|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (120) март |
|
|
Образование в фарватере духовности
Наш разговор с руководителем епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиереем Сергием Коротких начался через несколько дней после окончания Рождественских педагогических чтений, проводившихся Калининградской епархией совместно с региональным министерством образования, и в преддверии Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, куда поехала большая группа калининградцев, в том числе и наш собеседник. Завершилось же это интересное общение по возвращении священнослужителя из столицы. Поэтому логично беседу о духовном образовании было начать именно с рассказа об этих событиях.
— Отец Сергий, каковы цели местных и московских Рождественских чтений в этом году?
— Главная цель местных Рождественских чтений — это публичное подведение итогов работы региональной системы образования за прошедший год, которая осуществлялась в русле духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Также анализ проблем и постановка задач на будущее. Одним из значимых положительных моментов нынешних Рождественских образовательных чтений, проводимых уже в 11-й раз, я считаю личное внимание и участие в их работе министра образования Калининградской области Светланы Сергеевны Трусеневой, которая выступила с аналитическим докладом.
Что касается Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, то, как обычно, от нас туда направляется довольно обширная делегация — более 40 человек. Они примут участие в работе различных направлений — педагогика, катехизация, церковно-славянский язык, культура, социальное служение, медицина… Но главное, центральное направление — духовно-нравственное образование.
— Более конкретно можете назвать? Наверное, с запланированными темами вы уже ознакомились.
— Я приглашен в Москву поучаствовать в «круглом столе», посвященном вопросам организации научной деятельности в сфере духовно-нравственного развития и воспитания. Также буду участвовать в совещаниях руководителей епархиальных отделов образования, директоров образовательных учреждений.
— Каким опытом наша Калининградская епархия может поделиться на таком совещании? Вы сказали об организации научной деятельности. Несколько слов об этом. Ведь каких-то лет 5—6 назад говорить о научном обосновании упомянутых процессов было еще преждевременно. То есть ситуация изменилась?
— Слава Богу, сейчас духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся как явление уже прочно вошло в школьную жизнь. Пока, прежде всего, на уровне общеобразовательной школы. Необходимо, чтобы оно достойно вошло и на уровне дошкольного, и на уровне высшего профессионального образования. Понятие «духовно-нравственное развитие и воспитание» входит в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), этим понятием уже оперируют в правовых, законодательных актах — например, в новом законе «Об образовании». Поэтому и должно быть научное обоснование, а кроме того ясная расшифровка этого понятия, чтобы избежать каких бы то ни было разночтений. Духовно-нравственное развитие и воспитание должно быть основано на отечественных культурно-исторических традициях, а это, прежде всего, — православные традиции.
Далее должна последовать организация научно-практического сопровождения данного процесса, методических разработок, издание учебной литературы, то есть учебно-методическая поддержка. Все это и будет обсуждаться в Москве. Тем более потенциал есть, его только нужно правильно раскрыть и направить.
— Можно только порадоваться, что работа, которой вы, батюшка, отдаете все свои силы, выходит на новый более высокий виток в своем развитии.
— Стремимся, можно сказать, через тернии...
— А в чем препятствие, в чем главные тернии? Вроде бы, судя хотя бы по Калининградской области, больших проблем здесь быть не должно. Вот и о докладе министра образования на Рождественских педагогических чтениях Вы упомянули.
— Да, у нас достаточно плотное и постоянное рабочее взаимодействие на уровне координационного совета и рабочих групп. Но я не об административных моментах говорю, здесь, слава Богу, все в порядке. Если какие-то вопросы и возникают, они практически тут же решаются в рабочем порядке.
