|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (114) сентябрь |
|
|
С заботой о дошколятах
На улице Комсомольской в Калининграде при Свято-Андреевском храме уже третий год действует православный детский сад № 1 — первое учреждение дошкольного образования подобного рода в Калининградской области. Он был торжественно открыт 3 октября 2010 года в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С августа прошлого года этим уникальным детсадом руководит Галина Ивановна Плотникова, ранее возглавлявшая муниципальный детский сад № 122, где активно внедрялся православный компонент дошкольного образования. И в этом деле она вместе со своими педагогами тоже была первопроходцем. Год — достаточный срок, чтобы подвести первые итоги работы на новом месте: что удалось претворить в жизнь, решение каких задач еще ждет своей очереди.
— Галина Ивановна, как получилось, что вы пришли работать в этот детский сад? Ведь у вас на прежнем месте все хорошо складывалось.
— Можно сказать, предложили работу в этом саду по рекомендации тогдашнего министра образования Калининградской области Анастасии Ивановны Хребтовой. По благословению епископа Серафима и с утверждения руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии протоиерея Сергия Коротких меня пригласили на эту работу. Здесь я работаю с апреля 2012 года. Пришла сюда заместителем директора, но по просьбе отца Андрея Пасхина практически сразу же начала выполнять обязанности директора.
— Опыта руководителя у вас на тот момент уже было достаточно. Сколько вы проработали в образовании?
— Уже 33 года, из них 27 лет — в должности заведующей ДОУ. До прихода сюда много лет возглавляла детский сад № 122 на улице маршала Борзова.
— Я знаю, что уже там вы начали заботиться об усилении духовной составляющей в воспитании ваших маленьких подопечных. Помнится, даже вместе с вами ездили на Рождественские образовательные чтения в Москву в 2002 году. Там вы рассказывали об опыте своей работы, что-то у других смотрели. Некоторые родители не понимают, к сожалению, важности духовного образования с самого раннего возраста. Что вы можете на это возразить?
— Я убеждена, что в доступной форме духовное образование детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. В детсаду № 122 мы еще в начале 1990-х годов начали проводить занятия по христианской культуре. Я всегда чувствовала некую прореху в нашем образовании, и не только дошкольном. Оставался открытым вопрос: как воспитать Человека. Поэтому мы решили начать работу в этом направлении.
— Тогда в Калининграде-то всего один или два действующих храма было на весь город. Как вы пришли к пониманию, что это необходимо делать?
— Мы составляли новую программу по воспитанию детей. То есть по структуре воспитания в связи с новыми условиями, в которых уже начинала жить вся страна в то время. И когда определились с педагогическим составом, так как тогда еще горисполком Калининграда утвердил достаточное количество ставок, то решили, что обязательно будет педагог по христианскому образованию, так как воспитатель просто физически не мог совмещать две должности.
— Какие источники при написании программы вы использовали? Судя по всему, это было совсем новое дело не только для вашего детсада, но и для всех подобных учреждений области.
— В то непростое время, когда во всех сферах жизни происходили бурные изменения, единственной книгой, которой можно было доверять, в том числе и в отношении воспитания детей, была Библия. Она и стала основой нашей программы. Первым педагогом была Ирина Васильевна Шепелева, сейчас она руководит воскресной школой Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда. Нынешний Патриарх, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл дал свое благословение. Областной отдел народного образования нашу программу утвердил, и мы начали работу…
— Работу по духовному окормлению воспитанников детского сада. Для того времени действительно неординарное явление…
— Программа была рассчитана на два года — с пятилетнего возраста. До пяти лет, учитывая детскую возрастную психологию, трудно достичь нужного результата. И здесь беседы о Боге, о православной вере тоже могут быть, но лучше, если это происходит в семье, когда мама или папа что-то рассказывают.
После Ирины Васильевны по программе работала Светлана Юрьевна Афанасьева, которая методически отшлифовала эту программу буквально до степени учебного пособия. И оно было представлено на всероссийском уровне на тех же Рождественских образовательных чтениях в Москве. После нее другие уже без особого труда продолжали начатое дело в течение полутора десятков лет. Со временем у нас в 122-м саду появилось даже помещение в виде маленькой часовенки. По большим праздникам организовывались представления и концерты на темы из жизни Христа, Богоматери, святых угодников Божиих…
— То есть в православный детсад вы пришли с серьезным багажом такой работы с дошкольниками. Можете раскрыть подробности приглашения на новое место?
— Мою работу знали, так как я вместе со Светланой Афанасьевой не раз участвовала в различных
К развитию детей в таком возрасте надо подходить постепенно | семинарах, мы делились опытом работы на научно-практических конференциях. Поэтому я особо не удивилась, когда меня пригласили в этот садик. И речь шла прежде всего о методическом усилении православного образования в этом детсаду. Я взяла время на размышление. Ведь надо было уходить с прежнего места работы, которому отдано полжизни. Поначалу я предположила, что можно как-то совмещать работу директора одного детсада с помощью другому, но сразу поняла, что это практически нереально. Получив благословение владыки Серафима, окончательно решила перейти в православный детский сад. В один вечер как-то ушли все сомнения, я поняла, что, наверное, все 20 лет, предшествующих этому событию, я стремилась к такой работе.
