|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (119) февраль |
|
|
Преодолеть стену неверия
В этом году в Балтийске торжественно встретили праздник Рождества Христова, в рамках которого впервые был организован Воинский крестный ход. В Рождественском крестном ходе приняли участие служащие бригады морской пехоты. Около пятисот человек, с хоругвями и иконами в сопровождении войскового священника шествовали по улицам Балтийска в направлении храма. Своими размышлениями по поводу духовного окормления воинов-моряков делится настоятель Патриаршего подворья храма св. Александра Невского г. Балтийска, штатный войсковой священник Константин Киосев.
Прощание и размышления
В декабре пришлось попрощаться с воинами, с которыми в течение года приходилось видеться и общаться. Отслужившие год срочной службы матросы готовятся к возвращению домой. Провожая демобилизующихся и прощаясь с ними как войсковой священник, невольно задаешься вопросом, а что им дало общение со мной — священнослужителем в бригаде. Была ли польза от этого взаимодействия, духовного окормления? Помогла ли им вера в прохождении службы и изменились ли они в лучшую сторону?
Каждый войсковой священник со временем задумывается о плодотворности своей деятельности в армии. И не потому, что этого требует начальство части или округа, а потому, что процесс духовного окормления в войсках — серьезный и ответственный труд, который требует постоянного осмысления и периодической сверки направления движения с изначальными целями. Каков критерий оценки эффективной работы священника?
О крестящихся и дисциплине
Многие противники введения института войскового духовенства в армии и на флоте задаются вопросом о том, насколько целесообразно духовное окормление в войсках. Говоря о критериях результативности деятельности священника в армии, одни считают, что необходимо учитывать количество бойцов, принявших Крещение, другие считают, что отсутствие неуставных взаимоотношений, правонарушений и уголовных преступлений является критерием эффективности, и т.д.
Конечно, эти моменты учитываются, но они не являются определяющими. Например, невозможно судить о качественной работе священника по количеству крещенных им бойцов. Большая часть солдат крестится не потому, что батюшка их уговорил на это действие, а по давнишнему собственному желанию бойца, которое он не успел реализовать до призыва.
Что касается неуставных отношений в армии, то добиться того, чтобы в частях не было никаких нарушений порядка или в самоволку не уходили, очень непросто, и священнику здесь в одиночку не справиться.
С заботой о душе человека
Тогда какая польза от войскового священника в армии? Для этого надо понять, что является главным делом священника, в чем суть его духовного служения.
У каждого человека есть душа, которая требует заботы о себе, питания, очищения, лечения — именно этим и занимается священник, а именуется этот процесс «душепопечением». Воин, как и любой человек, особо нуждается в этом духовном окормлении. Ежедневные физические нагрузки, частые стрессовые ситуации на службе, в коллективе являются серьезным поводом для оказания моральной поддержки. Для того чтобы помочь человеку и укрепить его силу духа, необходима религиозная вера. Именно вера дает духовную силу, одухотворяя служение воина, наполняя его высшим смыслом.
Однажды, когда пришлось подвозить по полигону воина — срочника, на мой вопрос о том, зачем нужен священник в армии, он сказал, для того, чтобы пробить стену неверия в душах солдат.
Задача священника помочь воину обрести эту веру, которая поможет ему развить в себе такие моральные качества, как стойкость к добру, любовь к Отечеству, верность воинскому долгу и др. Священник должен помочь воину в осознании высокого духовного смысла воинского служения. Поэтому не стоит сводить всю суть духовного окормления к соблюдению устава. Главным делом в войсках для священника является не борьба с неуставными отношениями, а укрепление веры в сердцах воинов, которая не позволит им вести себя безнравственно или безответственно.
Священнические будни
К сожалению, священник — один на всю бригаду. Он не сможет решить проблемы каждого. Нельзя объять необъятное. Священнику необходимо одновременно быть в разных местах: на полигоне, в пункте постоянной дислокации, в полевом лагере. Без индивидуальной работы с воинами с существующими проблемами в армии, вряд ли получиться справиться. Коллективные беседы,
Каков критерий оценки эффективной работы священника? | культурно-массовые мероприятия это хорошо, но они не дают того глубокого эффекта, который достигается в индивидуальной работе с военнослужащими.
