|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (123) июнь |
|
|
Не попасть в сети секты!
Последние события на Украине, где в результате народного недовольства власть захватили люди, многие из которых имеют непосредственное отношение к деятельности тоталитарных сект, показывают, насколько опасны эти скрытые от посторонних глаз организации, на первый взгляд, не представляющие угрозы для общества. И насколько поэтому важна профилактика сектантства и религиозного экстремизма. Об этом — разговор с известным российским сектоведом, автором книг «Сектоведение», «История Вселенской Церкви» и многих других, президентом Российской ассоциации центров изучения религий и сект, профессором Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александром Леонидовичем Дворкиным, побывавшим недавно в Калининграде по приглашению Калининградской епархии Русской Православной Церкви.
(Окончание. Начало см. № 4 (121), апрель 2014 г.)
— Александр Леонидович, в Калининграде обосновалась некая общность, называющая себя «Искусство жизни» и активно пропагандирующая занятия йогой. Это тоже секта?
— Безусловно. Основатель «Искусства жизни» (ИЖ) — «его божественная милость» Шри Рави Шанкар. Интересно, что даже инструкторы, люди, проработавшие в ИЖ не один год, не знают его подробной биографии. Эта информация закрыта для всех, во всяком случае российских, отделений. Существует так называемая официальная биография. Она содержит типичный для жизнеописаний неогуру набор штампов и сводится к следующему: Рави Шанкар родился в Бангалоре (Индия) и с самого рождения был необыкновенным ребенком. Он пребывал в глубоких медитациях, и т.д., и т.п. С медитаций он начал и свое псевдоучение. Но когда в прессе был поднят шум о негативных последствиях различных техник медитации, в том числе и благодаря деятельности его «коллег»-сектантов (Шри Чинмоя и других), он быстро переориентировался на йогу, хотя суть тоталитарного воздействия на человека, привлекаемого в секту, отнюдь не изменилась. Только внешний антураж.
Надо сказать, что ИЖ развернуло активную деятельность в России, и, к сожалению, это как-то проходит мимо внимания соответствующих органов. Возможно потому, что представители ИЖ любят ослеплять местных чиновников тем, что их организация признана ООН (обладает особым статусом консультационной организации) и Всемирной организацией здравоохранения. Однако никакого официального одобрения их деятельности со стороны ООН и ВОЗ не существует. Принципы их взаимоотношений такие же, как и примерно с тремя миллионами самых разных неправительственных организаций по всему миру. Так что нет никаких оснований утверждать особое положение ИЖ.
Особенно активно ИЖ действует в молодежной среде. Любопытно высказывание в рекламных материалах, ориентированных на студентов: «В Америке, Индии и ряде других стран практика ИЖ вошла в моду и рассматривается как обязательная для получения диплома об образовании». Так написано в издаваемом ИЖ «Молодежном буклете», и это только один из примеров явного искажения реальной ситуации. Подобного, мягко выражаясь, лукавства немало. Так, например, в книгах и лекциях «гуру» смело оперирует «евангельскими» цитатами, которых в Евангелии, разумеется, нет и которые полностью ему противоречат. Да это и неудивительно. Ведь сам «гуру» признается ученикам в своих «лекциях», что он никаких книг не читает, а всю информацию получает непосредственным образом из «божественного откровения».
— Что вы можете сказать об антиалкогольном учении некоего Владимира Жданова, возглавляющего «Союз Борьбы за Народную Трезвость» (СБНТ), также распространившего свою деятельность на Калининград? Организация вроде бы полезным делом занимается, но ее тоже относят к сектантским.
— Среди серьезнейших проблем, с которыми сталкивается сегодняшняя Россия, одно из первых мест занимают алкоголизм и наркомания. Распадаются семьи, остаются беспризорными дети, гибнут люди, вырождается нация. Многие разумные и конструктивные силы общества пытаются бороться с этим злом. Но, к сожалению, также и многие недобросовестные деятели или организации, спекулируя на людском горе, начинают паразитировать на острейшей проблеме. Среди подобных — уже упомянутые сайентологи и муниты, а также секта неопятидесятников, оккультный центр Якова Маршака и многие другие. Ну и, конечно, каждый из них прикрывается благими намерениями и утверждает, что только их методика стопроцентно эффективна и только она способна спасти страну и мир. Но, увы, вездесущие враги не позволяют добиться ее повсеместного внедрения.
