|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (117) декабрь |
|
|
О духовности и нравственности
(Окончание. Начало в № 11 (116) ноябрь 2013 года)
В середине XIX века Николай Иванович Пирогов выступил со своей удивительной статьей, которая называлась «Вопросы жизни». Эта статья обратила на себя внимание всей интеллигенции, всего образованного общества. Суть статьи, ее ключ великолепно выражал эпиграф. А эпиграф был таков:
«— Кем бы вы хотели видеть вашего сына?
— Человеком.
— Как? Такого нет понятия. Можно быть моряком, врачом, педагогом, механиком? А что такое человек? Это какая-то абстракция?»
Как великолепно он выразил уже ту тенденцию, которая уже тогда развивалась и сейчас есть! Сам человек не ценен, ценны его профессиональные навыки. Ценят специалиста, а не человека. Только еще Православие внятно говорит о человеке. Человек — это образ Божий, богоподобное существо, которое содержит в себе потенцию бесконечного развития, как вверх, так и вниз. Достоевский неслучайно сказал: «Ой, как широк человек! Я бы его сузил». Человек имеет бесконечную возможность развития. И вот христианство говорит, какие именно духовно-нравственные ценности могут быть названы подлинными ценностями.
К чему призывает христианство? Иногда создают превратную картину, что христианство отнимает радости жизни у человека. Какая ложь! Тот, кто читал хотя бы один раз Евангелие, тот помнит, с чего начал Христос свою проповедь — со свадьбы в Кане Галилейской. И как начал?
Представьте, на свадьбу пригласили аскета. Ясно, что он должен был сделать. «Ишь, как много пьют!» — взял бы и превратил вино в воду. Только заиграли инструменты — раз, а у них струны лопнули. Только запели — и охрипли. Правда же, это должен был сделать аскет? Вот какую примерно карикатуру часто представляют в образе христианства.
Нет! Мать подходит к Нему и говорит: «Вина нет». Что такое в деревнях свадьба? Все приглашены, не надо никого звать, каждый может прийти и выпить, прославить молодых. А вдруг здесь вина нет — позор. Что делает этот аскет Иисус Христос? Слугам говорит:
— Наполните водоносы водой.
Это каменные, толстенные водоносы, которые около домов стояли. Слуги наполнили.
— А теперь почерпните и несите распорядителю пира.
Понесли. Распорядитель пира вскипел и к жениху:
— Ты что? Дал поначалу нам какую-то дрянь, а теперь, под конец, такое великолепное вино нам предлагаешь!
То есть Христос воду сделал вином по любви к человеку.
Вот что говорит христианство: «Пей, но не напивайся! Ешь, но не объедайся! Женись и выходи замуж, но не блуди». Христианство призывает к красоте человеческой жизни. Вот что такое Православие.
Можно вести эту жизнь? Иногда говорят: «Мы не можем вести христианскую жизнь, это нам не по силам». Нет, каждый может в меру своих сил, в меру своих возможностей. История христианства показывает нам изумительные примеры жизни, не только в пустынях и монастырях, но и в миру, здесь, в наших условиях. Какой принцип христианского отношения к жизни? Хоть немножко жалейте друг друга. Ведь основной принцип христианства — любовь. И речь идет не о том, чтобы влюбиться во всех на свете, а о том, чтобы относиться по правде к человеку, относиться с жалостью к человеку. Пусть он мне не нравится, но он глубоко страдает, я должен ему помочь, а не оттолкнуть его. Вот это и называется любовью.
Я помню, на одном приеме в
К чему призывает христианство? | Германии встает старый немец и начинает произносить тост. Он говорит: «Я был в плену в России, во время Второй мировой войны. И вот однажды нас, пленных немцев, ведут через какую-то деревню. Выходят женщины из домов. Мы сжались все — головы в плечи, да они нас сейчас камнями закидают. А они подходят к нам и протягивают нам хлеб, картошку дают!» И этот старый немец на приеме зарыдал: «Вот какие русские! Мы никогда не думали, не знали об этом».
Да, вот такие русские православные люди. Захватчикам, извергам, которые столько зла нам принесли, протягивают хлеб: «Миленькие, вы же голодные». Вот оно, Православие, которое входило в нашу жизнь столетиями. Как оно преобразовывало людей, как делало их любвеобильными, добрыми! И действительно, таких добрых людей, как в Православии, не так часто и встретишь. Везде есть в человеке образ Божий, но Православие особенно призывает: «Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас». Вот красота доброго человека!
Любовь делает из человека богоподобное существо. По этому поводу вспомню одно стихотворение английского автора Бурдильена:
Ночь смотрит тысячами глаз, а день глядит одним.
Но солнца нет, и по земле тьма стелется как дым.
Ум смотрит тысячами глаз, любовь глядит одним.
Но нет любви, и гаснет жизнь, и дни плывут как дым.
А.И. Осипов
|