|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (118) январь |
|
|
Таинственный полуостров
В составе группы калининградских паломников с помощью епархиального паломнического отдела мне довелось посетить святые места Греции и Италии. Особое, если не сказать неизгладимое впечатление оставило посещение Святой Горы Афон, где уже давно хотелось побывать.
(Продолжение. Начало в № 12 (117) декабрь 2013 г.)
Исповедь в автобусе
Прежде чем попасть к главной цели паломнического путешествия, предстояло преодолеть многие сотни километров по дорогам Европы на автобусе. На этом отрезке пути на Афон тоже произошло немало интересных событий, но, пожалуй, самым значимым было богослужение у мощей святого Николая Чудотворца в итальянском городе Бари.
Базилика святого Николая в последние два десятилетия стала очень популярным местом, куда стремятся православные верующие со всех уголков России. Не является исключением и Калининград. Каждый год в столицу провинции Апулия на юге Италии специально приезжает немало наших земляков, чтобы помолиться у раки со святыми мощами великого угодника Божия. И в этот раз в крипте базилики, где проходила Божественная литургия, уже после службы я встретил одну свою калининградскую знакомую — прихожанку храма Покрова Пресвятой Богородицы. Она приехала сюда с группой православных христиан из Германии, где в то время гостила. Причем из-за этих паломников служба задержалась почти на час, так как они по какой-то причине опаздывали к началу Божественной литургии.
Калининградская группа приехала вовремя, в самом Бари мы находились уже с вечера предыдущего дня. Еще когда ехали по автостраде вдоль берега моря, возглавлявший эту паломническую поездку иерей Роман Промзелев из калининградского Свято-Никольского монастыря исповедовал желающих причаститься святых Христовых Таин, то есть всех без исключения ехавших в нашем автобусе. Для этого освободили три последних ряда кресел, благо мест хватало, чтобы люди пересели куда-нибудь вперед. В таких же походных условиях по благословению батюшки были прочитаны положенные перед святым Причастием молитвы и каноны, а также акафист святителю Николаю.
То, что епископ, который жил очень давно, служил где-то на Востоке в совершенно незначимом небольшом византийском городке Миры Ликийские на территории нынешней Турции (в Бари его мощи были перенесены в 1087 году), стал таким почитаемым святым именно в православной России, уже само по себе является необъяснимой тайной, чудом, имеющим явно Божественное происхождение. Христиане Запада, конечно, тоже отдают ему должное (храмы во имя свт. Николая есть почти в каждом значительном западноевропейском городе), но там в большинстве своем само понятие чуда, которое может принести только искренняя вера и горячая молитва Господу, возносимая в том числе и перед образом Николая Чудотворца, уже практически полностью выхолощено, окончательно переведено из высшей духовной плоскости в чисто материальную. Святой Николай там давно уже превратился в аналог русского Деда Мороза — Санта-Клауса, главная обязанность которого раздавать подарки детям перед Рождеством и Новым годом и усиленно рекламировать различные товары перед праздничной распродажей. К сожалению, но это так.
Поэтому неудивительно, что на католическую мессу в той же базилике Сан-Николо-ди-Бари, (она относится к этой христианской конфессии), которая обычно проходит в гораздо более вместительном верхнем храме, собралось всего несколько десятков человек. На православной литургии в тот день было не менее трех сотен верующих. Служили несколько священников, в том числе и наш о. Роман. Богослужение проходило обычным чином, хотя в алтаре присутствовал один из иерархов Русской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, к которому уже после службы нескольким калининградским паломникам даже удалось подойти под благословение. Но главное — все без исключения благоговейно приложились к открытому мраморному саркофагу, где почивают мироточивые мощи св. Николая Чудотворца. Причем пока последний паломник не приложился к саркофагу с мощами, священники не закрывали решетку, отделяющую раку от остального пространства крипты.
Не знаю каким — не иначе как чудесным — образом мне и святой воды удалось набрать у мощей свт. Николая. Дело в том, что в католических храмах, в отличие от православных, не в традиции разливать прихожанам святую воду. Но поскольку это был четверг, когда здесь кроме праздничных дней официально разрешена Божественная литургия по православному обряду, то воду привезли из православной Свято-Никольской церкви, расположенной в другом районе Бари. Прислуживающий там пономарь и налил мне святой воды из русского храма, где, к сожалению, не удалось побывать из-за нехватки времени.
