Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (116) ноябрь

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО 

 

Необходимо взаимное доверие

 

26—28 октября в Калининграде состоялся обучающий методический семинар для приходских молодежных лидеров и круглый стол для настоятелей приходов. Основной темой встречи стал опыт построения молодежного и волонтерского служения на приходском уровне.

 

Круглый стол с участием духовенства Калининградской епархииНепростые вопросы

Начало работы семинара было обусловлено постановкой целого ряда вопросов, касающихся приходского молодежного служения: 
Почему столь важно выделить молодежную работу в православном приходе как отдельный, специфический вид деятельности? Как организовать молодежное служение на приходе? В чем специфика волонтерского (добровольческого) служения относительно церковной дисциплины? Как священнику осуществлять духовное руководство волонтерами? В чем принципиальное отличие разовых акций от ежедневной плановой работы? Каковы необходимые условия и ресурсы для организации такой работы? Как выстроить отношения в волонтерской молодежной структуре?
 Предлагаем вашему вниманию практические материалы семинара и круглого стола, которые, с одной стороны, представляют собой попытку ответить на поставленные вопросы, с другой — иллюстрируют уже имеющийся опыт организации молодежного волонтерского движения.

Тезис первый

 Эффективность, долгосрочность и стабильность молодежной работы несовместимы с непрофессионализмом. 
При первом прочтении этот тезис может быть воспринят как некая утопия, если учесть реальное положение дел с материальными и человеческими ресурсами, имеющимися в среднестатистическом православном приходе. Однако оказывается, что профессионализм — это не только способность четко отдавать или выполнять указания, но еще и умение правильно использовать имеющиеся ресурсы при условии взаимного доверия. 
Предположим, настоятель небольшого прихода имеет большое желание собрать на приходе молодежь для совместной деятельности, в основу которой будет поставлено социальное служение. Часто от нашего духовенства можно услышать по этому поводу пессимистическое замечание, мол, молодые люди — весьма редкие гости в храме. Ну не располагает молодой возраст к мировоззренческим обобщениям и сосредоточенной работе над собой! Поэтому привлечь молодых людей к христианским ценностям можно только через то, что для их возраста действительно актуально и насущно, — через общение, некое совместное делание.
Представим себе, что однажды к настоятелю храма приходит человек (причем возраст его здесь не имеет принципиального значения) и говорит: «Я хочу заниматься с подростками. Могу приходить один раз в неделю. Хочу сделать кружок по шахматам (спортивной борьбе, вышиванию крестиком и т.п.), я готов трудиться как волонтер, т.е. на бесплатной основе». Вот он, ключевой момент! Настоятель давно ждал появления такого человека, да вот беда: он мечтал не о шахматах (борьбе, вышивании и т.п.), а о создании
Отношения между настоятелем и добровольцами должны выстраиваться на взаимном уважении и доверии
футбольной команды! Попытка навязать этому человеку создание футбольного клуба «Мечта настоятеля» однозначно приведет к разрыву отношений. Ну не может человек, который «созрел» для благотворительного труда, быть только исполнителем! Необходимо учитывать его собственное видение ситуации. А потому настоятель должен быть готов пойти навстречу такому добровольцу, иногда даже вопреки собственному мнению. И если на приходе есть свободное место, которое доброволец может один раз в неделю занять для шахматного кружка, то это пространство уже совсем скоро «заработает». 

Тезис второй

Далее возникает следующий вопрос: как относиться к тому, что ни сам доброволец, ни участники его кружка пока не участвуют в литургической жизни и повседневных делах прихода? Здесь можно отметить следующее: если человек пришел в храм и предложил помощь, значит, он уже доверяет Церкви. Пускай даже это его доверие пока еще не возросло до уровня личностной, полновесной религиозной веры и духовной жизни. Опыт некоторых приходов Калининградской епархии свидетельствует о том, что невоцерковленные (на начальном этапе) добровольцы могут осуществлять весьма полезную для храма и общины деятельность. Эти доверительные отношения рано или поздно приносят свои плоды: —люди постепенно встраиваются в церковную и литургическую жизнь прихода, необходимо лишь время и терпение окружающих воцерковленных прихожан.

