. Наверное, там сидели и по тяжелым статьям — за убийство, изнасилование и пр. Не было каких-то случаев неадекватной реакции? Или вас там хорошо охраняли?

— Да никто не охранял особо. Собственно, и эксцессов серьезных не припомню. В следственном изоляторе спустя некоторое время устроили небольшую часовенку. Сейчас ее перенесли в другое помещение, она стала более просторная и красивая. А в 2000 году епископ Пантелеимон благословил окормлять исправительное учреждение № 9 (ФБУ ИК-9), расположенное на Советском проспекте. К тому времени там уже была небольшая часовня в помещении школы, и я продолжил дело других священнослужителей, до меня посещавших ФБУ ИК-9. На базе школы при ИУ директор Александр Александрович Цапенко организовал первые факультативные занятия по предмету «Основы православной культуры», привлекая новых специалистов и в другие ИУ. За свои труды Александр Александрович сначала был награжден грамотой митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Патриарха, а в прошлом году был удостоен медали прп. Сергия Радонежского. Как раз на праздник Покрова Пресвятой Богородицы он прямо в нашем храме получили свою награду вместе с преподавателем школы Еленой Петровной Литовкой, которая награждена Патриаршей грамотой.

— А почему награждали именно на Покров?

— Потому что Покров является именно таким праздником, днем милосердия, когда люди посещают нуждающихся в помощи, особенно находящихся в тюрьмах.

Окончание следует

 

Беседовал Дмитрий Осипов

Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее.

 

Св. Игнатий Брянчанинов

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото12

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.