|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (6) сентябрь |
|
|
СМЕХ (ТЫКВА ПРОРОКА)
Окончание. Начало в №№ 4, 5 2004 г.
Ну можно ли представить мир без шуток?!
Да он без шуток был бы просто жуток!..
Когда на сердце холод, страх и тьма,
Лишь юмор не дает сойти с ума!..
Судьба играет с нами в "чёт" и "нечет",
Уныние казнит, а юмор лечит.
Хвала шутам, что вовремя смогли.
Нас удержать от яда и петли!..
В мире людей
Не стоит забывать и о том, что смех является терапевтическим средством. Он нужен человеку, чтобы выстоять, не отчаяться в этом мире. Чем опасно слишком серьезное отношение к вещам? Тем, что на ваших глазах могут оказаться серые очки. Сквозь них мир предстает безрадостным, бесперспективным, а потому безнадежным. В этих случаях смех жизненно необходим. О том, какое место занимает смех в жизни людей, рассуждает Панталоне - один из персонажей сказки Леонида Филатова "Любовь к трем апельсинам":
И даже пост предполагает радость. Как писал исповедник Сергий Фудель: "Если пост понимается как прежде всего воздержание от не-любви, а не от сливочного масла, то он будет пост светлый и время его будет "время веселое поста" (Стихира на "Господи, воззвах" во вторник вечера 2-й седмицы Великого поста)".
Над злом надо уметь посмеяться. "Ад всесмехливый", о котором повествует канон на Пятидесятницу, - это, в переводе с греческого, "ад всеосмеянный". Смешной в своей напыщенности, диавол бессилен в своей злобе и бездарен в своей пустоте.
Христос, сойдя в ад, посмеялся над сатаной, сокрушил все его планы и спас людей.
Христос Воскресе! и мы празднуем Пасху "веселыми ногами". Эти строки Пасхального канона задают новое измерение радости и веселья. Возможна духовная радость и духовное веселье. Радость выражает себя в действии, в улыбке. От радости можно пуститься в пляс. Не случайно более эмоциональные народы Эфиопии и Египта ритмично приплясывают во время литургии. Это не повод для подражания, но один из аргументов в пользу смеха.
Святоотеческий юмор
Именно осмеянию дьявольских козней посвящены рассказы первых монахов, собранные в "Древнем Патерике", "Луге духовном" и "Лавсаике". Эти сборники ценны тем, что составлены в IV-VI веках, в эпоху зарождения монашества, и вполне передают его дух. Для примера обратимся к "Лугу духовному", несколько глав которого посвящены подвигам аввы Стефана, пресвитера илиотского:
"Рассказывали еще о нем, что он однажды сидел в своей келлии и читал, - и вот снова видимым образом явился ему демон, и сказал: - Уйди отсюда, старик, здесь тебе не будет пользы.
- Если, как я хорошо знаю, ты желаешь моего удаления отсюда, то вот сделай так, чтобы стул, на котором сижу, начал ходить.
А сидел он на плетеном стуле.
Выслушав слова старца, диавол сделал так, что заходил не только стул, но и вся келлия.
- Ловок же ты! - сказал старец, увидавши хитрость диавола, - а я все-таки отсюда не уйду.
Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез".
А основатель монашества, преподобный Антоний Великий, сам строгий аскет и подвижник, прибегал к смеху в педагогических целях: "Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидал, что авва Антоний шутливо обращается с братьями и соблазнился. Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братьям, говорит ему: "Положи стрелу на лук свой, и натяни его". Он сделал так. Старец опять говорит ему: "Еще натяни". Тот еще натянул. Старец опять говорит: "Еще тяни". Ловец отвечает ему: "Если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук".
Тогда авва Антоний говорит ему: "Так и в деле Божьем, - если мы сверх меры будем налегать на братьев, то от чрезмерного напряжения сил они скоро сокрушаться. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии". Выслушав это, ловец был сильно тронут, и получив великую пользу, ушел от старца. И братия, утвердившись, возвратились в свое место".
Итоги
Внутренняя направленность придает высший смысл каждому человеческому действию. Так что христианская культура, скорее, приветствует смех, но добрый. Единственное, что недопустимо, - это солидарность с силами зла. Осмеяние чужого горя, Божьей красоты, добра превращает смех - милость Божью - в путь к пустоте.
Бывает, что смех опустошает. Бывает, что окрыляет. Есть время для плача, есть и для веселья. Есть "время сетовать", и "время плясать" (Ек. 3:4).
Нужно лишь научиться различать.
И в заключение миссионерский анекдот:
В утробе матери находятся два младенца. Один обращается к другому с вопросом: "Слушай, а как ты думаешь, есть ли жизнь после родов?". Второй глубокомысленно отвечает: "Наверное, нет: ведь оттуда еще никто не возвращался!".
Диакон Михаил Першин
|