|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (117) декабрь |
|
|
Встреча с молодежью
31 августа 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Смоленский государственный университет, где состоялась встреча Его Святейшества со студентами высших учебных заведений Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви выступил перед собравшимися.
(Окончание. Начало в № 10 (115) октябрь 2013 года)
Традиция — это передача ценностей
Ценности приходят из прошлого. Мы говорим, что патриотизм — это ценность. И что мы делаем, чтобы доказать, что это ценность? Мы приводим примеры самозабвенного служения Родине из прошлого, как люди защищали свою страну, как они клали свою жизнь во имя других. Мы живем на этих примерах. Разрушение этого отношения к прошлому, перевод исторического комментария в сферу относительности являются очень опасными. Могут быть разные исследования и споры вокруг тех или иных событий. История — это живая наука, она не может быть догматизирована. Но очень важно сохранять целостное восприятие истории — так, как эта история сохраняется в народном сознании.
В Церкви вероучение, которое две тысячи лет существует, тоже ведь подвергалось различного рода попыткам внести ту или иную коррективу. Эти попытки были очень жестокими, потому что в свое время, особенно в первом тысячелетии, Церковь была единственной носительницей какой-то идеологии. Поэтому всякая борьба, в том числе и сепаратистские действия, в первую очередь опиралась на ту религиозную доктрину, которая не соответствовала церковной, для того чтобы поддержать ту или иную группу, не желавшую жить, например, в рамках Византийской империи.
И как Церковь выжила? Ведь чего только не было за эти две тысячи лет, сколько всяких ересей, расколов. Как она выжила? Есть такое понятие в Церкви — предание, или по-латински «традиция». Традиция — это передача ценностей. Это не передача прошлого во всем его объеме. Не помню, кажется, даже в этом зале, а может быть, в другой какой-то молодежной аудитории я говорил о том, что из прошлого к нам приходит не только ценное, но и ненужное. Мусор в нашей квартире — ведь тоже прошлое. Но никому же в голову не придет сохранять мусор только потому, что он из прошлого. Значит, традиция, предание — это механизм, сохраняющий ценности. И благодаря этому сохранилось вероучение Церкви, потому что был критерий, на основании которого каждое последующее поколение людей оценивало, что есть истина, а что привносимая ложь.
В таком ключе, я думаю, должен формироваться комментарий к нашей истории и вообще к истории. Должно быть понимание народом своей истории. Это не пустые слова, потому что это есть часть культуры, часть национального самосознания. И если со ссылкой на плюрализм мнений мы разрушаем наше национальное самосознание, то у нас нет будущего.
Пример Смоленска
Снова хотел бы сказать несколько слов о Смоленске. Город совершенно особенный, о нем говорится в «Повести временных лет», древний город. Он сейчас на стыке трех стран — Российской Федерации, Белоруссии, Украины, все рядом. И в прошлом, действительно, это место имело огромное значение в жизни восточных славян. Смоленск, правда, переходил из одного владения в другое, но он был на стыке, он организовывал в каком-то смысле это культурное пространство. Смоленск играл особую роль в том числе и потому, что это был центральный город на пути из варяг в греки.
Пример Смоленска должен нам очень многое подсказать. Мы живем с вами в многонациональном государстве, среди нас появляются люди разных религиозных убеждений. Через все это проходили жители Смоленска, потому что по этой водной глади из варяг в греки, из греков в варяги переезжали многие люди. И Смоленск, оставаясь русским православным городом, умел поддерживать эту
Должно быть понимание народом своей истории | многокультурную реальность, гранича со всеми. Мы должны учиться жить, конечно, в многонациональном государстве, оставаясь самими собой. Никто не требует отказа от наших убеждений. Более того, если кто-то, оперируя тем фактом, что мы многонациональное государство, будет требовать отказа от наших убеждений, измены нашей идентичности, такого человека не надо слушать. Но, оставаясь русскими людьми со своей традицией, россиянами с нашей многонациональной традицией, мы должны одновременно уметь строить отношения с другими.
Нужно затронуть такую тему, как героизм Смоленска, видевшего войска Батыя, Витовта, Сигизмунда, Наполеона, Гитлера. И ведь всякий раз речь шла о том, быть или не быть, это были не шутки. Через Смоленск проходили чужие полки, неся опасность разрушения не только смоленской земле, а всей России. И как это замечательно увязывается с тем, о чем мы только что говорили: Смоленск был чувствителен к разным культурам и к разным народам, и одновременно — какая сила патриотизма, верность долгу и способность защищать себя и страну.
О «невидимой брани»
Сегодня тоже совершаются битвы, слава Богу, пока в отношении нашей страны не на поле брани. Хотя, как вы знаете из новостей, и на поле брани сегодня страшные битвы. Но нельзя сказать, что мы живем в абсолютно мирной среде. И сегодня происходят битвы, которые проходят без грохота пушек, а враг, который нам угрожает, не пересекает наши границы явно. Но мы все вовлечены в то, что в православной традиции называется «невидимой бранью».
