|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (110) май |
|
|
Вера приходит со временем
Наша беседа с главой Калининграда Александром Георгиевичем Ярошуком состоялась во время Великого поста. Встреча для интервью была назначена на понедельник, а в воскресенье глава города вместе с другими прихожанами отстоял всю службу на Божественной литургии и причастился святых Христовых Таин в соборе Воздвижения Креста Господня. С вопросов о посте и посещении именно этого храма и начался наш разговор.
— Александр Георгиевич, почему именно в этот храм ходите? Я уже не в первый раз замечаю, что вы молитесь здесь как простой прихожанин.
— Это мой храм, мой приход. Как прихожанин сюда на службы хожу уже лет восемь. По великим православным праздникам посещаю Кафедральный собор Христа Спасителя г. Калининграда.
— Вы человек очень занятой. Не мешает ли это вере? Как удается совмещать многие обязанности главы города с регулярным посещением храма? Ведь надо выбирать время, чтобы бывать на службе по воскресеньям и праздникам.
— Конечно, не всегда получается всю службу отстоять. Но стараюсь хотя бы просто зайти по воскресеньям на литургию, минут 10—20 постоять. По себе заметил, когда пропускаешь службу две или три недели, уже прямо физически ощущаешь, что силы, духовная энергия покидают тебя. Одолевают раздражение, нетерпение. А посетив храм, уже становишься более умиротворенным, особенно после исповеди и причастия. Внутри души происходит преображение, духовное очищение. И это очень помогает на протяжении всей последующей недели выдерживать рабочее напряжение. Если бы я не ходил в церковь, не молился вместе с прихожанами, я просто не знаю, как я выдерживал бы такой ритм.
— То есть, можно сказать, посещение церкви умиротворяет, помогает справляться с непростыми обязанностями главы города?..
— Однозначно.
— Мы беседуем во время Великого поста. Удается ли соблюдать его? Ведь главное в жизни христианина — не только в пост, но и вообще — терпение и смирение. Ваша должность иногда предполагает и жесткие действия. Как удается соотносить это в жизни? Или поступаете по правилу: Богу — Богово, а кесарю — кесарево?
— Конечно, я пост не рассматриваю только как ограничение себя в какой-то определенной пище. Перед каждым постом определяю для себя, если можно так выразиться, некоторую планку духовного возрастания. Например, не нервничать, быть более терпимым в отношениях с подчиненными, в кругу семьи. Стараться ограничивать себя в негативных эмоциях, курении, избегать нецензурной брани. Что-то получается, что-то нет.
— На этот Великий пост какую планку вы для себя определили, от какой страсти старались избавиться?
— Во-первых, стать еще более терпимым к недостаткам других, не ругаться с подчиненными, родными и близкими. Во-вторых, больше, чем прежде, уделять внимание молитве. Не получилось пока полностью завязать с курением, но старался больше ограничивать себя в этом.
— Когда уж очень достают и нет сил сдерживать эмоции, как выходите из ситуации, чтобы не впасть в страсть осуждения или негодования?
— Здесь все очень просто: «Господи, прости и помилуй меня, грешного».
— Как вы считаете, какие самые опасные грехи или страсти, от которых в первую очередь надо избавляться?
— Жадность, зависть, гордыня. От них очень много других страстей произрастает, очень много развивается грехов. Особенно от гордыни. Это нетерпение, ругань, раздражительность и так далее. С этим я стараюсь бороться.
— Вопрос как к политику: если человек, занимающий высокий государственный пост, далек от христианской духовности, насколько это опасно для общества?
— Это очень опасно для общества. Когда человек не имеет духовно-нравственных ориентиров, он будет поступать не по-христиански, везде ища свою выгоду. В нашем обществе и так много нетерпимости по отношению друг к другу, если еще и руководитель — не важно какого ранга, градоначальник или кто-то еще — такой же будет, представляете во что превратится наше государство?
— Бытует мнение, что государственная служба и искренняя вера в Бога — вещи практически несовместимые. Вы своим примером доказываете обратное. Поделитесь, какими религиозными нормами вы мотивируете свое общественное служение?
— Евангельскими нормами. Каждому человеку хотя бы раз в жизни надо прочитать Евангелие, как говорится, от корки до корки. И стараться жить по правилам, заповеданным нам Христом. Это очень трудно, жизнь человека принявшего такое решение, очень осложнится. Но такой человек будет чувствовать себя в тысячу раз лучше, чем человек, не живущий по этим евангельским правилам. И что мешает чиновнику встать на этот путь?
— В современной российской действительности, на ваш взгляд, насколько важна роль именно Православия?
