|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (117) декабрь |
|
|
ТАИНСТВЕННЫЙ ПОЛУОСТРОВ
Недавно в составе группы калининградских паломников с помощью епархиального паломнического отдела и турфирмы «Янк-тур» довелось посетить святые места Греции и Италии. Особое, если не сказать неизгладимое впечатление оставило посещение Святой Горы Афон, где уже давно хотелось побывать.
Только спустя месяц после того, как я вернулся из Греции, как-то удалось «причесать» мысли, освободиться от излишней эмоциональности, близкой к состоянию эйфории, которое обычно всегда сопутствует первому посещению «монашеской республики». Я побывал там в первый раз. И сам факт этой поездки на Афон стал возможным — не побоюсь возвышенного определения — лишь благодаря смирению и терпению. Но немного отвлекусь.
Сначала — о Курской Коренной обители
В том, что эти два качества должны сопутствовать жизни каждого православного христианина, наверное, нет необходимости кого-то убеждать. И самому приходилось не раз быть свидетелем того, как Господь откликается на искреннее проявление этих чувств в душе человека.
Коль уж речь зашла о путешествиях-паломничествах, то, наверное, стоит и пример соответствующий привести. Примерно два года назад один мой хороший знакомый, побывавший в Курске, привез мне в подарок небольшой сувенир — шкатулку в палехском стиле. На ней был изображен вид недавно вновь возведенных каменных сходов, идущих от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник» и к самому источнику на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».
Честно говоря, я просил всего лишь значок привезти для своей коллекции (давно собираю значки с изображением христианских храмов), но раз уж так получилось, пришлось принять подарок. И так захотелось мне побывать в этом святом месте, многое пережившем в своей истории — расцвет, связанный с почитанием образа Пресвятой Богородицы «Курская Коренная» (вспомним хотя бы знаменитую картину Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»), жестокое разорение большевистской властью (даже сам источник был зацементирован, а обитель переименована в поселок с циничным названием Свобода), чудесное (именно так!) возрождение в наши дни.
Не иначе как чудом можно назвать и мое посещение знаменитой пустыни. Буквально спустя полгода была организована поездка калининградских ветеранов войны и молодежи в Курск. Мне довелось сопровождать эту группу в качестве журналиста.
В программе этого визита посещения Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, естественно, не было. Я стал выяснять, как можно самостоятельно до нее добраться. Знающие люди подсказали, что неподалеку от монастыря, в том же пос. Свобода, располагается мемориальный комплекс и музей «КП Центрального фронта», где во время оборонительной фазы Курской битвы в июле 1943 года размещался командный пункт и штаб Центрального фронта под командованием Константина Рокоссовского. Оставалось только убедить принимающую сторону изменить программу и вместо экскурсии по Курску отправить ветеранский автобус за 30 км от города. Оказалось, что это не так просто сделать, так как решение этого вопроса зависело даже не от курян, а от туроператора из Санкт-Петербурга. Пока все это выяснялось, время ушло, и я понял, что на самостоятельную поездку за город его у меня уже нет. Оставалось терпеливо ждать. В конце концов мне сказали, что изменений в программе не будет и предстоит экскурсия по городу.
Я смирился, сел на свое место в автобусе: значит, не пускает меня Пресвятая Богородица к святыне. Посокрушавшись немного, что не удалось попасть в пустынь, приготовился воспринимать информацию о достопримечательностях Курска, как вдруг прозвучало объявление, что мы едем за пределы областного центра в… поселок Свобода (!!!) на КП Рокоссовского. Это ли не чудо, подумал я. Пресвятая услышала мои молитвы и позволила побывать в этом святом месте.
Добавлю еще, что время посещения мемориального комплекса было сокращено, так как музей не работал. А до святого источника в самой пустыни из всей делегации добрался только я один — рельеф местности не позволял ветеранам побывать у него: после спуска надо было подниматься, что для людей в возрасте непросто, учитывая, что еще обратно в город надо было успеть по времени на запланированное мероприятие. Однако набранной в источнике святой водой я поделился со всеми желающими.
По вере вашей
Рассказал о курской обители прежде всего для того, чтобы было понятно, какую важную, если не главную, роль в жизни верующего человека должно играть смирение и какие духовные плоды оно приносит. Примерно то же самое получилось у меня с посещением Святой Горы Афон. Но здесь вновь не обойтись без небольшого отступления.
