|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (111) июнь |
|
|
Слово о Святой Земле
На Пасху 2013 года группа калининградских паломников посетила Святую Землю. История и современность, мысли и чувства, священные реликвии и надежды — об этом и не только статья руководителя паломнической группы иерея Михаила Селезнева.
Приближение…
Приближение Святой Земли мы почувствовали, как только сели в самолет до Тель-Авива (Калининград–Рига–Тель-Авив). Некоторые пассажиры довольно громко разговаривали, судя по всему на иврите, а мой сосед справа начал читать еврейскую книгу.
Трудно описать впечатления человека, впервые увидевшего и вступившего на Святую Землю. Сколько раз мы читаем Священное Писание, когда перед нашим внутренним взором предстают созданные воображением картины. И вот теперь ты сам видишь все своими глазами. И пусть прошло уже несколько тысячелетий, — это все та же земля. Земля, история которой до предела насыщена событиями, определяющими судьбы современной цивилизации.
Неслучайно в соборном храме (Кафоликоне), располагающемся в храмовом комплексе Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме, находится «мезомфалос» — «пуп Земли». В этом месте точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера. И для такого утверждения есть основание: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» — сказано в 12-м стихе 73-го псалма. Действительно, Рождество Христово в Вифлееме и все дальнейшие события сделали Палестину центром Земли.
… История…
Название «Палестина» происходит от «Филистия» — названия заселённой в древности филистимлянами части средиземноморского побережья нынешнего Израиля. Согласно Священному Писанию, переселившиеся сюда во 2 тысячелетии до Рождества Христова евреи называли эту область «Ханаан». Согласно римским переписчикам, греческие писатели, начиная с Геродота, называли эту землю Палестина или Сирия Палестинская.
В 1-ой Книге Царств в повествовании о войнах царя Саула (примерно 1030 г. до Р. Х.), впервые упоминается название «Земля Израиля». К этому времени на всей территории страны по обоим берегам реки Иордан сложилось единое Израильское царство, ставшее в течение следующего столетия крупной державой Древнего Востока под властью царей Саула, Давида и Соломона.
Впоследствии эта земля была завоевана поочередно вавилонянами, греками, а в 63 г. до Р. Х.– римлянами. В 70 г., после подавления восстания был разрушен Храм, и евреям было запрещено жить в Иерусалиме.
Римляне владели Палестиной до 313 г., Византия — до 637-го, а с 637 до 1091 г. — арабы. Затем ею владели крестоносцы, турки, а c 1917 года — англичане.
Во времена британского мандата название «Палестина» закрепилось за всей территорией Святой Земли. В середине XX века название «палестинцы» стало относиться к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде оно определяло всех жителей региона и не носило этнической окраски.
… и современный Израиль
Современное государство Израиль было образовано 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года) на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №181, принятой 29 ноября 1947 года.
Население страны, по данным Центрального статистического управления Израиля на январь 2013 года, составляет 8,0 млн человек, территория — 22 072 км² (для сравнения — территория Калининградской области вместе с заливами составляет 15 125 км², т. е. меньше Израиля примерно на треть).
Столица Израиля — Иерусалим. Государственные языки — иврит и арабский. Конституция в Израиле отсутствует. Роль Конституции государства Израиль выполняет, так называемый, свод «Основных законов», в котором регулируется и
Трудно описать впечатления человека, впервые увидевшего и вступившего на Святую Землю | демократичный характер израильского государства и парламентская власть, а также все основные законы.
Израиль расположен у восточного побережья Средиземного моря. На севере граничит с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке— с Иорданией и территорией Западного берега реки Иордан, на юго-западе— с Египтом и сектором Газа. Денежная единица — новый израильский шекель. Основное население страны — 75,4 % — евреи, 20,6 % — арабы, 4 % — прочие.
Даже это небольшое историческое описание говорит об уникальности этой земли. Но больше всего, наверное, это чувствуешь и понимаешь, когда находишься в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова.
Храм Воскресения Господня
Современный храм Воскресения Господня (другое название — храм Гроба Господня) — это огромный архитектурный комплекс, включающий, кроме Кафоликона, являющимся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (часовня в которой находится гробница Иисуса Христа), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Находясь в этом храме возле Кувуклии, действительно ощущаешь, что находишься в центре Земли. Такое впечатление создают не только места Распятия и Воскресения Христа, но и бесконечный поток людей со всех континентов Земли, говорящих на самых разных языках. Эти люди, также как и мы, прибывают в главную святыню христианского мира, чтобы увидеть все это своими глазами, помолиться на этом удивительном месте. Наверное, именно здесь в полной мере можно ощутить глубину слов апостола Павла: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). Хотя, правда, несколько удивили американцы, неоднократно спрашивавшие у меня: «Что это?», указывая на Кувуклию.