— Для современного момента развития нашего общества Православие — это одна из важнейших духовных скреп, о которых говорил и президент Владимир Владимирович Путин. На сегодняшний день — понятных и ясных, способных изменить все общество в лучшую сторону, к которым призывает Господь. Это всем известные добродетели — вера, надежда, любовь к ближнему, терпение, смирение. Повторюсь, очень тяжело жить по христианским заповедям, но если человек начнет с себя, а не переживает за город, область или там за всю страну в целом, все станет изменяться к лучшему. Святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя, и хватит с тебя». Хотя бы для начала начни с соседями здороваться, начни к близким и родным относиться с любовью, терпением. На работе будь терпимее, смиреннее, борись со своей гордыней. И все вокруг тебя начнет изменяться к лучшему. Увидишь, как люди вокруг вдруг станут намного лучше, чем ты о них раньше думал. И этот процесс не остановить. Люди привыкли замечать щепку в глазу другого человека, а бревно в собственном глазу не видят. Давайте начнем с себя, и все вокруг изменится — и город, и область, и страна.
— Вы упомянули высказывание президента России Владимира Владимировича Путина. В одном из своих выступлений он с большой озабоченностью высказался о том, что духовно-нравственное состояние нашего общества ослаблено и надо срочно принимать меры по возрождению духовности. Это не требует комментариев. На ваш взгляд, что в первую очередь необходимо делать в этом направлении?
— В России и у нас в Калининграде уже начали много делать. Строятся храмы, при них создаются воскресные школы, появились православные гимназии. В школах вводится курс «Основы православной культуры» и другие предметы, подобные ему. Очень важно, что со школьной скамьи человек начинает понимать, что история российского государства неразрывно связана с православной верой. Важно понимать, что вера наших предков помогала русскому народу преодолевать самые тяжелые периоды в своей истории. Благодаря этой вере наше государство устояло, стоит и стоять будет.
Немалую роль в духовном возрождении общества могло бы сыграть и православное телевидение и другие СМИ. К сожалению, сейчас ситуация здесь совсем не радует. Основные темы — насилие, кровь, убийства…
— Да, порой новостные передачи просто превращаются в подобие криминальных сводок…
— Совершенно верно. Везде агрессия. Конечно же, о чем позитивном тут можно говорить, когда круглосуточно это выливается на людей! Ладно еще взрослые люди с устоявшимся духовно-нравственным стержнем могут еще как-то противостоять этому. А дети, молодежь?! Как их защитить от всего этого?..
— В какой-то степени этой агрессии может противостоять патриотическое воспитание. Его ведь тоже никак нельзя отделить от Православия.
— Безусловно, и мы этим тоже занимаемся. Но в масштабе муниципалитета это очень мало. Здесь должна быть четко выстроенная государственная политика. А она в свою очередь нуждается в очень серьезных инструментариях, способных, в частности, повлиять на те же СМИ, в решении других вопросов, связанных с образованием и воспитанием молодежи.
— Александр Георгиевич, как главе города вам приходится общаться и с представителями других религиозных конфессий. На мой взгляд, в городе сейчас с межконфессиональными отношениями все в порядке. Но вам, естественно, виднее. Обращаются ли к вам люди с какими-то просьбами по этим вопросам? Может быть, есть и недовольные, скажем, строительством мечети в Южном парке?
— Мы все должны быть терпимыми, с уважением относиться к представителям другой веры. Терпимость здесь ключевое слово. В Калининграде проживает сейчас немало людей, исповедующих ислам, и, я считаю, они должны иметь возможность молиться. Так же как лютеране, католики, иудеи, представители другого вероисповедания. Цель городской власти — добиться, чтобы здесь не было никакого ущемления чьих-либо прав. Среди жителей города люди 138 национальностей. И, слава Богу, они живут в мире и согласии, что и надо сохранять.
— Вопрос, касающийся «золотого правила» христианства: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф 7:12). Ваша должность серьезная, поэтому иногда возникает какое-то серьезное недопонимание с людьми, вас окружающими. Может быть, даже предательство. Как вы на это реагируете? Если видите, что человек специально на это пошел, можете ли его потом простить?
— Очень обидно бывает, злость берет иногда. Но все равно стараешься молиться за этого человека, прощать ему. Это трудно, но необходимо, иначе какой же ты христианин? Когда прощаешь, каешься, что долго или недолго все равно держал в себе обиду на этого человека, начинаешь ощущать себя совершенно по-другому. Как камень с души сбрасываешь, и душа этому радуется.
— Наверное, в чем-то помогает и общение с другими людьми, занимающими высокие должности и близкими вам по духу. Что для себя вы у них переняли?
— С такими людьми, конечно, приятно общаться. Но после того, как почитаешь жития святых, перенимать у светских людей как-то уже и нечего…
— А часто удается жития святых читать?
— К сожалению, нет. В отпуске, на отдыхе я, по большому счету, только это и читаю. Но больше всего, конечно, читаю Новый Завет, Библию, недавно, например, книгу Экклезиаста прочитал. Перечитывал Евангелие много раз. И всегда открываешь для себя что-то новое, что раньше как-то проходило мимо внимания.