Тезис третий

Организация волонтерского служения в приходе связана также со следующим условием: не стоит пытаться организовать работу приходской волонтерской группы в виде вертикали, жестко контролируемой сверху вниз. 
Поясним на примере. Предположим, что в приходе создана группа молодых ребят, которые решили взять шефство над малышами из детского дома, с тем чтобы заниматься с детьми рисованием или лепкой. Большой поддержкой для такой инициативы станет обеспечение их расходными материалами — карандашами, красками, бумагой, пластилином. Кроме того, личный формальный или неформальный контакт настоятеля с руководителями различных организаций и структур, начиная от руководства детского дома и заканчивая, например, владельцем магазина канцелярских товаров, — все это является серьезным ресурсом для поддержки подобных инициатив. И главное, необходимо все время помнить: особенность добровольческого служения состоит в том, что на занятиях волонтер сможет делать только то, что умеет сам, причем в удобное для него время. В этом смысле отношения между настоятелем и добровольцами должны выстраиваться на взаимном уважении и доверии.

Тезис четвертый

Еще один тезис, который активно обсуждался как на семинаре среди молодежи, так и на круглом столе священнослужителями, звучит так: молодежной работой в приходе не могут эффективно управлять «любимцы» настоятелей или сменяющиеся раз в три месяца студенты. 
Да, текучка кадров плохо совместима с достижением долгосрочных целей и серьезных результатов. И это может стать самой главной проблемой в деле организации приходского молодежного служения. Следовательно, как ни парадоксально это звучит, волонтерское движение не может быть стопроцентно волонтерским. Ведущие организаторы и координаторы такого движения должны быть штатными сотрудниками прихода. Быть помощником настоятеля и полностью вкладывать свои силы и умения в дела прихода может только человек, не обремененный рабочими обязательствами в другом месте. Единственным местом труда такого помощника должен стать приход — а значит, у этого помощника должна быть зарплата, на которую он сможет физически существовать. 
Попытки дать ответы на трудные вопросы об организации приходского молодежного служения, содержащиеся в материалах семинара и круглого стола, безусловно, не могут быть универсальными, пригодными для любого города, поселка или деревни. Однако их ценность в том, что они основаны на практическом опыте действующих молодежных волонтерских организаций. 

О «Поддержке инициатив»

Отдельно следует рассказать об оригинальном опыте привлечения молодежи в приходскую жизнь, который ценен еще и потому, что предполагает сотрудничество Церкви с административными или общественными структурами. 
Речь
Как ни парадоксально это звучит, волонтерское движение не может быть стопроцентно волонтерским 
идет о «Поддержке инициатив». На практике это может быть организовано следующим образом: по инициативе прихода объявляется конкурс молодежных проектов (условия конкурса может разработать помощник священника). Условия конкурса направляются в местную школу или дом культуры, клуб — разумеется, необходимы предварительные контакты межу настоятелем и администрацией школы, клуба или дома культуры. Победивший в конкурсе проект (например, оборудование игровой спортивной площадки) реализуется совместными усилиями — школой, приходом, общественными организациями, частными лицами. Такие конкурсы могут объявляться несколько раз в год.
Если попробовать обобщить имеющийся в Церкви опыт приходского молодежного служения, то можно констатировать следующее: необходимо основывать такую работу на взаимном доверии и уважении между воцерковленными прихожанами и теми, кто делает первые шаги, входя в духовную жизнь прихода. При этом необходимо стараться создать максимум условий для такого вхождения. Невоцерковленные семьи с детьми, которые приходят на детскую площадку, расположенную на территории храма, становятся ближе к храму не только с точки зрения пространства. 
Невоцерковленные родители, которые приводят дошкольников на уроки подготовки к школе (их можно организовать как на бесплатной основе, так и за символическую плату), со временем дожидаются своих детей с занятий не во дворе, а в храме. Ведь уроки эти проводятся не где-либо, а в приходском здании рядом с храмом кем-то из прихожан или добровольцев. Это реально существующий опыт. 

***
Работа семинара, в котором приняли участие более 30 человек из многих приходов Калининградской области, показала, что опыт волонтерских организаций может стать серьезной опорой в деле построения системы молодежного и социального служения на приходах. 
После завершения работы семинара состоялся круглый стол с участием духовенства епархии, где его участники имели возможность пообщаться с настоятелями приходов и теми священнослужителями, которые курируют на местах молодежную или социальную деятельность.

 

Протоиерей Владимир Максимов, Яна Мальцева

Демон непотребства на ревнастнаго борца подвижническаго нападает быстро, внезапно осыпая его стрелами страстной похоти, потому что не может долго сносить жжения огня светоноснаго, исходящаго из подвижнических трудов его; а к тому, кто от обльстительности сласти похотной ослабел в строгости самообуздания, мало по малу подступает на собеседование с сердцем его, чтоб оно, разгоревшись злыми похотениями, предалось беседе с ними, пленилось ими и совершенно отложило ненависть к сему греху.

 

Св. Нил Синайский

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото23

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.