Конечно же, девять дней паломничества — это очень мало, чтобы вместить всю глубину священной истории Палестины. Но вполне достаточно, чтобы познакомиться с главными местами и связанными с ними событиями.
Русская Духовная Миссия
Следует отметить, что на территории Святой Земли действует Русская Духовная Миссия. Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви впервые в XIX веке возник в связи с трудностями, которые испытывали паломники из России. Его поднял настоятель московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений. Он писал Императору Александру I в 1816 году: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде и в самом убежище, как поклонники (паломники, богомольцы — Ред.) русские».
В феврале 1847 года император Николай I своей резолюцией утвердил основание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Первым начальником Духовной Миссии был назначен архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) как человек, имевший опыт пребывания и служения на Востоке, а также как «человек благодатной духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник». Вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах Феофан (Говоров), будущий святой затворник Вышенский.
Иерусалимский Патриархат выделил для размещения начальника Миссии и его спутника Архангельский монастырь в Иерусалиме, который расположен недалеко от храма Гроба Господня. Там впервые стали совершаться богослужения на славянском языке.
В 1857—1860 годах в Иерусалиме у стен Старого города на Мейдамской площади было приобретено несколько земельных участков. Эта обширная территория, которая и сегодня носит название «Москобии» или Русского подворья, стала застраиваться сооружениями для приема русских паломников. В первую очередь там было начато строительство соборного храма во имя Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. Одновременно стали возводиться и другие сооружения: здание Русской Духовной Миссии с храмом св. мученицы Александры, подворья для паломников, больница.
Золотым веком Русской Миссии и эпохой создания того уникального достояния России в Святой Земле, которое получило название Русской Палестины, стала деятельность на посту начальника Миссии архимандрита Антонина (Капустина). Отец
На протяжении всей истории Русской Духовной Миссии ее цели и задачи менялись | Антонин прибыл в Святой Град в 1865 году и в 1869 был официально утвержден в должности начальника Русской Духовной Миссии. Холодность по отношению к Миссии со стороны Российского консульства в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина самостоятельно искать для Миссии новую сферу деятельности. Ею стало приобретение для Миссии земельных участков за пределами Иерусалима и строительство на них домов для паломников.
В 1868 году архимандрит Антонин приобретает участок земли в Хевроне с расположенным на нем дубом Мамврийским. Это отпрыск дубравы Мамре, где под сенью одного из деревьев патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников (Быт. 18, 1-5). В 1871 г. около этого древнего дуба была отслужена первая литургия.
Еще в 1912 году на дубе, насчитывающим около 5000 лет, зеленели листья, но в настоящее время он полностью засох. И только небольшой зеленый побег от корней этого дерева напоминает о его славном прошлом.
В период с 1868 по 1889 год был последовательно приобретен большой участок на горе Елеон недалеко от места Вознесения. Архимандрит предназначал его для создания мужского монастыря. Был возведен храм, освященный по настоянию Иерусалимского Патриархата во имя Христа Спасителя, и колокольня, получившая название «русской свечи». После смерти отца Антонина на Елеоне был образован женский монастырь, а в его главном храме нашел свое упокоение и сам палестинский труженик.
В 1871 году архимандрит Антонин купил большой участок земли в селении Эйн-Карем близ Иерусалима. Это евангельская «Горняя», место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы. Там была образована женская община монастырского типа (ныне известная как Горненский женский монастырь), которой руководил начальник Миссии. В 1883 году в Горней был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1874 году отец Антонин приобрел участок в библейском Иерихоне для строительства подворья для паломников, путешествовавших на Иордан. В 1886 году был приобретен участок в Яффе с гробницей праведной Тавифы. Вскоре на этой земле был устроен апельсиновый сад и возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм в честь святого апостола Петра. Также были приобретены участки в Бейт-Джале, Силоаме, Тиверии, Анате.
В 1882 году было открыто Православное палестинское общество, которое осуществляло свои проекты на Святой Земле: строительство Александровского подворья близ Гроба Господня (1882—1897), Нового (Сергиевского) подворья в Иерусалиме (1886—1890), храма-памятника св. Марии Магдалины в Гефсимании (1885—1888), Николаевского (1903) и др.
На протяжении всей истории Русской Духовной Миссии ее цели и задачи менялись. Сегодня Миссия является прежде всего представительством Русской Православной Церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Кроме этого, Миссия — это центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих, проживающих на территории этих трех государств.
С 31 марта 2009 года начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме является архимандрит Исидор (Минаев).
Окончание на стр.8-9
Иерей Михаил Селезнев
|