Главное — в другом. И это проблема в масштабах всей России — всеобщая ориентированность людей на материальные ценности, ценности социальной успешности. Многие современные программы и проекты обосновываются ссылкой на общечеловеческие ценности. Да, общечеловеческие ценности существуют и, более того, их существование именно как общечеловеческих ценностей доказывает единство источника происхождения всех людей. В декалоге эти ценности выступают в роли заповедей Божьих, данных в определенной иерархии. Господь выравнивает, таким образом, нашу покосившуюся и перевернутую иерархическую структуру ценностей. Но, когда просишь назвать десять заповедей, то их перечисление как правило начинается с трех — не убивай, не укради, не прелюбодействуй. А самые первые заповеди декалога — об отношении человека к Богу — вылетают из памяти, на них не обращается внимание. То есть на подсознательном уровне проявляется нарушение иерархии ценностей. А она очень важна! Нарушение иерархии ценностей указывает на то, что Богу человеком отводится роль гаранта материальных и социальных благ. А ведь это ни что иное, как материализм, язычество. Причем такой человек искренне может считать себя верующим в Бога.
— То есть в этом сейчас основная проблема?
— Да. Искаженная ценностная ориентация негативно влияет и на преподавание в школах, в том числе и «Основ православной культуры». Но это тема для большого отдельного разговора.
— Может быть, как-то улучшить ситуацию поможет создание еще одного учреждения, подобного православной гимназии, которую вы возглавляете. Нет ли таких планов?
— Для этого нужны, прежде всего, большие финансовые средства. Слава Богу, что успешно функционирует и развивается то учреждение, которое уже создано — НОУ Православная гимназия г. Калининграда. Практика показывает, что наша гимназия в региональной системе образования выполняет важную миссионерскую роль, являясь примером как можно интегрировать один в другой два образовательных стандарта: стандарт православного компонента общего образования в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
— Касаясь православного компонента в общеобразовательных школах: насколько он развит у нас, как вписался в систему образования Калининградской области?
— Одно из направлений — это учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», он преподается в 4-м классе. При этом у нас еще реализуются программы «Основы православной культуры», «Истоки», «Библейская история Древнего мира», «Живое слово», «Русские умельцы». Кроме того в рамках основных образовательных программ создаются программы духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся. Некоторые школы берут за основу программу, разработанную Православной гимназией.
— Насколько это работает в старших классах? Ведь именно в юношеском возрасте происходит выбор жизненных приоритетов. Либо я начинаю путь во взрослую жизнь, руководствуясь христианским мировоззрением, с Богом в душе, либо, как было отмечено выше, ценностные ориентиры меняются, и Бог становится вспомогательным средством в жизни под девизом: «ешь, пей, веселись».
— Большинство программ нацелены, прежде всего, на начальные классы и учащихся среднего звена. В старших классах предлагается курс «Основы психологии семейной жизни», есть курс «Основы нравственности». Этого, конечно, недостаточно, но дело в том, что для старших классов пока не существует качественно и системно разработанных учебно-методических комплексов. И это проблема в масштабах всей России.
— Недавно Вы в составе представительной группы педагогов духовно-нравственных дисциплин ездили в Калугу. Насколько она была полезна? Что нового и интересного Вы там увидели? Поделитесь собственным опытом.
— В данном случае поездка была организована для преподавателей Православной гимназии с целью стажировки. Она проходила на базе Калужского государственного института модернизации образования по направлению «Духовно-нравственное развитие и воспитание». Это уже не первый наш опыт взаимодействия с Калужским институтом. До того здесь успели пройти стажировку более 30 директоров и определенное количество педагогов муниципальных школ Калининградской области. Программа, которая нам была предложена, просто уникальна, поскольку педагоги были погружены в атмосферу собственных культурных корней, в атмосферу духовности и нравственности, формирующуюся на основе отечественных традиций.
— Что это за чудесная атмосфера такая, которой нет в Калининградской области?
— Это величайшие святыни русской православной традиции и источники православной духовности мирового значения со своей замечательной историей — Оптина пустынь, Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордино, Боровский монастырь, Свято-Тихонова пустынь, храмы Калужской земли. И не только историей, но и многогранной современной жизнью. Соприкосновение с этими святынями происходило в контексте образования.
