|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (116) ноябрь |
|
|
СЕМЬ СЛОВ
Слово 2. О совершенстве духовном
(Продолжение. Начало в № 7 (112) июль 2013 г.)
1. По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовию, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преуспеяния не одною Божественною силою и благодатью без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одною своею рачительностию и силою без содействия свыше Божией руки; потому что «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс 126:1).
2. Вопрос. Что такое воля Божия, к познанию которой восходить апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим 12:2)?
Ответ. Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть очищение и освящение сердца, с несомненностью совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8) и «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). И еще сказано: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился» (Пс 118:80), и еще: «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» (Пс 118:6). И еще вопрошающему: «Кто взыдет на гору Господню?» — дан ответ: «Неповинен руками и чист сердцем» (Пс 23:3—4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию.
3. Дух Святой, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных и что они как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: «От тайных моих очисти меня» (Пс 18:13), то есть с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа может быть совершено сие нами; если притом напрягаем к этому силы и всяким хранением блюдем сердце свое.
4. И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: «Не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например, тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою (Втор 22:10), чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною (Втор 22:11). На одном участке земли не возделывай двух плодов (Втор 22:9). Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными (Лев 19:19)». Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами — с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: «Все повеления Твои — все признаю
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16) | справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс 118:128).
5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, воровства, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных — надлежит быть чистою душе — деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то есть от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Сказано: «Разсыпа кости человекоугодников» (Пс 52:6) и: «Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс 5:7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестью, и убийством. И еще сказано: «Глаголющими мир с ближними своими», и так далее (Пс 27:3), и также: «Ибо в сердце беззаконие делаете на земли» (Пс 57:2), и: «Горе вам, когда добре рекут вам человецы», то есть когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: «Да просветится свет ваш пред человеки» (Мф 5:16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин 5:44)? Смотри, как и апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: «Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор 10:31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством, говорит: «Ненавидящий брата своего человекоубийца есть» (1 Ин 3:15).
6. «Любовь все покрывает, все терпит всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13:7—8). Словами «никогда не перестает» означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, не пришли еще в безопасность; а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов. Сия же мера, по указанию апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарования исцелений в сравнении с любовью ничто.
Преподобный Макарий Великий
|