Но все равно, священник старается не упускать момент и в личных беседах решать насущные проблемы воинов. После такого доверительного общение многие из военнослужащих, в том числе и офицеров, желают впервые в своей жизни исповедоваться во всех своих совершенных грехах. Эта исповедь изменяет человека, рождает доверие к Церкви, а также пополняет его духовные силы.
На практике видно, что среди солдат срочной службы исповедь наиболее востребована накануне таких праздничных дней, как Пасха и Рождество Христово. Как раз в течение полугода, между праздниками, удается подготовить бойцов к их первой или очередной исповеди. Те, кто уже воцерковлен, исповедаются и причащаются гораздо чаще, но таковых не много. Времени достойно подготовиться к Причастию в армии гораздо меньше, чем на гражданке.
Анкетирование
Насколько вера меняет человека в армии и каким образом она помогает в прохождении службы, я узнаю из анкет, которые заполняют увольняющиеся в запас срочники. В подобные анткеты входят различные вопросы, например: «Изменилось ли Ваше отношение к вере в армии?», «Был ли востребован для Вас священник в армии?» и др.
Меня нисколько не удивили результаты анкетирования среди увольняющихся в запас. Почти все, кто приходил в армию на службу с равнодушным или даже отрицательным отношением к вере, меняли свое мнение о религии в положительную сторону. Почти все положительно стали относиться к деятельности войскового священника, отметив его востребованность.
Дай Бог, чтобы взаимодействие Церкви и Армии приносило весомые плоды |
Девяносто девять процентов увольняющихся написали, что вера помогает в прохождении воинской службы особенно тем, что дает силы и ключ к осмыслению всего происходящего.
На вопрос: «Какие формы работы войскового священника были наиболее востребованы?» респонденты ответили: беседы, просмотр фильмов и посещение богослужений были самыми необходимыми.
Также выяснилось, что в священнике больше всего солдатами ценятся такие качества как доброжелательность, искренность, понимание, общительность, открытость. Кроме того, важной оказалась именно регулярность встреч.
Наша великая ценность
Конечно, тяжело прощаться с теми, с кем ты целый год был вместе, многое пережил, кому отдано столько душевных сил и внимания. Но эта горечь от разлуки компенсируется тем, что ребята потом звонят с гражданки и делятся своими жизненными успехами, которых они достигают, опираясь на духовно-нравственные ценности и веру. Приятно слышать материнские слова благодарности за своего сына, но вдвойне приятно, когда эти слова слышишь из уст воина, который повзрослел и стал более ответственным человеком.
Дай Бог, чтобы взаимодействие Церкви и армии приносило такие весомые плоды. И сколько бы ни говорили о том, что вера в Вооруженных силах не нужна, какие бы «политкорректные» заявления на этот счет ни звучали (например, что Церковь отделена от государства, а значит, и от армии), жизненный опыт показывает, что духовно-нравственная составляющая в армии — одна из важнейших, без которой Вооруженные Силы могут скатиться до уровня вооруженных наемников.
Под воздействием более чем тысячелетнего благотворного воздействия православия и других традиционных религий в нашем народе, в том числе и среди воинства, сформировались высокие моральные принципы служения во имя Веры и Отечества, сложились крепкие воинские традиции, выросли прекрасные семейные военные династии. Множеством людей защита Отечества воспринимается как акт веры и священный долг, правильное понимание о котором необходимо передавать из поколения в поколение как нашу великую ценность.
Сила православного христианского воинства России всегда была в исполнении заповеди Спасителя: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15, 13). Именно сила этой жертвенной любви обеспечивала русским воинам помощь Божию в бою и даровала многие победы. И дай Бог, чтобы эта традиция никогда не прерывалась.
Священник Константин Киосев
|