|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (109) апрель |
|
|
«В ТЕМНИЦЕ БЫЛ, И ВЫ ПРИШЛИ КО МНЕ»
Еще в начале 1990-х годов у протоиерея Вадима Неткачева, тогда студента МДА, возникла идея написать работу по истории тюремного духовенства. Это была самый первый научный труд на подобную тему в современной России. Приехав на самый Запад страны, в тогда еще Смоленско-Калининградскую епархию он стал на практике проводить в жизнь идеи по окормлению людей, находящихся по ту сторону колючей проволоки. А спустя почти 20 лет протоиерей Вадим Неткачев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда, возглавил созданный уже в Калининградской епархии отдел по взаимодействию с учреждениями исправления и наказания по Калининградской области.
(Окончание. Начало в № 3 (108) март 2013 года) — Отец Вадим, давайте продолжим разговор про храм в «девятке»…
— Сейчас там устроен храм по типу домовой церкви во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Этот храм стал своего рода реабилитационным центром, для тех, кто по-настоящему встал на путь исправления. Там они активно участвуют в богослужениях. Когда освобождаются, также стараются чаще ходить в церковь. Конечно, у каждого своя жизненная стезя. Наш Покровский храм несколько таких человек активно посещают, помогают по хозяйству. — Это тоже своеобразная реабилитация? — Безусловно. Ведь после выхода на свободу зачастую у них нет нормального жилья. Нет работы, нет средств к существованию. И находясь при храме, не только при нашем, выполняя какие-то послушания, люди постепенно приходят в себя, многие находят работу. — Но все же довольно много таких, которые после освобождения спустя очень малое время снова попадают за решетку. Как найти путь к сердцу таких людей? — Здесь все зависит от того, насколько человек искренен в своей вере. Частенько бывает, что, находясь в тюрьме, он становится активным прихожанином, может быть, даже старостой тюремного прихода, но, освободившись, оказывается не в состоянии справиться с соблазнами и страстями. Особенно это касается тех, чья жизнь с малолетства проходит в условиях несвободы, они к ней привыкают и на свободе просто не находят свое место в жизни. К сожалению, в России сегодня нет внятной программы реабилитации таких людей. Зачастую они брошены на произвол судьбы, выходя на свободу, просто никому не нужны. Наши храмы помогают, чем могут, как я уже говорил, но всем помочь в социальном смысле мы, естественно, просто не в состоянии. — Наверное, на ситуацию влияет и режим современной тюрьмы или колонии? — В Советском Союзе в учреждениях исправительной системы работали практически 100 % заключенных, сейчас если 20 % — уже хорошо. Они слоняются без дела по колонии, ходят из угла в угол, что не может затем не сказываться отрицательно, когда они выходят на свободу. — Поговорим теперь о структуре вашего отдела. — С 1990-х по 2010 год в епархии не было такого отдела, который был создан 5 марта 2010 года при Синоде Русской Православной Церкви, — синодальный отдел по тюремному служению. Но это не значит, что до создания этого отдела работа не велась. По благословению своих архиереев священники посещали тюрьмы, окормляли заключенных. То есть работа велась, и довольно успешно. И Калининградская епархия не исключение. Священнослужители — протоиерей Мариан Позунь, протоиерей Александр Алексеенко, протоиерей Валерий Скибо, иерей Валерий Алексеев, протоиерей Сергий Довгаль и другие — на протяжении многих лет занимались и продолжают заниматься духовным окормлением сотрудников ИУ, осужденных и находящихся под следствием. Епархиальный отдел по взаимодействию с учреждениями исправления и наказания по Калининградской области появился 18 ноября 2010 года. В области находится 11 исправительных учреждений, из них три следственных изолятора. К этим учреждениям приписаны девять храмов, которые окормляют 18 священников. Понятно, что священник не может постоянно находиться в тюрьме или колонии, каждый из них выполняет огромную работу на приходе. Поэтому для большей отдачи и удобства работы было принято решение закрепить за каждым учреждением по два священника, которые попеременно их посещают, выполняя пастырскую работу. В основном это беседы, подготовка к исповеди, причастию, крещение, даже, случается, и венчание. На все большие праздники — Рождество, Пасху, в нашем храме также на Покров — силами прихожан собираются подарки, которые отвозятся в учреждения и после богослужения вручаются людям. Поддерживаем тех, кто по каким-то причинам потерял связь с родными и близкими. — Священники в великие праздники служат на своих приходах. Есть какой-то график или что-то в этом роде, по которому они обязаны служить в тюремных храмах? — Без исключения службы проходят на престольные праздники, стараемся делать это и в другие праздничные дни. — Наверное, ваш отдел занимается окормлением не только заключенных, но и сотрудников пенитенциарных учреждений. — Они тоже могут прийти на службу в тюремный храм, хотя понятно, что это они могут сделать и в обыкновенном храме. Проводим концерты, которые помогает готовить Ольга Бернардовна Куркина. Один из них состоялся недавно на 65-летие образования ФБУ ИК-9. В рождественские и пасхальные дни во всех ИУ совместно с Калининградской епархией проводятся праздничные концерты и Левая ссылка