Теперь — в Грецию!
На следующий день из итальянского порта Бриндизи, где также есть немало интересного, связанного с временами раннего средневековья, когда христианская церковь еще не была поделена на Восточную и Западную, на пароме через Адриатическое море мы переправились к берегам Эллады. Прежде, чем побывать у главной цели поездки, довелось посетить еще несколько святых мест, значимых для православного паломника из России.
Сначала на о. Корфу (греки его называют Керкира) в первую очередь посетили памятные места, связанные с именем почитаемого русского святого воина Феодора Ушакова, и, конечно, все приложились к мощам Спиридона Тримифунтского в одноименном храме, расположенном в самой гуще живописных узких улочек старого города. Архитектура здания типична для храмов Ионических островов. Высокая белоснежная с красным куполом и часами колокольня возвышается над двух-трехэтажными зданиями. Она является прекрасным ориентиром для приезжающих паломников. Церковь святителя Спиридона считалась богатейшей на Востоке, пожертвования в храм совершали не только православные, но и католики. Многочисленные вклады были сделаны российской императрицей Екатериной II и ее сыном императором Павлом I. Об этом свидетельствует российский императорский герб — двуглавый орел, украшающий одну из стен храма. Прямо напротив выхода из него — церковная лавка с призывной надписью: «Говорим по-русски». Ну как сюда не зайти!
Рядом на той же улице еще одна примечательная церковь, которую не обошли своим вниманием наши паломники, — во имя праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Здесь в специальной витрине справа от алтаря помещены ковчежцы с мощами праведной Анны, брата Господня по плоти Иакова, Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона, великомученицы Варвары и других великих святых. Для меня это была своего рода подготовка к тому, с чем довелось соприкоснуться на Афоне, — столько святынь, сосредоточенных в одном месте, что в это поначалу просто трудно поверить.
На следующий день по пути на Святую Гору заехали в Метеоры, расположенные в горах Фессалии на севере Греции, где на отвесных скалах осталось шесть из 24-х монастырей — свидетелей духовных подвигов православных греков в тяжелый для христиан Эллады период Османской империи. Вечером уже заселялись в отель на берегу Эгейского моря, — на одном из «пальцев» полуострова Халкидики, где наши женщины остались отдохнуть на три дня. А мужчины вместе с батюшкой ранним утром на следующий день в специально арендованном автомобиле отправились на другой «палец» полуострова, который так и называется — Святая Гора Афон.
Предвестье афонских чудес
Прежде чем непосредственно перейти к описанию афонских впечатлений, хочется еще раз отметить, что само попадание сюда могло не состояться по целому ряду причин. И дело даже не в личных, субъективных мотивах, которых я уже касался выше. Просто с технической точки зрения турфирме «Янк-тур» было почти невыгодно отправлять в дальнюю поездку только наполовину заполненный автобус — как говорится, бизнес есть бизнес. Но все же положительное решение для уже записавшихся в поездку паломников, среди которых, кстати, была супружеская чета из Москвы, было принято. Это были в основном женщины, поэтому для отправки на Афон троих (вместе с батюшкой) мужчин возникли новые проблемы. Выяснилось это уже в последнем перед достижением намеченной цели пятизвездочном пристанище — отеле на морском берегу. Я не стал вдаваться в подробности неожиданно возникших обстоятельств, сказал, что согласен на все условия, и пошел купаться в ночном Эгейском море. Когда вернулся, мои спутники уже спали. Помолился на сон грядущим перед небольшой иконкой Божией Матери «Иверская», а утром, проснувшись, первым делом спросил, едем ли на Афон. Оказалось, что вопрос разрешился положительно и на это даже не потребовалось никаких дополнительных затрат.
Через пару часов мы были уже в городе Уранополисе, откуда начинается подавляющее большинство поездок на Святую Гору Афон. Трудно описать ощущения, которые охватили меня после того как в специальном офисе получил необычную визу («эйдикон диамонитирион») дающую право на посещение «монашеской республики». Кроме фамилии и имени, написанными латинскими буквами как в заграничном паспорте, весь остальной текст был на греческом языке, из которого можно было понять только, что принимающая сторона — Русский монастырь свмч. Пантелеимона.