— Сейчас многих политиков, предпринимателей можно заметить стоящими в храме со свечами. Особенно когда службу транслируют по телевидению. В народе их даже метко окрестили «подсвечниками». К вам, естественно, это определение не относится. И все же, как вы считаете, насколько такие люди искренни?
— Надо радоваться, что человек пришел в храм. Если по воле Божией коснется его души благодать Господня, он, в конце концов, придет к вере. Если вы ездили в паломнические поездки, то могли заметить, что многие люди едут как туристы, а возвращаются уже паломниками. То же самое и здесь. Любого человека, зашедшего в церковь хоть на минуту, надо принимать, помочь, если он по незнанию что-то нарушил. Отнестись к такому человеку с любовью, найти нужные слова, чтобы не отторгнуть, а наоборот, привлечь. А не кричать, не осаживать, как зачастую бывает в наших храмах: не так встал, не так свечу подал и т.п. Налетают просто как коршуны.
— Сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект «О защите религиозных чувств граждан». На ваш взгляд, насколько своевременно его принятие для противодействия кощунственным выходкам, что является явным признаком духовного обнищания нации?
— Коль общество действительно постепенно утрачивает духовно-нравственный стержень, надо строить больше церквей, священнослужителям активнее идти, что называется, в народ, нести слово Божие. Своим примером показывать, что значит жить по-христиански. И все постепенно станет меняться в лучшую сторону. Сейчас, конечно, наше общество излишне эмоционально, может быть, даже агрессивно. Посмотрите, человеку слово не так сказали, и просто начинает искрить. Орет, кричит, собеседника даже выслушать не желает. Я не говорю уже про бытовые моменты, где это сплошь и рядом. Порой, когда ко мне на прием приходят вроде бы для прояснения волнующей проблемы, не желают выслушать до конца, если их что-то не устраивает. Никакого диалога не получается из-за такого нетерпения.
Что касается ответа на ваш вопрос, то чувства верующих людей на современной стадии развития нашего общества, безусловно, необходимо ограждать, защищать от кощунственных выходок. Я не совсем знаком с содержанием предлагаемого закона, но думаю, что разрабатывали его неглупые люди. Такой закон надо принимать, чтобы у беспредельщиков не возникало чувство безнаказанности за свои деяния.
— Конечно, основная ваша забота — поддержание в надлежащем состоянии жизнедеятельности всего городского хозяйства, социальная защита горожан. И здесь много делается. Но мы говорили о возрождении духовности. Конечно, вводить в строй социальные объекты — это здорово, но нельзя забывать о храмоздательстве. Подсчитано, что один храм надо строить на 10 тысяч населения. В Москве принята такая программа. Есть ли что-либо подобное в Калининграде?
— Масштабы столицы позволяют принимать подобные программы. У нас ее нет, но по мере возможностей строятся храмы, духовные центры. Мы всегда положительно реагируем на возникающие вопросы, предоставляем земельные участки.
— Наверное, что-то обсуждалось непосредственно с епископом Балтийским Серафимом. Вы с ним поддерживаете добрые отношения. Какие еще темы поднимаются на встречах с владыкой?
— Полностью понимая значимость развития духовности в Калининграде, мы всегда открыты к диалогу друг с другом. В том числе о строительстве храмов, часовен, помощи в оснащении православной гимназии и многом другом.
— Один из примеров такого сотрудничества — прекрасный шатровый храм в лучших традициях древнерусского зодчества возводится на ул. Александра Невского рядом с университетом. Он назван во имя великомученицы Татианы, покровительницы российского студенчества. Идея построить храм в этом месте обусловлена именно этим обстоятельством?
— Жизненный опыт подсказывает, что всегда рядом с интеллектуальным центром должен быть и центр духовный. Так было в дореволюционной России, эти традиции возрождаются и сейчас. Я считаю очень важным, что этот замечательный храм расположен рядом с корпусами главного федерального вуза нашего города, в котором на сегодняшний день учатся более 16 тысяч человек. Нельзя давать студентам просто сумму знаний, нужно, чтобы человек приобрел такие качества души, которые помогали бы ему стать полноценной личностью. Этому в полной мере способствует Русская Православная Церковь. По благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Патриарха Московского и всея Руси, примерно семь лет назад началось строительство храма.
— В один из приездов в Калининград он посетил его, уже будучи Патриархом. Вместе с вами, владыкой Серафимом, настоятелем иереем Александром Соколовым и ректором университета осматривал, как продвигается строительство. Можете ли вы поделиться впечатлениями об этой встрече и о других встречах со Святейшим, ведь вы общались, еще когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским? Что наиболее ценное для себя вынесли из этих встреч?
