|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (111) июнь |
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА
О превратности земной жизни
Спаси Господи за всю любовь твою ко мне грешнику. За все слава Богу! — Не начинаем жить, а оканчиваем земную жизнь. Довольно нагляделись на все земное: кажется, надо бы научиться и твердо знать, что все земное превратно, что всякая горесть и радость земная минут, яко сон обманчивый, проходят и не возвращаются.
***
Справедливо Святые Отцы называют земную жизнь обманчивой, а счастье, которое не остается собственностью человека на вечность, — самообольщением. Сколько примеров земного довольства и величия, рушившихся пред нашими глазами! А теперь живой пример К. О. И богат, и славен, да по рассудку в детском состоянии, а потому и слава, и богатство составляют лишенную почти всякого значения обстановку, которую смерть вполне отнимет. Велика к нам милость Божия, приведшая нас в монастырь. Это благо выше всех земных благ.
***
О мне ходят здесь основательные слухи, что переведут. Что ж? Вся земля принадлежит одинаково Богу, и я предаю себя всецело Его воле и водительству. Бог нередко устраивает для тех, которые вручили себя Ему, душеполезное положение, обстоятельствами противными. Тихона Воронежского обвиняли в излишней горячности; по причине такого обвинения он должен был удалиться в монастырь, где сподобился особенной милости Божией. В предсмертном завещании своем Святитель именно приносит Богу особенную благодарность за то, что даровано ему было приготовиться к переходу в вечность тщательным покаянием. Вот что сочтено духовным мужем за благодеяние Божие: изгнание с кафедры и смиренное пребывание в монастыре. Самое правильное суждение!
Отцу архимандриту и всей братии потрудись передать мой усерднейший поклон. Будь здрав и благополучен. Молись о мне.
Относительно моих сочинений тебе известно, что я писал их для себя и для коротких, немногих знакомых моих, из настроения полученного и усвоенного монастырской жизнью. Не удивительно, что это настроение в некоторых оттенках представляется отделяющимся от настроения благочестивых иноков, даже святых, но заимствовавших свое настроение в духовных училищах. Для примера укажу на превосходные во всех отношениях сочинения святого Тихона Воронежского. Мои сочинения, несмотря на многие их недостатки в духовном и ученом отношениях, иного характера. Я полагаю необходимым сохранить этот характер и не перекраивать их на академический образец; в противном случае оставить ненапечатанными, тем более что они не с этою целью были писаны и самим мною признаются недостойными того.
Здесь, в уединении, оглядываясь на прошедшую жизнь и усиливаясь раскаянием ослабить силу моих согрешений, приношу раскаяние и в составленных сочинениях, признавая их грешными пред Богом и слова их недостойными предмета. При всем том и для многих монахов, славных своею аскетическою жизнью, например для Оптинских, мое настроение остается очень неясным: ибо их настроение образовалось от деятельной жизни телесной, столько видной для мира и прославляемой им, а мое от вынужденного болезнями и другими обстоятельствами затвора и сопряженного с ним душевного делания и подвига, невидного и непонятного для мира. Это-то настроение и проявляется повсюду в моих сочинениях, как они ни недостаточны, и делает их своехарактерными. Они по характеру подходят к писаниям древних аскетов.
Настала осень; закупоривают на зиму окна, и я закупориваюсь в моих комнатах по необходимости, не только по произволу. Что делать? Надо идти тем путем, который указан Промыслом Божиим.
Испрашивающий твоих Святых молитв недостойный Епископ Игнатий.
Мои сочинения, несмотря на многие их недостатки в духовном и ученом отношениях, иного характера |
***
Спаси тебя Господи за письмо твое от 5 января. Справедливо говоришь, что Бог даровал мне в свое, известное Богу время, то, чего я давно и постоянно ждал, но к чему не был готов. «Безмолвие, — говорит св. Иоанн Лествичник, — неопытных погубляет». Прошу твоих молитв, чтоб дарована была мне премудрость употребить должным образом время, дарованное на покаяние и приготовление себя к вечности. О себе рассуждай с осмотрительностью. Здешнее место не Сергиева пустыня.
Так называемыми талантами, при которых позволяют себе гордость, самоволие и другие послабления, здесь не дорожат, а дорожат сохранением монашеского направления. Нарушителю монастырских правил и благочиния, кто бы он ни был, выдается непременно билет для приискания себе другого места. А потому желающий здесь жить должен предварительно приуготовиться к покаянию, которое определяется св. Иоанном Лествичником так: «Покаяние состоит в постоянном утеснении чрева и сокрушении духа». С иным уготовлением лучше сюда не вступать. Место здешнее уединенное, способствующее вниманию себе и покаянию; в города и села братии не позволяется отлучаться, в гостиницу без спросу не ходят, женского пола в келье к себе не принимают.
Очень буду рад посещению о. архимандрита, но заблаговременно могу сказать, что к советам я потерял способность, если и имел ее. Потрудись передать мой усердный поклон и благословение братии и болящему Иоанну Дементьевичу, коему желаю скончать земное течение свое в покаянии и надежде на единственную надежду нашу — Господа Иисуса Христа, Бога и Спасителя нашего.
Епископ Игнатий Брянчанинов
|