Каждый сегодня участвует в этой брани. Нам предлагают хаос, но мы не должны покупаться на эти рекомендации и участвовать в создании хаоса. Мы видим, к чему хаос привел на Ближнем Востоке, в арабских странах. Хаос — это средство борьбы, в том числе и со страной, изнутри. И когда нам предлагают участвовать в хаосе, предлагая различные объяснения и различную мотивацию, мы должны помнить, что хаос — это национальная катастрофа.
Нам предлагают грех, разрушение моральных устоев. Нужно помнить, что разрушение морали означает разрушение личности. Личность перестает быть целостной, а значит, она становится слабой, значит, бери голыми руками такого человека. Все внутренне связано в человеке, в человеческой личности, и чрезвычайно важно понимать, что нет большого и малого — даже наши маленькие грехи и маленькие слабости могут подтачивать целостность нашей личности.
Хотя война, о которой я говорю, невидима, наш народ несет в ней тяжелые потери уже сейчас. Я не говорю только о пьянстве, о наркомании, которая тоже пришла извне, я говорю о чудовищном увеличении количества абортов, разводов. Это сотни тысяч потерянных жизней. Мы были бы другой страной, если бы у нас не было такого большого количества абортов и такого процента разводов — в среднем 70 % разводов от числа заключенных браков. Я недавно посмотрел статистику по Москве — это ужасно. А что такое развод? Это крушение жизни. И хотя иногда, что называется,
Каждый сегодня участвует в этой брани | пытаются надуть щеки те, кто разводятся, мол, найду другого или другую найду, на самом деле это трагедия. Следствие развода — дети-сироты при живых родителях. Тот же фактор разводов влияет и на количество абортов. Поэтому мы несем потери. И эти потери, к сожалению, сегодня сильно отражаются и на нашей экономике, и на нашей культурной жизни и просто не дают нам возможности освоить все наши необъятные просторы.
Обычно, когда затрагивают тему освоения, я говорю о Сибири, Дальнем Востоке. Мне приходится путешествовать по тем краям, я вижу эти колоссальные просторы, где никто не живет или живет так мало людей, что становится страшно. Но сегодня мы летели сюда, на Смоленщину, я смотрел в иллюминатор и спрашивал себя: не Сибирь ли это? Огромные просторы. Нет дорог, нет населенных пунктов, нет полей — это тайга в 200 километрах от Москвы. А почему это происходит? Потому что людей нет.
Все эти исторические эксперименты со страной, все эти революции, гражданские войны привели к тому, что сейчас, когда действительно страна обрастает мышцами, когда появляются финансовые, административные, технологические возможности, людей нет. Можно себе было представить в прошлом, после войны, когда надо было поднять из руин страну, чтобы приглашали работников из-за границы? А сегодня эта тема становится уже архиопасной для страны. С одной стороны, не можем без них. С другой стороны, понимаем, что теряем собственную идентичность. А корень проблем в чем? В морали, в целостности человеческой личности. Если человек целостный, у него будет брак, семья, дети. Нужно, чтобы в каждой семье было не меньше трех детей. Вот тогда мы еще как-то сможем выкарабкаться. Но сегодня это очень тяжело, и не только потому что денег мало у кого-то, все-таки их становится больше, но потому что люди психологически не готовы взять на себя подвиг воспитания детей, а это опять тема морали и убеждений.
Вера, целостность личности и правильная мотивация
С историей города Смоленска связано замечательное повествование о благочестивом воине Меркурии, вы знаете это повествование, который участвовал в борьбе с авангардом Батыя и который много послужил тому, что Батый повернул свои войска от Смоленска. Меркурий пошел на этот неравный бой, получив вдохновение у Смоленской иконы Божией Матери. Наверняка он шел на явную смерть, потому что понимал, что перед ним орда, и все-таки пошел, получил вдохновение и пошел. Здесь и вера, и целостность человеческой личности, и правильная мотивация, и способность к героизму. Я глубоко убежден, что в этом зале присутствуют люди, которые могли бы повторить подвиг мученика Меркурия, у меня в этом нет ни малейшего сомнения. Если среди нашей молодежи не будет тех, кто сможет повторить эти подвиги, мы перестанем быть жизнеспособным обществом.
Завершая это выступление, я хотел бы еще раз всех вас сердечно приветствовать и с юбилеем города, и с большими добрыми переменами, которые происходят и в городе, и в университете, пожелать вам помощи Божией, крепкой любви, сильного нравственного чувства, внутренней свободы от давления внешних обстоятельств, способности самостоятельно идти по жизни и сопротивляться даже мнению большинства, когда это мнение разрушает ваши представления о самом святом и заветном. Глубоко убежден в том, что тогда мы способны будем построить сильное, жизнеспособное общество, мы будем способны прославить Отечество свое. Благодарю вас за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
|