Борется с алкоголизмом и наркоманией и широко известный в определенных кругах лектор Владимир Жданов. Поскольку он называет себя православным и постоянно взывает к патриотизму слушателей, многие церковные активисты (как миряне, так и духовенство) приглашают его в свои общины и начинают сотрудничать с СБНТ. К сожалению, должен констатировать, что методы антиалкогольной деятельности, используемые Ждановым, дискредитируют ее, доводя до абсурда. При этом, как оказалось, в общественной публичной деятельности Жданова содержится и весьма ярко выраженный коммерческий интерес, часто реализуемый при помощи не вполне этичных методов. Специфика критики Жданова в том, что он практически ничего не пишет и не публикует, судить о его «учении» можно, только основываясь на видеозаписях его лекций, опубликованных в Интернете, и некоторым их распечаткам.
И все же я сказал бы о явно оккультно-сектантском характере антиалкогольного учения этого «профессора», активно пропагандирующего целый ряд собственных учений и коммерческих проектов — начиная с избавления от алкогольной и табачной зависимостей, улучшения зрения и перехода на раздельное питание до антиглобализма и автаркии, то есть экономического изоляционизма от других стран.
— Глубоко копает…
— На поверку же учение этого «профессора» несуществующего института оказывается не только вопиюще антинаучным, но и, несмотря на его уверения в приверженности Православию, — антицерковным и антихристианским. И не случайно оказалось, что Жданова поддерживает, в частности, клуб «Максималист», известный как секта, и некоторые другие. Сам Жданов высоко отзывается об оккультном учителе Порфирии Иванове, считавшим себя богом. А беспардонное и кощунственное глумление Жданова над элементами Евхаристии — квасным хлебом и вином — не может оставить равнодушным ни одного православного.
— Александр Леонидович, вы упомянули о неопятидесятниках. Для Калининграда это вроде бы что-то неизведанное, но, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.
— Может быть, вам приходилось видеть по телевидению странные молитвенные собрания, когда проповедник вещает со сцены, а весь зал отвечает «аминь!», «аллилуйя!». Потом включают музыку, на сцене пританцовывает группа девиц, припевая простенькие слова типа: «О, Господь Всемогущий!» или «Я люблю тебя, Иисус!». И все вслед за ними начинают притоптывать с поднятыми вверх руками, выкрикивая молитвы, постепенно переходящие в нечленораздельные звуки. Затем проповедник спускается в зал и начинает накладывать руки на голову людям: «Я тебя излечиваю», «Я из тебя изгоняю бесов» или просто: «Прими Духа Святого!». И человек тут же падает и либо начинает биться в конвульсиях, либо вопит и катается по полу, либо просто лежит, «отрубившись». Это и есть неопятидесятническое «Движение веры» (Faith Movement), или «Проповедь веры», оно же «Евангелие процветания».
Секта неопятидесятников в России может носить и другие названия — «Слово жизни», «Живая вера», «Живая вода» и т. п. Частая смена названий — характерная черта тоталитарных сект. Сегодня в России неопятидесятники насчитывают до 300 тысяч человек. Это, безусловно, опасная секта. По исследованиям психиатров Швеции, где они давно и порочно укоренились, у 93 % членов организации «Слово жизни» наблюдается резкое ухудшение психического состояния, 63 % посещают навязчивые мысли о самоубийстве, 25 % совершали попытки самоубийства. Выводы делайте сами.
— Как наши традиционные пятидесятники терпят натиск пришельцев с Запада?
— За последние годы в России выявился специфический феномен: неопятидесятническое «Движение веры» воздействует на традиционных пятидесятников, объединения которых массово принимают новую идеологию, новые порядки и новых «авторитетов». Молодежь валом валит к «новым», у которых, как они сами выражаются, «круто и отвязно». Не нашедшие в нашей стране достаточно прочной базы «старые» пятидесятники, чтобы не вымереть, как динозавры, рано или поздно начинают вводить у себя рок-музыку и приглашать к себе известных зарубежных или уже отечественных проповедников, а те быстро вдалбливают аудитории, какой должна быть «настоящая» христианская жизнь.
— Ничего общего, разумеется, с христианством не имеющая. И как же противодействовать этому злу?
— Более 20 лет назад Москве по благословению Патриарха Алексия II создан Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. Центр (его интернет-сайт — iriney.ru) занимается научно-исследовательской, информационно-консультативной, лекционной и издательской деятельностью. Также Центр поддерживает связь со средствами массовой информации и государственными правоохранительными органами и христианскими антисектантскими организациями в России и за рубежом. Сам я много езжу по стране, выступаю с лекциями перед самыми разными аудиториями, где стараюсь раскрыть опасность тоталитарных сект. Вот и в Калининграде выступал в Кафедральном соборе Христа Спасителя, а также перед студентами в университете.
Беседовал Дмитрий Осипов
|