Здесь все зависит от того, насколько человек искренен в своей вере
| мероприятия для осужденных. А в ФБУ ИК-4 на базе факультатива «Основы православной культуры» (преподаватель Е.М. Литовка) сами осужденные женщины принимают активное участие в спектаклях и концертных программах, организуемых четыре раза в год.— А заключенные могут сами принимать участие в этих концертах? — В основном так и происходит. В рамках всероссийского конкурса «Калина красная» разыскиваются таланты, попавшие в силу жизненных обстоятельств в места не столь отдаленные. В Калининградской области такой конкурс проводился на базе колосовской колонии, куда приехали участники из каждой колонии. Было очень здорово! — Для заключенных это хоть какое-то отвлечение от не слишком радостных будней — сама подготовка, участие в конкурсе, потом воспоминания об этом. — В Колосовке, кстати, сейчас строится храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Там сейчас действует маленькая часовенка, хотя на территории находятся сразу три учреждения — следственный изолятор, колония для несовершеннолетних и женская колония. Храм этот строится по всем православным канонам, с алтарем. В прошлом году был освящен закладной камень, уже частично воздвигнуты стены. Окормляется протоиереем Александром Алексеенко из Зеленоградска, игуменом Ермогеном (Черняковым), протоиереем Сергием Довгалем, иереем Александром Процюком. — С несовершеннолетними, отбывающими срок в Колосовке, какая-то специфическая работа ведется? Ведь, наверное, легче спасти, пока еще не такие зачерствелые души. — Я бы не сказал, что с ними работать легче. Скорее наоборот, сидящие в «девятке», то есть в тюрьме строгого режима, легче воспринимают слова священника. А для несовершеннолетних одних бесед недостаточно. К сожалению, подростки пропитаны ложной тюремной романтикой, которую необходимо методично разрушать и развеивать множество мифов. Пастырь должен всецело отдавать себя этому
Пастырь должен всецело отдавать себя этому непростому делу
| непростому делу, быть для них духовным отцом.— Вы, о. Вадим, упомянули три храма, находящихся в учреждениях УФСИН по Калининградской области. Где еще есть храмы? — В ФБУ ИК-8 — «восьмерке» — во имя прп. Серафима Саровского. Собственно, он единственный на сегодняшний день построен как классический. Осужденных этого ИУ окормляют протоиерей Гавриил Гармаш с прихода храма Архангела Гавриила и иерей Виктор Колесниченко из Крестовоздвиженского собора. В 13-й колонии в пос. Славяновке Багратионовского района есть храм в честь иконы Матери Божией «Утоли моя печали», где активно осужденных окормляют священники иерей Александр Проскуряков и иерей Димитрий Прусаков. Часовня в честь Рождества Христова есть в 7-й колонии в Гвардейске, прихожан которой окормляет иерей Олег Михалев. В «пятерке» в Озерках Гвардейского района тоже есть часовня в честь иконы Богородицы «Владимирская», эту колонию для ВИЧ-инфицированных окормляет иерей Валерий Алексеев, настоятель храма Иоанна Предтечи в Гвардейске. Прошлым летом совершена закладка храма в честь иконы Матери Божией «Скоропослушница» в колонии-поселении в пос. Славинском Гвардейского района, закрепленной за иереем Олегом Онищуком. — А сколько всего заключенных сидит по всей области? — По данным УФСИН, более четырех тысяч. Из них примерно 12—15 процентов посещают храмы. То есть около 500 человек активных прихожан во всех пенитенциарных учреждениях области. — А как проходит будний день в тюремном храме? — У каждого прихода есть староста. В определенное время, после проверки, ребята сами читают утренние и вечерние молитвы. При каждом учреждении есть библиотека, прихожане из обычных храмов собирают для заключенных духовную и художественную литературу. Просят и специальную литературу — например, Уголовный Кодекс. — А священник может посодействовать более раннему выходу заключенного на свободу? — Священник, зная каждого прихожанина, может написать прошение на имя начальника учреждения о рассмотрении на условно-досрочное освобождение. Большинство из тех, за кого мы просим, затем становятся на путь исправления, возвращаются к нормальной жизни, в свои семьи, впоследствии становятся прихожанами храмов Калининградской епархии. — И в завершение нашей обстоятельной беседы — о планах на будущее. — Прежде всего, это постоянное духовное окормление не только осужденных и подследственных, но и сотрудников УФСИН и членов их семей. Надеемся достроить общими силами храмы в Колосовке и Славинском, пополнять духовной литературой библиотеки. Ежегодно мы собираемся в епархии с участием владыки Серафима, начальника УФСИН России по Калининградской области полковника внутренней службы Виктора Борисовича Ряжева, его заместителя по воспитательной части полковника внутренней службы Артура Степановича Чернова, обсуждаем вопросы и совместные планы, как улучшить работу с очень непростым контингентом, находящимся в учреждениях УФСИН по Калининградской области.
Дмитрий Осипов
|