В жизни каждого человека случаются разные периоды — не зря в одной популярной песне поется: «Вроде зебры жизнь, вроде зебры...» По моему глубокому убеждению, по-настоящему воцерковленный человек гораздо легче переживает разные нестроения, возникающие неожиданно большие или малые неприятности в жизни. В этом случае он просто привычной дорогой идет прежде всего
Молитва приносит удивительные плоды | в церковь, к Господу Иисусу Христу, к Пресвятой Богородице, к святым угодникам Божиим, к священнику за добрым советом, духовной поддержкой. И, как правило, неприятности отступают, сгустившиеся над головой тучи рассеиваются, все боли и невзгоды переживаются гораздо легче. Наоборот, человек, далекий от Бога, начинает метаться, впадать в истерику, обвинять в своих бедах и несчастьях кого угодно, кроме себя любимого. В итоге же он только усугубляет положение, доводит себя и своих близких до крайней степени нервозного состояния или уныния, что порой заканчивается депрессией, а то и трагедией.
К сожалению, многие люди просто не знают и не понимают, что все в жизни можно преодолеть с помощью такого универсального средства, как молитва. Но молитвы правильной, то есть с искренней верой, что Господь поможет, разрешит любую трудную жизненную ситуацию. С верой, что и эти временные трудности и несчастья не что иное, как проявление к нам, грешным, великой любви Божией. Важно отметить, что сопровождаться молитва должна стремлением жить по евангельским заповедям Спасителя и готовностью заботиться о тех, кто нуждается в нашей помощи.
Умом невоцерковленного человека это трудно понять и принять. Но другого истинного способа получить духовные плоды просто не существует. А пройдя через такие испытания, человек еще больше укрепляется в вере, видит, насколько неиссякаема к нему любовь Господа.
Молитва приносит удивительные плоды. Об этом писали в том числе и многие афонские блаженные старцы, такие, например, как схимонах и архимандрит Паисий Величковский, основатель русского Ильинского скита на Афоне, или знаменитый Симеон Афонский. Таких духоносных старцев на Святой Горе во все времена было немало, в том числе в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
С «Острова» — на полуостров
А моя дорога на этот таинственный полуостров, в единственную в мире «монашескую республику» началась на… «Острове», части Калининграда, где расположен Крестовоздвиженский собор — у чтимого образа Пресвятой Богородицы «Иверская», находящегося в нижнем храме во имя благоверного князя Александра Невского.
Бывая в соборе ранее, я практически не молился у этой иконы. Обычно сразу поднимался в верхний храм на богослужения, после них уходил, особо не задерживаясь, редко когда
Эти два качества должны сопутствовать жизни православного христианина | прикладывался к ней, проходя иногда попить святой воды.
Наверное, все-таки неспроста народная мудрость нашей русской цивилизации рождает и такие пословицы: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Я сам многим своим знакомым советовал: идите в церковь, когда вам хорошо, тогда и «плохо» не наступит. Однако и сам не всегда следовал этому совету. На все воля Божья. У Создателя есть много средств для излечения человеческой души. По медицинской терминологии, Он, как мудрый врачеватель, каждому пациенту определяет свой курс лечения: кому сладкой микстуры достаточно, кому надо выписать горькую пилюлю, а кому-то уже и без оперативного вмешательства не обойтись. Пришлось проходить курс неприятного, но необходимого лечения и мне.
Слава Богу, я знал куда идти: в храм, который считал своим приходским, но куда уже по дерзости и лености своей начал забывать дорогу. Буквально в первое же после долгого перерыва посещение Крестовоздвиженского собора мой взгляд упал на упомянутую выше икону Божией Матери «Иверская» в нижнем храме. То, что Пресвятая Богородица по великой милости своей помогала приходившим к этому Ее чтимому образу, можно судить хотя бы по дарам, которые люди от чистого сердца приносили своей великой Заступнице в знак благодарности за помощь. Каждый раз, приходя в храм перед службой и после нее, стал молиться у этой иконы и я. И как-то сама собой пришла мысль, что как только все в моей жизни образуется, обязательно побываю на Афоне, поклонюсь и вознесу молитвы перед почитаемым всем православным миром святым чудотворным образом «Вратарницы» в Иверском монастыре.
А в храме на «Острове» я молился, конечно, не только у этого образа. Иначе это выглядело бы своего рода «идолопоклонством». Иногда приходится удивляться непониманию людей, что молитвы надо взносить именно Господу, Богородице, святым угодникам Божиим, а не доскам или фрескам, на которых они изображены, какие бы чудотворные свойства им ни приписывались. Господь откликается только на правильную молитву — с вниманием, благоговением и покаянием, сопровождаемую искренней верой в Его помощь. И только это приносит то, что мы называем исцелением или избавлением. Это великая тайна, которую не постичь слабым, отягощенным бесчисленными страстями человеческим умом. Однако очень близко с этой тайной можно соприкоснуться в святых сокровенных местах, где иногда просто переворачивается представление о реальном и нереальном в нашей жизни. Одно из таких мест — Святая Гора Афон, без преувеличения «таинственный полуостров» на Эгейском море. Но подробнее об этом в следующем номере.
Дмитрий Осипов
|