|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (116) ноябрь |
|
|
«ЛадьЯ» бросает спасательный круг
За последние 20 лет во взаимодействии Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний многое изменилось в лучшую сторону. Калининградская епархия не исключение. Одним из примеров можно назвать проект «ЛадьЯ в неволе», поддержанный Фондом преподобного Серафима Саровского (конкурс «Православная инициатива»), который Калининградская епархия проводила совместно с региональной детско-молодежной общественной организацией «Юная лидерская армия» («ЮЛА»).
Немного истории
Деятельность религиозных организаций в стенах исправительных учреждений получила развитие сравнительно недавно, но уже можно сказать, что за это небольшое время в местах лишения свободы сложился новый вид общественных отношений, которые можно определить как религиозные (или относящиеся к сфере религии), отражающиеся в реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедания и в определенной системе правоотношений. Газета «Спас» подробно писала об этом (см. № 3 и 4 за 2013 год). Но тогда практически не был затронут психологический аспект взаимоотношений отбывающих срок людей (особенно молодых, в возрасте 20—25 лет) с людьми, приносящими с воли Благую весть о Спасении.
Развитие в местах лишения свободы религиозной жизни, деятельности Церкви по оказанию духовно-нравственного воздействия на отбывающих уголовное наказание требуют дальнейшего совершенствования правовой, организационно-методической и психолого-педагогической обеспеченности этой сферы.
Последнее очень важно, учитывая прежний образ жизни и мыслей людей, с которыми приходится иметь дело священнослужителям. Категорических противников посещать церковь или приходить на встречи со священниками, то есть атеистов, сейчас практически не встретишь. Но зачастую общение с батюшками или поход в церковь рассматриваются как своего рода развлечение, что имеет мало общего с искренней верой в Бога.
Об особой «психологии»
Ключарь Кафедрального собора Христа Спасителя г.Калининграда протоиерей Вадим Дегтярев не понаслышке знает тонкости миссионерской работы в пенитенциарных учреждениях. Когда он был настоятелем Свято-Гергиевского храма в Правдинске, то духовно окормлял содержавшихся под стражей в одной из близлежащих колоний.
— Большинство их этих людей становятся жертвами некоего идеологического флюида, — считает о. Вадим. — У них как бы раздваивается сознание между необходимостью жить по законам, принятым в государстве, и законами жизни на «зоне». Они странным образом в разных сочетаниях их воспринимают: местами пытаются жить по одним принципам, считая их правильными, местами — по другим. Причем это соотношение постоянно видоизменяется. Такая система накладывает гораздо больше запретов: что-то нельзя «по закону», а что-то — по «понятиям».
Конечно, священники пытаются достучаться до огрубелых душ и сердец, объясняя, что над всеми законами — принятыми правовой системой государства и выдуманными на «зоне» — есть высший закон — Закон Божий. Но необычайно трудно, особенно поначалу, беседовать с человеком, который уже привык жить по такой «системе».
Вспоминаю разговор с одним бывших заключенных, содержавшихся под стражей за серьезное преступление в колонии строго режима — ФБУ-ИК-9 («девятка»), где благодаря общению уже с другим о. Вадимом — Неткачевым, ныне возглавляющим епархиальный отдел по взаимодействию с учреждениями исправления и наказания по Калининградской области, он окончательно встал на путь воцерковления. Евгений С. сейчас отец семейства, какое-то время, досрочно выйдя на свободу, даже прислуживал пономарем в одном из калининградских храмов. Он рассказывал, как долго не мог избавиться от возникавшего во время исповеди чувства, что он не в грехах кается, а показания следователю дает. И он в этом не одинок. Безусловно, такой психологический дискомфорт мешает многим осужденным прислушиваться к наставлениям священников. Особенно молодым, у которых еще не выветрилась тюремная псевдоромантика жизни по «понятиям».
«ЛадьЯ в неволе»
Поэтому как нельзя кстати пришелся поддержанный «Православной инициативой» проект «ЛадьЯ в неволе» — программа профилактики ВИЧ/СПИДа и поведения высокого риска среди подростков и молодых людей в конфликте с законом, находящихся в местах принудительного содержания, в том числе в местах лишения свободы. Ее основная суть — с помощью тщательно разработанных тренингов и личных встреч настроить участников на позитивное отношение к окружающей действительности. Учитывая, что работать приходилось в большинстве случаев с теми, кто был заключен под стражу по статьям, связанным с распространением наркотиков, сделать это было не так-то просто.
И все же квалифицированными специалистами Калининградской региональной детско-молодежной общественной организации «ЮЛА» совместно с отделом Калининградской епархии по взаимодействию с Федеральной службой исполнения наказаний удалось сделать многое. Возможным это стало прежде всего потому, что программа «ЛадьЯ», в отличие от
Конечно, священники пытаются достучаться до огрубелых душ и сердец, объясняя, что над всеми законами есть высший закон — Закон Божий | информационно-обучающих программ, обращается не к вопросу «что?», а к вопросу «почему?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у попавших в беду людей таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы к минимуму риск рецидива в совершении преступлений. Программа способствует утверждению в сбившихся с правильного жизненного пути людях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала.