— В комитете образования Калининграда, наверное, с большим сожалением отпустили ценного работника.
— Но я ведь свой прежний детсад не в разрушенном состоянии оставляла. Работа была налажена, подобран очень крепкий педагогический коллектив. Сами сотрудники очень переживали, что приходится расставаться, с некоторыми вместе проработали четверть века, хотя я была требовательна к исполнению ими своих обязанностей.
Вскоре состоялась наша первая встреча с протодиаконом Андреем Пасхиным. После этого разговора я окончательно успокоилась. Поняла, что новая работа меня полностью устраивает, а главное, мне есть куда приложить силы в творческом отношении, в развитии здесь своих взглядов на православное образование. И в отличие от муниципального учреждения дошкольного образования, здесь вообще нет никаких ограничений в отношении православной составляющей образования и воспитания.
— Так что, можно сказать, на повышение пошли — в своей работе ближе к Богу стали. С чего начали здесь?
— Пришлось сразу начинать наводить порядок по всем направлениям деятельности, так, как это принято в любом учреждении дошкольного образования. В первую очередь уделила внимание построению отношений в педагогическом коллективе. С некоторыми пришлось расстаться, так как они профессионально меня не устраивали. Например, учителю физкультуры сразу предложила уйти в отпуск, чтобы она смогла найти себе работу за это время.
— Почему?
— Тот профессиональный уровень, который был у этого преподавателя, меня не устроил. Кажется, к православному образованию это имеет отдаленное отношение. Но это же дети, дошколята, к ним должен быть соответствующий подход, на этот счет существуют определенные методики проведения занятий, независимо от того, какого профиля детский сад. И у родителей не должно возникать такого мнения, что в православном детсаду только псалмы поют и Закон Божий читают. Детям надо лазать, бегать, прыгать и так далее. Пришлось существенно обновить спортивный инвентарь и взять на работу другого педагога.
Сейчас в штатном расписании 17 человек, полностью удовлетворяющих требованиям к дошкольному образованию. Некоторые перешли с прежнего места моей работы — из 122-го детсада…
— Как организована работа с детьми в группах?
— Группы у нас смешанные, но очень близкие по возрасту. Решила отказаться от подготовительной группы, зато будем набирать детей не с трех, а уже с двух лет. Все условия для этого есть.
С методической точки зрения работа в детсаду строится по двум программам. Во-первых, «Детство» — самая удобная для развития ребенка дошкольного возраста. Она включает в себя три направления развития и воспитания детей — физическое, интеллектуальное и эстетическое. По новым требованиям образования эти три направления превратились в десять так называемых областей, которые представляют из себя практически то же самое, только в еще более раздробленном виде. Но нас больше интересует другая программа — «Основы православной культуры».
— Можете подробнее остановиться на ней?
— За лето мы постарались адаптировать под эту программу работы православной писательницы и психолога Софьи Сергеевны Куломзиной. Ее книга «Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире» — классика православной педагогики. Книга передает огромный педагогический опыт, обогащенный общением с коллегами. В этой книге и других своих трудах Куломзина дает взвешенное представление о целях, принципах и методах православного воспитания. Работа Церкви здесь имеет три измерения: созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с
Всех детей мы образовываем в общем порядке | родителями и домом, а также религиозное обучение детей. В упомянутой книге Куломзина последовательно разбирает такие темы, как цели христианского воспитания, возрастные особенности детей, христианское воспитание в семье, учитель (воспитатель) и христианская семья в современных условиях.
— В вашем детсаду «Основы православной культуры» идут только четвертой задачей в принятой программе. Почему?
— Дело в том, что к развитию детей в таком возрасте надо подходить постепенно, и первыми задачами, например, на этот год поставлены физическое развитие и воспитание. Это специально сделано с учетом обеспечения безопасности жизнедеятельности детей такого возраста. То есть в первую очередь малышей надо научить правильно бегать, прыгать и т.д. Для этого есть специальные упражнения, чтобы дать такие навыки, которые ему затем обязательно пригодятся, помогут избегать травм.
Вторая главная наша задача — развитие речи. К сожалению, дети сейчас очень плохо говорят…
— Так ведь с рождения своих родителей слушают, говорящих на «птичьем языке». Я и сам с трудом понимаю сленг нынешней молодежи…
— Поэтому педагоги на специальных занятиях занимаются с детьми составлением предложений, рассказов, сочинением сказок, знакомятся с художественной литературой. Большая работа ведется по расширению словарного запаса. Затем идет третья задача. Она включает региональный компонент «Духовно-нравственное воспитание через народные традиции».
Всех детей мы образовываем в общем порядке. И тем самым как бы подводим к упомянутой вами четвертой задаче. Эта задача, как и три другие, предполагает тесную связь с родителями. И они должны быть главными в воспитании своих детей.
Окончание следует
Дмитрий Осипов
|