Приобщение к традициям отечественной культуры — один из основополагающих принципов, заложенных в Концепции духовно-нравственного развития и образования личности гражданина России, которая явилась методологической основой формирования ФГОС. В ней принято такое понятие, как укоренение в национальных базовых ценностях. Такое укоренение происходило, когда наши директора и педагоги посещали монастыри, храмы, знакомились с совместно реализуемыми в рамках ФГОС на базе школ, монастырей и храмов образовательными проектами.
Особенно поражало то, насколько небогатые ресурсы используются, например, сельскими школами Калужской области и как дети вместе с педагогами по-настоящему этим живут. Нам действительно здесь есть чему поучиться.
— Более конкретно, о. Сергий, что наиболее затронуло Ваше внимание при посещении школ Калужской области?
— Прежде всего, хотелось бы отметить, что ученики, благоустраивая территорию школы, восстанавливают находящийся поблизости храм. Это их повседневная жизнь, гармонично сочетающаяся с учебой, домашними делами. Такой подход, где имеют место грани и духовно-нравственного, и патриотического и культурного воспитания, конечно же, должен принести свои добрые плоды. Калининградские педагоги вынесли из поездки по Калужской области богатый опыт такой практической работы. Взаимодействие величайших святынь-монастырей с региональной и муниципальной системами образования Калужской области произвели на всех просто потрясающее впечатление. Поездка помогла и в плане сплочения коллектива православной гимназии, личностного и профессионального роста каждого педагога, который в ней участвовал. Мы знакомились с опытом разных школ, являющихся стажировочными площадками: и маленьких сельских, где обучается менее ста детей, и больших городских, как, например, первая в рейтинге школа №5 г. Калуги. В ней, кстати, русский язык и литературу в свое время преподавал Булат Окуджава…
— А в нашей области есть школы, куда можно приехать за опытом духовно-нравственного образования и воспитания?
— У нас есть 19 базовых и примерно столько же экспериментальных площадок Министерства образования Калининградской области по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания. Эта работа ведется всего лишь третий год и пока рано говорить о сложившейся системе. Но все-таки уже есть, на что обратить внимание в ряде школ. Главное — выбрать направление и не спеша, не отступая от намеченного курса, методически грамотно работать.
— Как организован контроль за этой работой?
— Осуществляется систематическое сопровождение со стороны учебно-методического центра духовно-нравственного воспитания Калининградского областного института развития образования и учебно-методического центра им. С.А. Рачинского. По нескольку школ закреплено за конкретными кураторами. Школы ежегодно проводят по два семинара, где каждое общеобразовательное учреждение, являющееся министерской площадкой, представляет свой опыт.
— У нас в области, на мой взгляд, тоже имеются значительные святыни, как раз подчеркивающие морскую специфику края, — частицы мощей апостола Андрея Первозванного в Зеленоградске, св. воина Феодора Ушакова в Балтийске, частицы мощей многих других святых в разных храмах в Калининграде и по всей территории области. Это ведь тоже можно как-то использовать и хотя бы на этом проводить воспитательную, миссионерскую работу.
— Святыня — это ведь не просто мощи. Святыня — это прежде всего средоточие многовекового духовного опыта. Учитывая исторические особенности появления Православия на Калининградской земле, здесь таких святынь пока просто нет.
— Это правда. Ну, и как выходить из положения? Есть хорошая программа «Мы — россияне», по которой наши школьники и молодежь посещают «большую» Россию, в том числе и святыни Православия. Но, мне кажется, этого явно недостаточно для духовного воспитания. Да и у многих детей, побывших по этой программе в Москве, Санкт-Петербурге, проехавшихся по «Золотому кольцу», больше воспоминаний остается от посещения заведений фаст-фуда и дискотек в гостиницах, чего и у нас хватает.