Чтобы как-то успокоиться, прямо за столом находящейся поблизости прибрежной таверны, где мы втроем расположились, стал заниматься сортировкой записок, которые мне в изобилии передали в Калининграде, узнав, что еду на Афон. Это слово действительно производит какое-то почти магическое воздействие на православных людей. Прежде всего, на тех, кто знает о великих духовных подвигах, совершающихся на этом «таинственном полуострове» под покровом Пресвятой Богородицы на более 1000 лет своего существования: считается, что первый монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы (Великая Лавра) был основан святым преподобным Афанасием Афонским в 963 году.
Еще одним подтверждением необычайного воздействия этого святого места на православных верующих (особенно женщин, которым по уставу Святой Горы Афон посещение полуострова не разрешается) стал случай, произошедший с одной из наших паломниц в этой поездке. По какой-то причине она не успела передать с о. Романом Промзелевым приготовленных записок, и когда поняла, что это уже не удастся сделать, так как мужчины рано утром уехали, она так разрыдалась, что с трудом удалось ее успокоить. Слабым утешением стал для нее и круиз на небольшом теплоходе вдоль западного берега полуострова, чтобы наши женщины смогли посмотреть на расположенные там монастыри, в том числе и Русский монастырь свмч. и целителя Пантелеимона и помолиться на фоне Святой Горы Афон. Выход нашел батюшка о. Роман. Через три дня, когда мужчины воссоединились с группой в Салониках, чтобы продолжить паломническое путешествие, он принял не попавшие на Афон записки и прямо в автобусе прочитал нужные молитвы, пока, по его словам, сам еще находился под впечатлением от афонской святости.
Новое небо
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали», — этими строками из Откровения апостола Иоанна Богослова (гл. 21, ст. 1) без преувеличения можно охарактеризовать то состояние, которое сопровождало меня с первых же шагов по святой афонской земле и долго не покидало после возвращения оттуда. «А ты изменился после Афона», — говорили мне некоторые из «сестер», как учтиво я называл всех наших паломниц. «Вам виднее», — отвечал я, потому что, честно говоря, каких-то особо кардинальных изменений в себе не почувствовал, хотя то, с чем довелось соприкоснуться на святом полуострове, безусловно, не могло не оставить своего отпечатка на моем мироощущении, если говорить об образе жизни православного христианина. Но обо всем по порядку.
В Уранополисе («Городе неба» в переводе с греческого) после двух часов ожидания вместе еще с тремя десятками человек, большинство из которых следовало в порт города Дафни, погрузились на небольшой катер, и примерно в 2 часа дня причалили к пристани Русского монастыря свмч. и целителя Пантелеимона, как и было определено в визе. Когда меня потом спрашивали, какие чувства я испытывал, делая там первые шаги, я затруднялся ответить. Наверное, это была какая-то смесь смирения, кротости, что нахожусь в таком святом месте, куда стремятся попасть очень многие православные люди, гораздо более достойные, чем я, и одновременно чувство восторга от того, что уже здесь. К этому примешивалось и ощущение некой таинственности происходящего.
Необычные явления стали происходить сразу же, как только начал осваиваться в монастыре. Уже по дороге в гостиницу для паломников (ксенонас), где нам была выделена трехместная комната, проходя по аллее внутреннего дворика, вдруг ощутил чарующий аромат. Как будто бы где-то разлили благовонное миро: ни с чем не сравнимый запах — что-то вроде смеси жасмина, жимолости, магнолии и цветущего апельсина. Он исходил от кустарника (так и не узнал, как он называется), на котором среди зеленых листьев еще было очень много белых цветов. А над ними кружили полосатые шмели — охотники за нектаром. Я остановился как вкопанный. Дело в том, что с этими милыми медоносными насекомыми были связаны некоторые обстоятельства в моей жизни не в самый, надо сказать приятный период. А тут — русский монастырь в Греции, умиротворяющая атмосфера природы Средиземноморья, мирно жужжащие шмели!
