|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (6) сентябрь |
|
|
ТРАКТАТ О ХАЛЯВЕ
От сессии до сессии Бывают дни, когда жизнь приобретает ускоренный до мучения ритм, а время тянется со скоростью черепахи, когда все вокруг такое же, все вокруг зовет тебя к новым радостям, но ты не можешь наслаждаться вместе с остальным миром.
И если тебе сейчас восемнадцать или двадцать один, эти дни слишком часто приходятся на середину зимы или начало лета. Что поделать, наше молодое племя живет весело только "от сессии до сессии" - так гласит великая мудрость древних, а древние знали, что говорить. Накануне экзаменов меняется наше отношение к жизни, и мы начинаем замечать за собой очень странные вещи:
Ровно в полночь за окнами студенческих общежитий и других мест, где обитают учащиеся начинается непонятное движение. Будущие академики и дипломированные специалисты в священном трепете выходят на балкон или высовываются из форточек. Дрожащими руками открывают зачетные книжки и призывают загадочное существо по имени Халява снизойти на страничку, где завтра ручка преподавателя зафиксирует итог испытания.
Особенности ритуала
Не беда, если ритуал совершается днем или вечером. Некоторые студенческие предания учат о том, что призывать Халяву необязательно в полночь - главное дождаться резкой перемены погоды (дождя, сильных порывов ветра), тогда эффект будет ничуть не меньше. Есть множество вариантов, однако неизменной остается суть ритуала. Прокричав три или более раз заветные слова "Халява, ловись!" ("Халява, приди!") зачетку захлопывают, перевязывают красной ниткой (или резинкой) и не открывают до самой подачи на стол преподавателю. Тем, кто не уверен в послушности Халявы, студенческая традиция советует класть зачетку в морозилку, дабы это несчастное замерзшее "существо" не имело сил улетучится прежде времени.
Наиболее отчаянные студенты занимаются ловлей Халявы в самой аудитории, хватая воздух руками на глазах у ошарашенных одногрупников. Говорят, что, совершив все это, даже самый ленивый сдаст экзамен, хотя бы на "три":
Что ни говори, странно все это для тех, кто учится в светских ВУЗах в стране, где всякую "мистику" развенчали еще восемьдесят лет назад. Да и призывают Халяву не какие-нибудь оккультисты или адепты "Аум Сенрикё", а будущие физики, химики, экономисты - те, кого старые преподаватели воспитывают в духе "диалектического материализма", а новое общество зовет в мир "индивидуализма" и "равных возможностей".
Раз и навсегда сказано нам, что для успешной сдачи экзамена нужно понимание предмета и усидчивость, что надеяться можно только на свои знания: и все-таки, приближаясь к заветным дням, не верим мы ни в свои знания, ни в успешный исход испытания. И дело здесь не в лени, ведь паническое состояние в пору сессии охватывает и стопроцентных отличников. Хочется найти опору, хочется избежать напасти.
Симпатическая магия
Как бы забавно не выглядели "халявные" ухищрения, они гораздо старше тех, кто их практикует. Каждое ритуальное действие нашего брата имеет аналогию в том времени, когда человек не то, что о ядерной физике, но об обработке железа не имел представления. На все случаи жизни наши далекие предки были вооружены целым арсеналом обрядов, заклинаний, оберегов. Они лили воду на землю, чтобы вызвать дождь и разжигали костры, чтобы остановить его - в общем, обладали сводом знаний и умений, известных под словом магия.
Согласно магическим представлениям, весь мир и существа его населяющие подчинены определенным законам и силам, обладая которыми маг может достигать результатов в любом деле. Все предметы связаны между собой невидимыми связями, и, воздействуя на один, можно оказывать влияние на другой. Современная наука выделяет три основных симпатических (от греческого "sympathes" - "чувствительный, восприимчивый влиянию") закона магии, которые проявляются в великом многообразии магических ритуалов.
Психологические "законы"
По закону контактности на объект можно воздействовать через его составные части, или предметы, входившие с ним в контакт. Следуя этому закону, древние маги, желая околдовать человека, старались заполучить прядь его волос, остатки его пищи или хотя бы пучок соломы с крыши его дома.
Закон сходства, согласно которому на объект можно воздействовать через его изображение или символ, хорошо известен по охотничьим обрядам со стрельбой по нарисованным оленям или по ухищрениям гаитян-ской магии Вуду.
По закону противоположности вылечить рану лучше всего с помощью того оружия, которым она была нанесена.
В нашей стране воины уже давно не заговаривают стрелы, чтобы отправиться на войну с соседней деревней. Охота стала уделом любителей, а магия пристанищем оригиналов и маньяков, однако же сессионные ритуалы студенчества в полной мере объясняются магическими законами.
В классическом случае с поимкой Халявы зачетная книжка является одновременно и частью экзаменационного процесса, и его самым выразительным символом, и ранящим оружием, если сессионные пути доведут до "неуда" или отчисления. Мы вспоминаем про свои зачетки только в пору сессии, и именно с зачеткой ассоциируется у нас эта нелегкая пора. Естественно, что именно сей документ высшей школы служит основным объектом студенческих манипуляций. Впрочем, магическая интуиция наших собратьев не останавливается на этом.
Суеверия, суеверия, суеверия...
Чтобы, не напрягаясь, вобрать в себя все глубины человеческой мудрости, можно перед экзаменом положить под подушку книгу или конспект. Наконец, по имеющимся у нас данным, студенты некоторых ВУЗов ловят знания, изреченные преподавателем во время консультации, при помощи обычных полиэтиленовых пакетов.
Магический закон противоположности в полной мере проявляется в обычае ругать экзаменующегося товарища. В данном случае в роли заклинания выступают такие слова, как: "дурак", "тупица", "тормоз" и т.п., что, по глубокому убеждению студентов, должно придать экзаменующимся ум, остроту внимания и быстроту мысли.
Ох, уж эти запреты...
Целую категорию студенческих обрядов составляют всевозможные табу. Студенту в пору сессии нельзя мыться, стричь волосы и ногти, бриться, так как вместе с частицами грязи и роговыми покровами могут улетучиться знания. Напрасно некоторые материалистически настроенные авторы считают, что такое поведение имеет сугубо материальную цель: мол, преподаватель, не желая продолжать общение с плохо пахнущим студентом, не задаст лишних вопросов. По нашему убеждению, о таких приземленных вещах не могут думать столь мужественные студенты. Напротив, ими движет все та же логика симпатической магии, которую хорошо понял бы любой африканский ндока или сибирский шаман. Тем более, что характерная черта всех магических практик состоит в непреодолимом желании выделить время ритуала из всех прочих дней, а что послужит этому лучше, чем непередаваемое чувство дискомфорта?!
Выразительный пример симпатической магии можно увидеть в действиях студентов, которые, сдав однажды экзамен на "отл", продолжают ходить на остальные испытания в той же одежде, с той же ручкой. По всей видимости, они ожидают, что даже столь заурядные предметы могут принести удачу, если уж однажды они соприкоснулись с Халявой.
Впрочем, о Халяве, как она есть, следует говорить особо.
По материалам: sobranie.org Продолжение следует...
Марк Шишкин
|