— То, о чем мы говорим, совершает не человек — это совершает Бог. Из вывезенных ста детей девяносто, может быть, в первую очередь запомнят «Макдональдс», а оставшиеся десять скажут: «Мы были в монастыре!» Здесь как в Евангелии: только один из десяти исцеленных Христом вернулся поблагодарить Бога. Поэтому главная наша задача — обеспечить условия для того, чтобы человек имел возможность духовно преобразиться. А знать, произойдет ли это и когда — не в наших силах. Понятно, что всех в поездку по святым местам не вывезешь. Но те, кто поедет и воспримет, потом могут поделиться с другими, и таким образом повлиять на них. Поэтому я считаю, что выделенные на эту замечательную программу средства не окажутся потрачены зря…
— Но все же что-то делается для приобщения к святыням у нас в области?
— Министерство образования запросило у епархии информацию о том, какие храмы и в какое время могут предоставить возможность для их экскурсионного посещения, просветительских поездок. Областной экологический центр при помощи епархии подготовил карту-схему таких «малых паломничеств». Так что работа ведется и вызывает большой интерес.
— Спорт, о котором так много говорится в последнее время, может как-то способствовать духовно-нравственному возрастанию детей? Большие достижения в спорте невозможны без упорных ежедневных тренировок. Так же как и духовное совершенствование человека.
— Почему нет? Только, наверное, не спорт, а физкультура, подвижный образ жизни. Все ведь полезно в меру. Так же и в духовной жизни.
— Отец Сергий, Вы возглавляете отдел уже 14-й год. Можно сказать, с нуля, с зачаточного состояния подняли на столь серьезную высоту уровень регионального духовно-нравственного образования — православные гимназия, более 30 площадок, о которых вы говорили. Какие чувства испытываете в связи с этим?
— Чувство благодарности, во-первых, Богу за то, что дает силы, во-вторых, людям, которые на своих плечах подняли и продолжают сегодня возделывать этот пласт, в-третьих, руководству епархии и органов управления образованием разного уровня за непосредственное включение и понимание большой значимости духовно-нравственного развития и воспитания. Благодарность просто за доверие.
— В составе представительной группы из Калининградской епархии Вы были на очередных Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве. Что-то, наверное, представили на суд другим участникам этого форума.
— Могу сказать, что формат Чтений по сравнению с тем, когда они только начали проводиться в середине 1990-х годов, сейчас изменился. Тогда участники съезжались, имея больше вопросов, чем ответов, в основном искали друг друга, чтобы позаимствовать какой-то опыт, а этого опыта было совсем немного. Сегодня наступает время уже совместного обобщения опыта. Есть налаженные связи, многие знают друг друга, реализуются совместные проекты. И в большей степени многие приезжают в Москву, чтобы на пленарных заседаниях познакомиться со стратегией, задаваемой развитию духовно-нравственного образования и воспитания на будущий период. Здесь же подводятся итоги сделанного за год. Доклады читают Святейший Патриарх Кирилл, министр образования и науки Российской Федерации, председатель синодального отдела образования и катехизации. В этом году на Чтения был приглашен Патриарх Антиохийский, он рассказал о событиях в Сирии, поделился своей болью, связанной с гонениями на христиан, призывал к молитве. В этом ракурсе, наверное, все еще больше пережили и ощутили значимость того, что мы делаем в России, ибо на нашу страну смотрят именно как на оплот Православия.
Если говорить конкретно об участии представителей Калининградской области и Калининградской епархии, то могу сказать, что они целенаправленно приглашались на конкретные секции с выступлениями на конкретные темы. Прежде всего это вопросы взаимодействия светской и церковной систем образования и опыта организации и функционирования Православной гимназии. Также делились опытом, имеющимся в организации преподавания и методического сопровождения отдельных курсов. Например, очень востребован наш опыт преподавания курса «Истоки», который калининградцы, кстати, сами в свое время переняли у коллег из Вологды и внедрили у себя. В областной системе духовно-нравственного образования, если можно так выразиться, «истоковскими» технологиями пользуются преподаватели «Основ православной культуры», а преподаватели «Истоков» в своем опыте используют содержание ОПК. Возможно, нечто подобное еще где-то есть, но наши коллеги на Рождественских чтениях именно нас расспрашивали о таком варианте взаимообогащения двух курсов.
Беседовал Дмитрий Осипов Окончание на стр.12
|