Втроем довольно быстро обустроились, узнали о расписании богослужений — все-таки в монастырь люди не просто так приезжают, а прежде всего, помолиться у великих святынь. Было время осмотреться, погулять по территории монастыря. Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей. Сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России, только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 году) и храм свмч. и целителя Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 храмов и часовен-параклисов, в том числе и св. Александра Невского. Главный соборный храм монастыря во имя свмч. и целителя Пантелеимона построен в начале XIX века и расписан в традициях русской иконописной школы. Братия монастыря бережно хранит свое главное сокровище — главу святого Пантелеимона. Также здесь имеются мощи святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, а также святого апостола и евангелиста Луки, святого первомученика Стефана, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Паламы и многих других почитаемых всем христианским миром святых, а также удивительного старца нашего времени, преподобного Силуана, почившего здесь в 1938 году.
Незабываемое впечатление произвели службы в обители, особенно Божественная литургия, проходившая к тому же архиерейским чином. Богослужение возглавлял гостивший в это время на Афоне ректор Московской Духовной Академии владыка Евгений — архиепископ Верейский. На Афоне живут по византийскому времени, которое на пять с половиной часов отличается от греческого. Поэтому на вечернюю службу, которая плавно перетекла затем в Божественную литургию пришлось подниматься в полтретьего ночи. Именно на общей с афонскими монахами молитве я понял, насколько она важна в жизни каждого христианина. В первой части своего повествования я уже отмечал, что главные плоды приносит искреннее смирение, а здесь под чудное пение монашеского хора это понимание как бы открылось полностью, вошло в душу.
В Ивирон к «Вратарнице»
Не что иное, как смирение — важнейшая христианская добродетель — помогла достичь и главной для меня цели этой поездки: побывать в греческом монастыре Успения Пресвятой Богородицы — Ивироне, воздать должное за помощь, когда молился у Ее светлого образа в Крестовоздвиженском соборе Калининграда. Иверский монастырь расположен на противоположном, восточном берегу полуострова. В первый день я начал искать возможности добраться туда из нашего монастыря и понял, что это практически невозможно. Какое-то налаженное транспортное сообщение между двумя монастырями вообще отсутствует. Другие варианты доехать туда на перекладных занимали слишком много времени, так что я просто не успевал бы вернуться, и в нужное время присоединиться к своим спутникам, чтобы уехать с Афона. Был еще вариант с заказом микроавтобуса, но так получилось, что в первый день я никого не нашел в попутчики, а платить одному 300 евро не представлялось возможным.
Я окончательно смирился и начал просто жить по распорядку Свято-Пантелеимонового монастыря, исповедовался на вечерней службе, стал как положено готовиться к святому Причащению. Здесь надо отметить еще одно обстоятельство, которое меня в какой-то степени удручало. Впопыхах, покидая утром гостиничный номер, чтобы поехать на Афон, забыл там свою небольшую икону Божией Матери «Иверская», которую последние месяцы всегда носил с собой. Обнаружил, что ее нет уже в автомобиле, когда проехали 20 километров. Попросил нашего водителя поискать ее, когда вернется назад, но на душе стало как-то не очень приятно от собственной неосмотрительности. Вспомнил об этом, когда искал пути в Ивирон, ненароком думая, что и за это Пресвятая преграждает мне дорогу к Своему чтимому образу на другой берег полуострова.
А утром следующего дня после трапезы ко мне вдруг подходит человек, которого я расспрашивал о поездке в Ивирон и говорит, что вроде бы собираются люди, чтобы совершить однодневное паломничество по нескольким монастырям. Он и сам не против поехать, но уже определен на послушание и не может от него отказаться. Эта поездка обходилась мне уже в пять раз дешевле! На сборы хватило трех минут. Оказавшись в микроавтобусе, двигавшемся по крутым горным дорогам, иногда просто превращавшимся в «козьи тропы» до конца не мог поверить своему счастью. Это ли не чудо — Пресвятая и в этот раз услышала мои молитвы.