Конечно, такую работу вести непросто. На протяжении нескольких месяцев Евгений Ипатов с добровольными помощниками проводили психологические тренинги с отбывающими наказание молодыми людьми. Основной площадкой, по согласованию с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области, было выбрано исправительное учреждение ИК-7 в г. Гвардейске. Именно в этой колонии общего режима отбывают наказание молодые люди (средний возраст осужденных — до 25 лет), впервые попавшие в места лишения свободы, а значит, требующие особого подхода к реабилитации.
На час-полтора подопечные Е. Ипатова, приходившие на тренинг, словно забывали, где они находятся. Традиционно занятия начинались с чашки чая или кофе, потом участники тренинга получали разные задания, добросовестно их выполняли, а затем обсуждали важные жизненные темы: что такое счастье, как мы делаем выбор, какие чувства мы испытываем, кто я и каков мой мир и др.
Если возникали затруднения, всегда можно было обратиться за советом. Причем не только к ведущему занятия: на многих встречах присутствовал и священник — настоятель храма Знамения Божией Матери в пос. Знаменске иерей Олег Михалев, который также посещает прихожан находящегося на территории ИК-7 православного храма Рождества Христова.
Так совместными усилиями неравнодушных людей и Церкви Христовой удается бросить спасательный круг — средство спасения своей души — оступившимся людям. Не дать им окончательно утонуть, навсегда увязнуть в трясине жизненных обстоятельств, складывающихся не в их пользу. Почему была выбрана именно колония в Гвардейске? Дело в том, что здесь многие осужденные отбывают свой первый срок заключения, попадают сюда в молодом возрасте (в среднем до 25 лет), и многие из них надеются, что случившееся с ними больше никогда не повторится, поэтому они охотно хватаются за брошенный им спасательный круг.
Администрация учреждения полностью поддержала идею, заложенную в программу «ЛадьЯ в неволе». Может быть, некоторым представителям тюремной администрации на первых порах не очень привычно было видеть то, что происходило на занятиях, но вскоре все убедились в их нужности, особенно когда участники групп уже с нетерпением ожидали следующих встреч.
Конечно, это только начало пути. Но уже сейчас можно сказать, что прошедшие через такое общение и встречи люди во многом изменили свой взгляд на жизнь, искренне стали считать случившееся с ними серьезным жизненным уроком, а главное, выказывают стремление изменить свою жизнь к лучшему. После освобождения осужденные зачастую
Нужно сформировать у подопечных те духовно-нравственные ориентиры, которые помогут им начать вести трезвую жизнь и адаптироваться в обществе | обращаются в пункт анонимной помощи организации «ЮЛА» (тел.33-70-32). А это, несомненно, уже положительный итог проделанной работы.
— Мы стараемся применять психологически выверенные, грамотные методы и технологии, — говорит программный директор, председатель совета организации «ЮЛА» Виктория Осипенко. — Но вместе с тем программа не выглядит сухой и научной, а содержит в себе живое человеческое начало и рассматривает важные аспекты жизни, которые помогают разобраться в глобальных нравственных категориях. Программа дает возможность варьировать занятия в зависимости от аудитории.
Интересный опыт
По итогам программы в г. Светлогорске был организован двухдневный семинар для психологов и педагогов, работающих с молодежью и подростками группы риска — с девиантным поведением, склонным к наркомании, правонарушениям и т.п. Конечно, в силу разных причин программа подходит не для всех учреждений, но ее вполне можно адаптировать под определенные задачи. Это хорошо показал один из ее разработчиков — специально приглашенный на семинар из Санкт-Петербурга кандидат психологических наук Сергей Яцышин.
В семинаре участвовала и руководитель отдела по социальному служению и благотворительности Калининградской епархии Мария Филькова.
— Программа «ЛадьЯ» вполне может быть использована и в православных реабилитационных центрах, — отмечает она. — Работая по ней, мы можем формировать у наших подопечных те духовно-нравственные ориентиры, которые помогут им начать вести трезвую жизнь и адаптироваться в обществе. На заключительном семинаре лично мне очень понравился тренинг, который провел Сергей Яцышин. В нем сначала индивидуально, потом в парах и группах выявлялись жизненные ценности и формировались навыки взаимодействия с другими людьми, в том числе и на основе христианского мировоззрения.
Кроме того, «ЛадьЯ» в качестве программы профилактики наркомании и других форм рискованного поведения может преподаваться в обычных школах и других образовательных учреждениях в рамках дополнительного образования. Она рассчитана как на социально адаптированных, так и на так называемых «трудных» подростков».
Дмитрий Осипов
|