— Других людей такого масштаба по уровню духовности, интеллектуальности, полета мысли я больше не встречал. Думаю, это мнение разделят все верующие в Калининграде, да, наверное, и во всей России. Мы общались с ним много раз, и когда он еще митрополитом был. У меня было много вопросов по своему житию-бытию, волновавших на тот момент мою душу. Как поступать в конкретных ситуациях. Беседы порой длились и час, и полтора. Он всегда давал четкие и ясные ответы. Буквально просветлял, после чего становилось абсолютно ясно, что делать, как выйти из сложившейся ситуации.
— Давал ли Святейший наказ или совет, чем руководствоваться в вашем нелегком служении на благо людям?
— Могу привести такой пример. В свое время я просто хотел уйти с должности градоначальника, с этой политической арены. Просто надоело выносить всякие несправедливые нападки. Рассказал все, что у меня на душе творилось, как трудно все это переносить. Наш разговор, а вернее, мой монолог длился часа полтора. Он меня очень терпеливо выслушал и говорит: «Сходи в хоспис, найди там человека, совершенно обездвиженного, парализованного и пообщайся с ним, посиди рядом полчаса-час. Тогда поймешь, что значит плохо по-настоящему. А ты здоровый, семья есть, руки-ноги работают. А эти проблемы, кажущиеся нам непреодолимыми, мы сами себе создаем. Что-то придумываем, накручиваем себя. Раз Бог дает нести эту ношу, значит, терпи. Больше, чем человек может вынести, Он никогда не даст». Так просто и в то же время емко вразумить действительно может только человек гениальный, отмеченный Божией благодатью. После той встречи я успокоился…
— Александр Георгиевич, несколько личных вопросов о вере в Бога. Когда вы крестились? Может быть, вспомните какие-то моменты, связанные с этим?
— Крестили меня в раннем детстве, в церкви белорусской деревни Подбельские Огородники, это Брестская область, прямо у самой границы с Польшей. Там и тогда жили и до сих пор живут очень набожные люди, без молитвы ничего не делается. В отличие от Калининграда, где в то время ни одного храма не было. Хотя в детстве и в молодости я хоть и был крещеным, но особо не ощущал себя верующим. Вера приходит со временем, но рано или поздно к каждому человеку и по-своему. Когда я понял, что без Господа жизнь лишена смысла, тогда вера и пришла ко мне. Теперь стараюсь с этого истинного пути не сворачивать.
— Александр Георгиевич, у вас замечательная семья, дети воспитываются в православном духе. Ваша семья может быть образцом для подражания. Но вы, наверное, смотрите новости и в курсе, что во Франции и в других странах Евросоюза вводится на законодательном уровне понятие «родитель 1» и «родитель 2». То есть ребенка, а то и нескольких детей могут воспитывать не мама и папа, а, мягко скажем, семья с нетрадиционной ориентацией. Российские либералы часто заглядывают в рот «просвещенной» Европе. Естественно, будут попытки перенять и такой опыт. Как не допустить этого безобразия, которое провоцируют явно антихристианские силы.
— Все это бред и чушь! Как можно идти против установленного Богом порядка жизнеустройства?! Это называется беситься с жиру. Когда стали хорошо жить с материальной точки зрения, тут же о Боге забыли. Иначе не объяснишь. Но если Европа не вернется к истинным христианским ценностям, все их благополучие очень быстро развалится, как карточный домик. Это уже сейчас чувствуется. Россия не должна свернуть на этот пагубный путь. Чем ближе будем мы стоять к Богу, тем больше будем укрепляться.
— Известно, что около двух лет назад вы совершили паломническую поездку на Валаам, когда там был Патриарх. Каково впечатление от посещения северного Афона?
— Я стараюсь в год совершать хотя бы две паломнические поездки в разные места. Всегда очень жду эту поездку, телефон хоть и беру с собой, но ставлю на беззвучный режим. Смотрю только, когда выполню все запланированное на день, после молитв, поездок по святым местам. Там через молитвы сосредоточиваешься только на пребывании с Господом, Пресвятой Богородицей, святыми угодниками Божиими. Это было и на Валааме, и на Афоне, и на Святой Земле.
— Это интервью выйдет в майском номере газеты «Спас» накануне Пасхи. Ваши пожелания горожанам — верующим и неверующим — в честь этого великого праздника светлого Христова Воскресения?
— Я как верующий человек просто не представляю себе жизнь без Бога. В наше время это единственное, что помогает идти по жизни с оптимизмом, духовным равновесием. Поэтому всех калининградцев хочу поздравить с этим Великим Праздником. Всем желаю обрести самые главные христианские добродетели — веру, надежду, любовь, смирение, терпение, без которых жизнь теряет всякий смысл. Храни всех Господь!
Беседовал Дмитрий Осипов
|