К тому же по пути в Ивирон посчастливилось побывать и у других великих святынь: в Ватопедском монастыре приложиться к ковчегу с Поясом Пресвятой Богородицы и ларцу с честной главой Иоанна Богослова; в скиту Андрея Первозванного — к части главы св. апостола; в городе Карея — к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Достойно есть», находящейся в Успенском храме этого административного центра «монашеской республики». Очень необычно было наблюдать, что везде, куда ни зайдешь в этом городке — одни мужчины. Устав Святой горы Афон даже при всех феминистских и псевдогуманистических поветриях нашего времени соблюдается неукоснительно. Святая Гора Афон, как неприступный утес, о который разбиваются волны бушующего моря, пока держится, отстаивая тысячелетние традиции Православной Церкви.
«Ну, вот Иверский монастырь», — слова водителя Николая, приехавшего на Афон с Украины лет 20 назад, да так и оставшегося здесь, прозвучали настолько буднично, что я не сразу понял, что, наконец, достиг цели своего долгого путешествия. Что вот-вот будет исполнено обещание, данное мной полгода назад в Крестовоздвиженском соборе.
Сразу же, как и остальные мои спутники, направился в небольшую часовню неподалеку от входа в обитель, где и находится чудотворная икона Божией Матери именуемая «Вратарница» («Портаитисса»). Несколько минут просто коленопреклоненно молился у нее, благодарил Господа и Пресвятую Богородицу за помощь. Потом помолился о здравии, написал записки и заказал молебны для всех, кто меня просил об этом, зная о моем стремлении посетить эту великую святыню православного мира.
Чудотворный образ увешан драгоценными дарами людей, получивших от нее помощь. Обратил внимание на массивную золотую цепочку, еще не помещенную в оклад, а просто положенную кем-то на выступ в киоте перед иконой. Еще одно живое свидетельство помощи Пресвятой Богородицы по искренним молитвам у Ее чудотворного образа.
Так не хотелось уезжать из этого святого места! Николай начал уже поторапливать, т. к. время паломнической экскурсии подходило к концу, а надо было успеть вернуться в Свято-Пантелеимонов монастырь до наступления сумерек. Зашли еще в главный храм монастыря во имя Успения Пресвятой Богородицы, основанный в конце X века. Здесь находятся такие великие святыни как часть Животворящего Креста Господня, части хламиды (плаща) Иисуса Христа, орудия Страстей Господних (части губки и трости), часть колонны у которой Его бичевали. Кроме того здесь хранятся 174 частицы мощей святых, в том числе Феодора Стратилата, Михаила Синадского, св. вмч. и целителя Пантелимона, свв. вмцц. Фотинии, Евпраксии и Параскевы, св вмч. Георгия Победоносца, свв. Василия Великого, Иоанна Златоустого, св. бессребренников Космы и Дамиана, апп. Петра, Варфоломея, евангелиста Луки, св. Афанасия Великого и многих других. К этим святыням приложились, потом посетили сохранившийся до наших дней чудотворный источник, находящийся невдалеке от монастыря на морском берегу. По преданию он забил в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица. Это место называется Климентова пристань, и именно здесь чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.
Набрал из источника святой воды, так же как на следующий день уже в Свято-Пантелеимоновом монастыре из источника, где монастырская братия увидела чудо появления также в огненном столпе Пресвятой Богородицы в августе 1903 года.
До новых встреч
Наполнено и в тоже время почти незаметно, как на одном дыхании пролетели два дня и три ночи на Святой Горе Афон. Существуют многообразные свидетельства, что благодаря посещению этого «таинственного полуострова», с человеком происходят удивительные перемены — он преображается духовно, укрепляется телом и душой, к лучшему изменяются и обстоятельства его жизни. Могу лично засвидетельствовать, что так и есть.
Но вот уже большой паром, забрав людей и грузы, отчаливает от монастырской пристани. Продевают немного прощание с «монашеской республикой» заходы с погрузкой выгрузкой в находящиеся по пути на «большую землю» монастыри Ксенофонт и Дохиар, бухту монастыря Зограф. В них тоже много святынь, возможно, удастся побывать и там. Но уже в следующий раз, Поэтому не прощай Афон, а до свидания!
А на пристани Уранополиса, привозивший нас сюда сотрудник греческой турфирмы первый делом вручил забытую мной в отеле иконку Божией Матери «Иверская», с которой, честно говоря, я уже мысленно распрощался. Еще одно маленькое чудо на берегу «таинственного полуострова».
Дмитрий Осипов
|